ИнтервьюЮлия Аксенова,
куратор
Центра «Гараж»
Серия интервью Wonderzine с московскими женщинами-кураторами
В Москве проходит биеннале современного искусства — уже в пятый раз, но впервые ее готовила женщина. Приглашенный бельгийский куратор Катрин де Зегер принципиально составила программу так, чтобы мужчин-художников и художников-женщин было поровну. Кураторами громких российских выставок также все чаще становятся женщины. Мы спросили пять из них, чем женский взгляд на искусство отличается от мужского и с какими вопросами сталкивается современный куратор вне зависимости от пола. В этом выпуске — Юлия Аксенова, куратор Центра современной культуры «Гараж».
аня савина
Юлия Аксенова
куратор Центра современной культуры «Гараж»
Преобладание женщин-кураторов — это дух времени. Женщины умеют ждать, надеяться и верить. Это для куратора важно. Большинство мужчин как-никак художники. А у женщины, например, появляется ощущение материнской заботы, когда она видит пьяного художника, который еще не проспался, а у него встреча, и требуют проект. Женщины более точны, менее амбициозны в смысле «хочу все сейчас и иду по трупам». Я работала с мужчинами-кураторами: например, с Андреем Ерофеевым. Это абсолютное неприятие другого типа мышления, он всегда находится в оппозиции. Женщина тоже преследует свои цели, но добивается их другим, более хитрым путем.
Сегодня идеи возникают, они актуальны, а завтра — никому не нужны. Надо попасть в какой-то промежуток времени, чтобы совпала твоя идея, ресурсы и то, что происходит вокруг. Попадаешь, случается, идешь дальше. Мои самые долгосрочные проекты — это выставка Яна Шванкмайера и Натали Юрберг. Они мировые звезды, у них проходят выставки в лучших музеях мира, но русская публика их никогда не видела. Яна Шванкмайера знают как режиссера, Натали Юрберг знает лишь узкий круг специалистов. Выставку не все поняли. Почему-то считается, что Ян Шванкмайер — очень серьезный художник, а Натали Юрберг — очень несерьезная художница. Это неправильная точка зрения.
Я делаю выставки не только для себя и художника,
я хочу, чтобы их увидели другие люди
Сначала я хотела сделать персональную выставку Натали Юрберг. Она яркая, интересная и непривычная для российской публики. А потом наша команда «Гаража» подумала, что было бы интересно разделить помещение на две территории. Пришла идея, что Ян Шванкмайер мог бы интересно взаимодействовать с Натали. Искусство Юрберг абсолютно женское, феминное. В нем — опыт тела и желания. У Шванкмайера — мужская парадигма: все упорядоченно, жестко, научно, рассматривается через призму разума, несмотря на то, что он играет с подсознательным. Одна из последних тенденций в современном искусстве — это интерес к маргинальному. Шванкмайер — маргинальный художник. Это то, чему была посвящена последняя Венецианская биеннале, — не всегда правильному, неадекватному, трудно описуемому.
Для меня очень важна идея работы с публикой, со зрителями. Я делаю выставки не только для себя и художника, я хочу, чтобы их увидели другие люди. Есть какие-то главные выставки, которые меня поразили, которые до сих пор во мне сидят, бродят. Стамбульская биеннале в 2005 году была потрясающей, потому что было задействовано все пространство города: заброшенные дома, фабрики, музеи. Ты приходишь и видишь работу, которая взаимодействует с окружающим пространством. Московская биеннале произвела переворот в жизни города и страны, запустила процесс растущей популярности современного искусства. Я сделала свой первый кураторский проект именно в рамках биеннале. До этого на выставки ходили 50 человек, которых ты знал лично. У нас не так много проходит интересных интернациональных событий, на которые приезжают именитые гости, кураторы, критики.
иллюстрация: Маша Шишова