ИгрыThat Dragon, Cancer: Зачем родители сделали игру
о борьбе сына с раком
Видеоигра, объясняющая ценность жизни
Текст: Гриша Пророков
В январе вышла небольшая инди-игра под названием That Dragon, Cancer. Её придумали супруги Грин — родители мальчика Джоэла, который в пятилетнем возрасте умер от рака. Грины сделали нечто беспрецедентное: попытались рассказать о любви к своему ребенку и боли от его утраты при помощи видеоигры. Журналист Гриша Пророков объясняет, почему это такое важное произведение — и почему пара часов в мире семьи Грин поможет глубже понять жизнь.
«Что такое боль, если ты не знаешь слова „боль“? Что такое надежда, если не знаешь слова „надежда“?» Солнечный день, отец с сыном сидят на детской площадке в парке. Сыну, Джоэлу, всего два года, но в 12 месяцев у него обнаружили опухоль головного мозга, и его развитие затормозилось — поэтому он не умеет говорить. Отец силится понять, что происходит в голове у сына. «Или кто такой бог? Или что такое радость?» Дует ветер, и Джоэл качается на качелях. Всё это происходит внутри видеоигры.
Что произойдёт дальше, известно с самого начала: Джоэл Грин умер, когда ему было пять лет. Когда он заболел, врачи обещали ему всего несколько месяцев жизни, но он прожил дольше — и родители восприняли это как чудо. Джоэл рос в любящей семье с мамой, папой и тремя братьями. В память о нём родители сделали игру That Dragon, Cancer.
Райан Грин, отец Джоэла, начал делать видеоигру ещё в ноябре 2012-го, когда Джоэл был жив. Она началась с малого, небольшой интерактивной сцены в больнице, где игроку нужно успокоить Джоэла (на самом деле это сделать невозможно); Грин стал показывать That Dragon, Cancer на разных игровых фестивалях и выставках, и проект быстро стал любимым среди инди-разработчиков и критиков. К выходу игры о That Dragon, Cancer успели написать Wired, The New York Times и The Wall Street Journal.
Если вы до сих пор воспринимаете видеоигры как аттракцион, а игра о раке вам кажется дикостью, надо понять — это давно не так
That Dragon, Cancer состоит из нескольких разрозненных сцен разной степени абстрактности. Например, нужно рассказать детям сказку о храбром рыцаре Джоэле и драконе-раке — и она сразу оживает. Или прокатиться на тележке по больнице в день, когда Джоэл закончил химиотерапию. Или проплыть по морю во время грозы. В основном мы смотрим на мир глазами Райана, но не только: тут появляется и его жена Эми, и сыновья, и врачи. В That Dragon, Cancer мало интерактивности: большинство действий делается одним кликом мышки, даётся очень мало свободы — игрок оказывается, скорее, наблюдателем. Тем не менее очень важно, что это видеоигра. Кажется, ни в каком другом медиуме нельзя было бы сохранить такую степень абстрактности и метафоричности и при этом рассказать такую чёткую историю.
Если вы до сих пор воспринимаете видеоигры как аттракцион или развлечение, а игра о раке вам кажется дикостью, надо понять, что это давно не так. Видеоигры, так же как книги или фильмы, могут быть вдумчивым высказыванием на важную тему. Последние несколько лет они с успехом затрагивают самые разные из них: при помощи игр рассказывают о депрессии, болезни Альцгеймера, физическом и моральном насилии и так далее. В 2000-х инструменты для создания и распространения видеоигр стали гораздо доступнее, после чего пошла большая волна маленьких инди-игр. Благодаря своему уникальному языку для некоторых вещей они работают лучше или как минимум по-другому, чем кино, литература и другие виды искусства.
Отчасти That Dragon, Cancer может показаться чем-то нездоровым из-за слишком сильного погружения в глубоко личную историю. Играющий не просто следит за абстрактными героями фильма, а переживает трагедию конкретных людей. На деле же супругам Грин удалось отстранить игрока: благодаря тому, что многие вещи изображены абстрактно (например, есть момент, когда их сын Джоэл летит на воздушных шариках среди раковых клеток, или момент, когда он играет с созвездиями-животными в планетарии), ты всегда помнишь, что перед тобой история, произведение.
Тем не менее это не значит, что игра оставляет равнодушным. Я включил That Dragon, Cancer и начал плакать — и плакал, в общем-то, до тех пор, пока не закончил игру полутора часами позже.
Пожалуй, самая душераздирающая деталь в игре — это использование документальных записей. За время работы над That Dragon, Cancer, Эми и Джоэл много записывали голоса своих детей: тут звучит смех Джоэла, разговоры его братьев и голоса самих родителей. Это всё ещё приём, инструмент, но он работает сильнее любой актёрской игры.
Наверняка к этому моменту кто-то задастся вопросом: зачем всё это? У That Dragon, Cancer много смыслов. С одной стороны, эта игра — попытка коммуникации. Так, родители Джоэла силятся понять своего сына, который не умел говорить (здесь есть несколько сцен в воображении, где Джоэл разговаривает), пытаются интерпретировать его мир. С другой — это личный способ понять и принять смерть теми, кто продолжает жить. Игра посвящена памяти Джоэла, и наверняка авторы с её помощью искали примирения и успокоения. Игра, кстати, не единственное, что они сделали: Грины также выпустили детскую книжку о раке, о создании игры, а о жизни семьи снят документальный фильм «Thank You For Playing». Наконец, это способ рассказать всему миру что-то фундаментально важное: игра позволяет почувствовать ценность человеческой жизни.
Безусловно, с таким серьёзным содержанием That Dragon, Cancer, сложно непредвзято оценивать. Это сильное переживание, потому что это игра о больном раком ребёнке? Или потому что она хорошо сделана? На самом деле, второе. Не просто родители рассказывают о своей личной трагедии — это умное, тонкое, хорошо сделанное произведение.
Местами может показаться, что тобой манипулируют, вроде как давят на кнопки и заставляют заплакать — например, когда показывают Джоэла в особенно счастливые моменты, или когда его мать рассуждает о будущем своего сына, о котором мы точно знаем, что его не будет — но на самом деле здесь ничего не сделано с расчётом вызвать эмоции. Всё показано честно, как есть, просто это «честно» имеет эффект сильнее любого расчёта.
That Dragon, Cancer заставляет столкнуться со смертью и задуматься о ней. Игра говорит о том, что боль — неизбежная часть любой настоящей любви
Райан и Эми — глубоко верующие христиане. Из-за этого в игре много сцен, связанных с религией: родители Джоэла неизбежно воспринимают свою трагедию через призму бога, вспоминают сцены из Библии и ждут чуда. Это переводит все переживания от That Dragon, Cancer на какой-то более высокий, почти мистический уровень: это уже не столько игра о личной трагедии, сколько о том, насколько смерть — важная часть жизни. Одна из последних сцен происходит в церкви. Джоэл уже умирает, и родители молятся о его выздоровлении (тут опять использованы реальные записи голосов). Спасения не приходит, и в этот момент главная идея игры становится окончательно ясной. Очень христианская, она состоит в том, что любовь, страдание и смерть неразрывно связаны — и так и должно быть.
В конце концов That Dragon, Cancer заставляет столкнуться со смертью и задуматься о ней. Игра говорит о том, что боль — неизбежная часть любой настоящей любви. Поэтому если ты страдаешь оттого, что потерял другого человека, значит, ты всё сделал правильно.
Не становится ли послание That Dragon, Cancer более скудным, примитивным, оттого что это видеоигра? Нет. Всё, что супругам Грин нужно было сказать, они блестяще говорят языком видеоигр, и у них не получилось бы того же самого в книге или в кино. Только уникальное сочетание отстранения и погружения, которое есть в видеоиграх, позволяет одновременно прочувствовать всё самое жуткое и понять, что тебе хотят этим сказать. Если вы раздумываете о том, нужна ли вам That Dragon, Cancer, не спрашивайте себя «хочу ли я оказаться в шкуре родителя, потерявшего ребёнка?», а спросите «хочу ли я услышать красивую и печальную историю, которая обогатит моё понимание жизни?».
Изображения: That Dragon, Cancer