МнениеГромкие победы на кинофестивалях: Почему женщин в кино много не бывает
Споры вокруг фестивального кино
Жюри основного конкурса Венецианского кинофестиваля во главе с режиссёром Пон Джун-хо единогласно присудило «Золотого льва» фильму Одри Диван «Событие», адаптации романа Анни Эрно. Лента о студентке, которая хочет сделать аборт во Франции 60-х годов, где это каралось тюрьмой, оказалась очень актуальной в 2021 году: недавно право на аборт ограничили в Техасе, в начале года почти полный запрет на прерывание беременности ввели в Польше. Награду за лучшую режиссуру присвоили Джейн Кэмпион за вестерн «Власть пса» с Бенедиктом Камбербэтчем в главной роли, а приз за лучший сценарий получила Мэгги Джилленхол, представившая дебютный фильм — адаптацию романа Элены Ферранте «Потерянная дочь». Фаворитом основного конкурса многие считали фильм «Рука бога» Паоло Соррентино — в итоге режиссёр получил Гран-при жюри, второй по значимости приз.
Анна Третьякова
Женщины оказались в центре фестиваля не только благодаря наградам, но и тематически. Художественный руководитель Венецианского кинофестиваля Альберто Барбера назвал «женское состояние» его доминирующей темой. При этом не только за счёт самих режиссёрок. Истории женщин рассказали и режиссёры-мужчины: среди главных премьер оказались «Параллельные матери» Педро Альмодовара (за роль в этом фильме Пенелопа Крус получила приз как лучшая актриса) и «Спенсер» Пабло Ларраина с Кристен Стюарт в главной роли. Барбера отметил и ленты, затрагивающие темы насилия по отношению к женщинам: Иван Атталь экранизировал роман Карин Тюиль «Les choses humaines», историю об обвинении в изнасиловании и последующем суде (над адаптацией также работала сценаристка Яэль Лангманн), а Ридли Скотт рассказал историю Маргарит де Карруж в «Последней дуэли», сценарий которой вместе с Беном Аффлеком и Мэттом Дэймоном писала Николь Холофсенер.
Главные награды основного конкурса достались именно режиссёркам, притом что среди 21 фильма-участника только пять были сняты женщинами (один из них — российский «Капитан Волконогов бежал» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова). Накануне фестиваля издание Variety спрашивало Альберто Барберу о сокращении числа режиссёрок в основном конкурсе, ведь в прошлом году было представлено восемь фильмов, снятых женщинами. Барбера посчитал это просто случайностью — в 2019 году и вовсе было две картины кинематографисток, сказал он. Доля режиссёрок в общем числе заявок на фестиваль также упала по сравнению с прошлым годом (с 28 до 26 %) — Барбера предположил, что пандемия сильнее сказалась на проектах женщин, нежели мужчин, но добавил, что всё же «импульс к достижению большего гендерного баланса невозможно остановить».
«Импульс к достижению большего гендерного баланса невозможно остановить»
На Каннском кинофестивале в этом году произошла похожая ситуация: из двадцати четырёх картин, отобранных на основной конкурс, четыре были сняты женщинами. И главный приз, «Золотую пальмовую ветвь», получил фильм Жюлии Дюкорно «Титан». Француженка стала второй в истории фестиваля женщиной, удостоенной этой награды, в 1992 году её получила Джейн Кэмпион за фильм «Пианино». Всё же в этом году на фестивале в целом было представлено рекордное количество фильмов, снятых женщинами, и многие из них были отмечены важными наградами. Российская режиссёрка Кира Коваленко получила Гран-при конкурса «Особый взгляд» за картину «Разжимая кулаки». «Золотую камеру», премию за лучший дебютный полнометражный фильм, получила Антонета Аламат Кусиянович за фильм «Мурина».
Накануне Каннского фестиваля его директоры обязались работать над гендерным равенством, причём не только относительно программы и участников фестиваля, но и в исполнительном совете организации, а также обещали повысить прозрачность отбора, обнародовав имена членов отборочной комиссии. Ведь совсем недавно, в 2018 году, 82 женщины выступили против гендерного неравенства в Каннах, отметив, что за всё время существования фестиваля на тот момент было представлено только 82 фильма, снятых женщинами.
Заслуженная профессорка кино Сент-Эндрюсского университета Дина Иорданова исследовала «сложную историю» женщин на Каннском кинофестивале. Она изучила, как в Каннах работы кинематографисток обходили стороной, а ранее и вовсе называла фестиваль «клубом для своих». Проблему она увидела как раз в отборе картин для фестиваля и привела в пример великих французских режиссёрок, Аньес Варда и Клэр Дени, а также Катрин Брейя, творчество которой когда-то вызывало множество споров и подвергалось цензуре, — фильмы каждой из них только однажды участвовали в конкурсе фестиваля. Кроме этого, по словам Иордановой, фестивали часто использовали аргумент, что фильмов, сделанных женщинами, просто гораздо меньше. Однако её опыт посещения фестивалей кино, созданного женщинами, говорил об обратном. Исследовательница считает, что фильмы, представленные на таких фестивалях, именуют «женскими», подразумевая под этим то, что они не способны заинтересовать широкую аудиторию.
Такое объединение фильмов в категорию «женских» на самом деле не характеризует эти картины. Да, идентичности кинематографисток могут влиять и влияют на темы, которые они раскрывают в своих сценариях и фильмах, отражать их перспективу, но от этого фильмы не становятся однообразными. Это доказывают и представленные на конкурсах фильмы. Жюлия Дюкорно исследовала травму, гендерную идентичность в жанре боди-хоррора, Мэгги Джилленхол сняла историю о материнстве и переоткрытии себя, Ана Лили Амирпур представила картину «Мона Лиза и кровавая луна» о девушке-аутсайдерке и дружбе, Антонета Аламат Кусиянович исследовала в «Мурине» желания девочки-подростка и её непростые отношения с отцом. Главный герой «Власти пса» Джейн Кэмпион — вселяющий страх в окружающих мужчина, и ленту можно воспринимать как взгляд режиссёрки на маскулинность, она также исследовала материнство благодаря героине Кирстен Данст. Наконец, Одри Диван сняла ленту о праве женщины распоряжаться своим телом.
Ленту Диван сравнивают с другими фильмами, когда-то участниками фестивалей, затрагивающими тему аборта, например «Верой Дрейк» Майка Ли и «4 месяца, 3 недели и 2 дня» Кристиана Мунджиу. Однако на деле они отличаются по сюжету, говорят о разных странах и разных судьбах. Опять же тема значимости права женщины на своё тело остаётся очень актуальной, в том числе и для российских зрителей. А взгляд на эту тему женщины, к тому же адаптировавшей автобиографический роман другой женщины (вскоре книга Эрно выйдет и на русском), привнесёт ещё одну перспективу и вновь осветит всё ещё табуированную тему.
Победы на конкурсах — это не только престиж, но и последующие контракты на дистрибуцию
Решения жюри знаменитых кинофестивалей отразили изменения в обществе, запрос на разнообразные истории, отражающие опыт женщин, а главное — рассказанные ими самими. Стоит отметить, что жюри основного конкурса Венецианского фестиваля было очень разнообразным (что не помешало ему принять единогласное решение о фильме Одри Диван), а в жюри Каннского даже преобладали женщины. Кстати, они сказали, что мечтают о том, чтобы на фестивалях больше не было дебатов о женщинах, их репрезентации, говорили о готовности общества к переменам и значении female gaze.
На самом деле тот факт, что даже не достигший гендерного равенства Венецианский фестиваль описывают как тематически женский, а победа Жюлии Дюкорно в Каннах вызвала такой резонанс, показывает, что это только один из первых важных шагов для женщин в кино. И напоминает о том, как они были недопредставлены на фестивалях, а следовательно, и в мейнстриме. И главное здесь то, что победы на конкурсах — это не только престиж, но и последующие контракты на дистрибуцию фильмов и достижение большей аудитории. Одри Диван, например, после триумфа подписала контакт с агентством САА на дистрибуцию фильма в США. О прокате фильма в России пока не известно, но «Титан» Жюлии Дюкорно появится в кинотеатрах уже в конце месяца. Фильм более именитой Джейн Кэмпион вскоре выйдет на Netflix, как и дебют Мэгги Джилленхол. Для менее известных режиссёрок даже само участие в конкурсе (и логотип фестиваля, появляющийся в начале фильма) влияют на его прокатную судьбу, отчего номинации также важны, а разнообразие участников должно иметь значение ещё при отборе. И чем больше женщин будет представлено на фестивалях, тем будет лучше для последующего развития киноиндустрии и культуры в целом. Потому что фильмы, созданные женщинами, такие же разные, как они сами. Это не однообразный монолит, а разнообразные человеческие истории, рассказанные с самых разных точек зрения.
ФОТОГРАФИИ: Mubi, labiennale, festival cannes, Getty Images