Мнение#NotMyAriel: Почему русалочка-афроамериканка — это круто
И так ли уж много разнообразия в работах Disney
александра савина
На днях студия Disney утвердила актрису на роль Ариэль в предстоящем игровом ремейке «Русалочки». Её предстоит сыграть Хэлли Бэйли — певице, известной по группе Chloe x Halle, которую она создала вместе с сестрой. Это была бы просто одна из многочисленных новостей о кастинге, но всё не так просто: Бэйли — афроамериканка, и её назначение вызвало бурную реакцию. Пока одни радовались, что актёрский состав диснеевского кино наконец становится разнообразнее, другие, наоборот, возмущались тем, что студия идёт против мультфильма-«первоисточника», где главная героиня — светлокожая рыжая девушка, вдохновлённая актрисой Алиссой Милано.
Чтобы увидеть весь спектр возмущения кастингом, далеко идти не придётся — достаточно взглянуть на любую ветку комментариев под этой новостью или в твиттер, где хештег #NotMyAriel выбился в топ. Один из самых частых доводов — что Хэлли Бэйли не соответствует сказке Ганса Христиана Андерсена: героиня датского произведения якобы обязана иметь белый цвет кожи. Действительно, в первоисточнике есть описание внешности русалочки: «Все шестеро принцесс были прехорошенькими русалочками, но лучше всех была самая младшая, нежная и прозрачная, как лепесток розы, с глубокими синими, как море, глазами. Но и у неё, как у других русалок, не было ножек, а только рыбий хвост». Даже если отбросить тот факт, что «прозрачная, как лепесток розы» ещё не означает «белая кожа» (в конце концов, розы бывают самых разных цветов!), мультфильмы Disney очень сложно назвать верными оригиналу. Например, у Андерсена героиню ставят перед тяжёлым выбором: она должна убить принца или умереть сама — но вместо этого она бросается в воду. Там её находят мифические дочери воздуха — вместе с ними она будет стараться обрести бессмертие, делая добрые дела, а вовсе не счастливо выйти замуж, как в мультфильме. И это далеко не единственный пример: «Горбун из Нотр-Дама» 1996 года, созданный по мотивам «Собора Парижской Богоматери», тоже заканчивается счастливым союзом. В мультфильме цыганка Эсмеральда остаётся с капитаном Фебом, а Квазимодо отходит в сторону, чтобы не мешать их счастью. В оригинале Гюго, напомним, Эсмеральда и Квазимодо погибают — и это мало похоже на диснеевский сюжет.
Конечно, вполне вероятно, что создавая «Русалочку», Андерсен думал о белокожей девушке. Но сказка написана в 1837 году и соответствует мировоззрению девятнадцатого века, а мир с тех пор сильно изменился. Неудивительно, что любимые старые сюжеты не проходят проверку временем — и сказок и их новых экранизаций это тоже коснулось. В недавно вышедшем на экраны «Аладдине», например, Жасмин не «дева в беде», а вполне самостоятельная героиня, которая в конце становится султаном (султаншей!) Аграбы. В «Красавице и чудовище» Белль становится изобретательницей — что уже неплохо, учитывая, как часто историю критикуют за воспевание стокгольмского синдрома. Ещё раньше Disney постарался пересмотреть с «женской» перспективы «Спящую красавицу», где Малефисента не просто мстительная злодейка, а героиня с предысторией и мотивацией, жертва предательства. У оригинальной «Русалочки» тоже не самый прогрессивный и феминистский посыл: героиня идёт на огромные жертвы, чтобы завоевать сердце принца. Неудивительно, что и эту историю хотят сделать более соответствующей духу времени.
Ещё один популярный довод противников Хэлли Бэйли в роли Ариэль — «биологический»: русалочка живёт под водой, куда не проникают солнечные лучи, а значит, она должна иметь белую кожу. Даже если оставить в стороне ненаучность аргумента (цвет и оттенок кожи не загар и не объясняются тем, сколько времени человек проводит на солнце), вопросы к нему всё равно остаются. Если мы так упираем на биологическую достоверность, почему бы Ариэль тогда не выглядеть как глубоководной рыбе — прозрачной, с клыками и фонариком? Как быть с тем фактом, что в мультсериале о русалочке уже встречалась русалка с другим цветом кожи? Наконец, почему нам легко принять рыбий хвост, бюстгальтер из ракушек и окружающую Ариэль магию — но другой цвет кожи кажется слишком радикальной переменой? Конечно, можно найти сотни причин, по которым новая Ариэль будет «неправильной», но кажется, всё это лишь способ рационализировать расистские взгляды — пусть и относительно доброжелательные.
Зрителей, возмущающихся тем, что новая Ариэль не похожа на русалочку их детства, можно понять. У многих с мультфильмом связаны тёплые детские воспоминания, многие ассоциировали себя с главной героиней и мечтали покрасить волосы в ярко-красный цвет. Проблема лишь в том, что долгое время все принцессы Disney были исключительно белыми — девочкам с другой внешностью ассоциировать себя было попросту не с кем. Первый полнометражный мультфильм Disney, «Белоснежка и семь гномов», появился в 1937 году. Первая героиня-афроамериканка в работах студии появилась лишь 72 года спустя, в 2009 году, в мультфильме «Принцесса и лягушка». Нельзя сказать, что и до того у Disney было всё хорошо с репрезентацией. Героини иного происхождения, не считая «Книги джунглей» и «Питера Пэна», начали широко появляться в их мультфильмах лишь в девяностых: принцесса Жасмин (1992 год), Покахонтас (1995 год), Эсмеральда (1996 год), Мулан (1998 год), Лило (2002 год). При этом то, что выходило на экраны, нередко оказывалось полным расистских стереотипов: вспомните «дикарей» и «цивилизованных людей» в «Покахонтас» или абстрактный «Восток», где за кражу отрубают руку, в «Аладдине». Более того, расизм сквозил и в деталях — например, у положительного героя Аладдина гораздо более «европеизированная» внешность, чем у злодея Джафара.
Возмущённые тем, что у людей с белой кожей отнимают их культурное «наследие» — белокожую русалочку, — забывают, что у людей с иной внешностью и происхождением долгие годы подобного «наследия» практически не было. Идея, что если бы Покахонтас сыграла белая актриса, это вызвало бы совершенно аналогичные возмущения, кажется логичной только на первый взгляд. Истории Покахонтас, Мулан и Тианы напрямую связаны с их происхождением и, соответственно, внешностью и цветом кожи. И сегодня таких героинь по-прежнему не большинство — есть Моана, но есть Эльза и Анна, которым посвящают уже второй мультфильм, Мерида из «Храброй сердцем» и Рапунцель. Есть новая Ариэль — Хэлли Бэйли, а есть Лили Джеймс в роли Золушки, Эмма Уотсон в роли Белль и Миа Васиковска, играющая Алису. Новые Русалочка и Ариэль — конечно, повод для радости. Но по-настоящему радикальным шагом для Disney было бы вместо ремейков снимать новые истории, дав голос людям самого разного происхождения. Правда, пока для них это слишком смелая идея.