Мнение Гнойный против Оксимирона: Как батлы заняли место политических дебатов
Чему российские политики могут поучиться у рэперов
дмитрий куркин
Минувшей ночью в Санкт-Петербурге состоялся один из самых ожидаемых российских рэп-батлов года. Гнойный (в миру Слава Карелин) сразился с Оксимироном (Мироном Фёдоровым) и, по слухам, одержал убедительную победу. Важен тут не столько вердикт судей — по общему впечатлению, Мирон ещё может вернуть себе корону, — сколько то, что ещё до начала батла было очевидно: к воскресной схватке двух ёкодзун в Сети будет приковано куда большее внимание, чем, скажем, к недавним дебатам Алексея Навального с Игорем Стрелковым.
Тому, кто захочет делать новую политику в стране, придётся ориентироваться на рэп-батлы
Батл Гнойного и Оксимирона с одинаковой дотошностью освещали профильные сайты, ютьюб-блогеры и СМИ федерального уровня. И это притом что полной записи поединка в Сети нет до сих пор, а восстанавливать хронику батла, прошедшего, как принято, при закрытых дверях, приходится по коротким любительским роликам, снятым на смартфоны.
Бешеная популярность батлов давно не новость, за ними следят даже те, кто реалиями русского рэпа интересуется слабо. И всё же в минувшее воскресенье стало окончательно ясно, что формат «версуса» в российской повестке дня занял место политических дебатов. И тому, кто захочет делать новую политику в стране, волей-неволей придётся ориентироваться на техники битвы за респект.
Строго говоря, между дебатами и рэп-батлами нет таких уж радикальных отличий. У них схожая структура спортивного поединка — несколько тематических раундов, по итогам которых зрители или жюри выносят своё решение. У них схожие понятия хорошего тона: свидетели вчерашнего батла отмечают отдельно, что Гнойный выиграл его, не прибегая к «чёрным панчам», то есть к совсем уж грязным оскорблениям оппонента, чем, вероятно, заработал дополнительные очки. И в дебатах, и в батлах формальная победа не самоцель, а только один из ключиков к общественному влиянию — небесконечному ресурсу, который время от времени нужно подкреплять новыми мощными выпадами в адрес оппонентов. В конце концов, не так важно, кто победит — важно, кто «хайпанёт».
В батлах же оформился и закалился нынешний «политический истеблишмент» местной рэп-сцены. Справа — Оксимирон, космополит, западник, принципиально дистанцирующийся от русского рэпа, либерал с набором тех изъянов, которые обычно находят у либералов: как Навальному ставят на вид его симпатии к националистам, так и Фёдорову принято «предъявлять» за его респекты правым рэперам вроде Луперкаля. На социалистическом фланге — Гнойный, он же Слава КПСС, наследник обнинской рэп-группировки «Ленина Пакет», по всем признакам этакий «модный левый», новое лицо, с которыми у реальных российских левых всё очень грустно. Это не значит, что нынешний батл-рэп нужно автоматически сверять с политической повесткой. Это значит, что русский рэп не настолько «вещь в себе», как принято думать. Он живёт и дышит тем же воздухом, что и люди, пытающиеся расшевелить болотце российской политики.
Любой политической кампании нужны свои маяки, знаковые фигуры
Это явно чувствуют и сами политики — хотя не все понимают, что с этим делать (притом что простор для возможной коллаборации Оксимирона с Навальным не увидел только ленивый). Неловкие попытки заигрывания с «молодёжной средой» через обращение к субкультурному сленгу мало кого доводит до добра: кто бы ни вложил в голову справоросса Миронова идею объявить себя «Эмси ОксиМироновым», они явно недооценили поколенческий разрыв и то, насколько нелепо будет выглядеть депутат в глазах целевой аудитории.
Но это не значит, что обращение к урбан-культуре и её авторитетам заведомо провальная идея. В Британии, где над политиками, цитирующими грайм-артистов, всё ещё посмеиваются в кулачок, в канун недавних выборов сложился альянс, который ещё пару лет назад вряд ли был бы возможным: лидер лейбористов Джереми Корбин смог заручиться поддержкой объединения Boy Better Know, ударного авангарда британской рэп-сцены.
Сколько именно голосов положил в копилку партии неожиданный эндорсмент со стороны этого «голоса улиц», оценить трудно, но косвенно эффект подтверждается: на избирательные участки пришло немало тех, кто в прежние годы к выборам был подчёркнуто равнодушен, — молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет серьёзно качнули весы в пользу партии труда. Само собой, у них были на то и более серьёзные причины, чем совместные фото Корбина и Джейми Аденуги (он же Jme, основатель Boy Better Know). Но любой политической кампании нужны свои маяки, знаковые фигуры — и звёзды грайма стали такими для нынешних лейбористов, как в середине 90-х ими были звёзды брит-попа.
Российским политикам, которые хотят заручиться поддержкой условных «слушателей „ВКонтакте“», придётся делать первый шаг самим. Русский рэп, во-первых, политическим эндорсментом традиционно брезгует, а во-вторых, прекрасно чувствует себя и без него (редкие исключения вроде протеже Тимати Саши Честа с песней про «лучшего друга — президента России» только подтверждают правило). Тем не менее живой пример работы с аудиторией у них перед глазами: позабытое, а скорее задавленное искусство дебатов если где и сохранило силу и нерв, то, конечно, в рэп-батлах.