Новости«Хорошего театра нет»: режиссёрка Женя Беркович о цензуре в сфере культуры
«Лучше сделать один хороший спектакль „про сейчас“, чем пятьсот очередных спектаклей по Пушкину и Островскому с подмигиваниями и намёками»
Режиссёрка и сценаристка Евгения Беркович дала интервью «Новой рассказ-газете», в котором рассказала об ощущении себя и страны в новых реалиях после 24 февраля. «У меня нет ощущения, что моя жизнь разделилась на до и после. Всё это началось гораздо раньше. Лично для меня точкой невозврата был „закон подлецов“. Это не значит, что до этого момента всё было тихо-мирно, просто тогда прозвучало моё личное внутреннее „Всё!“. Потому что тогда — впервые на моей памяти — власть громко и внятно сказала: „Мы будем наказывать не того, кого считаем виноватым, а всех и просто так“».
Также Беркович прокомментировала закрытие «Гоголь-центра». «Это был хороший театр. Теперь хорошего театра нет. Был коллектив классных людей, которые остались без работы, а зрители остались без этих людей, — отметила она. — Не могу сказать ничего красивого: закрытие „Гоголь-центра“ — это грустно, причём вне зависимости от того, как сложится судьба каждого из его сотрудников и появятся ли в России новые хорошие театры. То, что будет, будет другим, а это хорошее уже не повторится».
Помимо этого, режиссёрка рассказала о своём отношении к театральной цензуре и изменениях, которые происходят в российской культурной среде. «На мой личный взгляд, лучше сделать один хороший спектакль „про сейчас“, чем пятьсот очередных спектаклей по Пушкину и Островскому с подмигиваниями и намёками, — поясняет она. — Единственный театральный жанр, который может оставаться „про настоящее“, даже апеллируя к прошлому, — это мюзикл. Он меня сейчас больше всего и интересует».
«Культура не останавливает насилие, пора уже перестать страдать манией величия по этому поводу. При этом написать стихотворение быстрее и проще, потому что ответственность лежит только на авторе и больше ни на ком, а при постановке спектакля есть опасность подставить всю команду. Спектакль проблематично поставить „в стол“. Зато если в театр придёт хотя бы восемьдесят человек — это уже невероятно значимо, потому что это живая энергия, — считает Беркович. — Удивительно, что даже в условиях такой цензуры, как сейчас, находятся режиссёры, которые умудряются продолжать говорить со сцены».
Обложка: Женя Беркович / Соцсети