КнигиОтрывок из книги «Это просто я»: Почему мы не помним раннего детства?
Как наука объясняет наши странности и привычки?
Порой, чтобы познать самих себя, мы задаёмся простыми вопросами: Почему я откладываю дела, помню то, чего на самом деле не случалось, чувствую, что что-то упускаю? Почему краснею, рисую во время совещаний или часто моргаю? На эти вопросы увлекательно, кратко и простым языком (и с примерами из поп-культуры) отвечает учёная из Мельбурнского университета Джен Мартин в своей книге «Это просто я: Как наука объясняет наши странности и привычки?». А её статьи сопровождают иллюстрации художницы Холли Джолли. Книга выходит в издательстве «Альпина Паблишер».
Мы публикуем отрывок «Почему я не помню раннего детства?», в котором Джен Мартин описывает детскую амнезию — и виды амнезии в целом.
Почему я не помню раннего детства?
К какому возрасту относятся ваши самые ранние воспоминания? Мало кто способен вспомнить себя в возрасте до трёх лет. Согласно результатам исследований, мы не помним, как рождались на свет (даже если кто-то и утверждает, что помнит). Авторы других научных работ считают, что мы с трудом можем восстановить в памяти события первых семи лет жизни.
Почему мы не помним события раннего детства? Мы ведь не утратили навыки, освоенные в тот период: не разучились ходить, говорить, ездить на велосипеде — словом, делать всё то, чему люди учатся в первые годы жизни.
Согласно одной гипотезе, причина детской амнезии — отсутствие речи у маленьких детей. Если ребёнку не хватает словарного запаса, чтобы описать событие, когда оно происходит, он не сможет описать его и позже, когда будет знать нужные слова.
Сегодня учёные считают: первые годы жизни мы забываем потому, что в этот период в гиппокампе — важнейшей области головного мозга, участвующей в формировании памяти, — активно образуются новые нейроны. При этом уже сформировавшиеся участки нервной сети разрушаются, а значит, стираются и воспоминания. Отрезок жизни, который мы не помним, — это, возможно, именно тот период, когда наш мозг учился учиться. И запоминать.
Спасибо за воспоминания!
Существует несколько видов амнезии: одни встречаются чаще, другие — реже. При ретроградной амнезии из памяти стираются все воспоминания до определённого момента (например, до травмы мозга). Учёные изучают этот вид амнезии уже более 120 лет. Они обследовали множество пациентов, в том числе женщину, известную как GH. В августе 2002 года ей сделали операцию. Придя в себя после наркоза, она была уверена, что на дворе май 1989 года, и перестала узнавать собственных детей. О своей жизни с мая 1989 года до момента пробуждения GH не помнила ничего.
Позднейшие исследования показали, что на самом деле мозг сохраняет утраченные воспоминания, но доступ к ним закрыт — из-за болезни или травмы. Учёные обнаружили, что если воздействовать светом на особые нервные клетки, хранящие воспоминания (так называемые энграмклетки), то память можно восстановить.
Амнезия может проявляться и во многих других формах, более сложных. Так, у профессионального виолончелиста тяжёлая амнезия развилась после перенесённой нейровирусной инфекции. Из его памяти стёрлись все прошлые события, он не узнавал родных и друзей, а также испытывал трудности с формированием новых воспоминаний. При этом он прекрасно помнил и мог сыграть любое знакомое музыкальное произведение и сохранил способность читать новые ноты и исполнять музыку, которую никогда ранее не слышал. Это говорит о том, что области мозга, отвечающие за обучение игре на музыкальных инструментах и музыкальную память, отделены от областей, связанных с другими видами памяти.
Плыви, рыбка, плыви!
На необычных проявлениях амнезии, показанных с разной степенью достоверности, строятся сюжеты многих фильмов. Помните забывчивую рыбку Дори («В поисках Немо»)? Название раздела — строчка из её песенки. Или возьмём, к примеру, Леонарда Шелби из фильма Кристофера Нолана «Помни». Амнезия, которой страдают эти персонажи, изображается наиболее реалистично. Это антероградная амнезия (причём Шелби не способен ничего помнить дольше пяти минут).
У страдающих антероградной амнезией сохраняются личность и воспоминания о событиях, случившихся до определённого момента (скажем, до получения черепно-мозговой травмы), но утрачивается способность запоминать новые события. В фильме «Помни» Шелби вытатуировал у себя на теле детали, связанные с убийством его жены, — это был единственный способ сохранить их в памяти.
Об этом виде амнезии мы многое узнали благодаря одному знаменитому пациенту — некоему Генри М. В этом случае амнезия стала результатом неудачной операции на мозге (в попытке снизить интенсивность эпилептических припадков). В ходе операции Генри удалили несколько участков мозга, и он утратил способность запоминать всё, что бы ни происходило с ним после операции: события сохранялись в его памяти не дольше нескольких минут.
В фильме Питера Сигала «50 первых поцелуев» Дрю Бэрримор играет Люси — учительницу, которая помнит лишь события настоящего дня. Каждое утро она просыпается, ничего не зная о том, что было с ней раньше.
На вымышленную историю Люси похожа подлинная история пациентки, также известной по аббревиатуре — FL. В 2005 году она попала в автомобильную аварию, после чего тоже запоминала лишь текущие события. Весь день её память работала нормально, но к следующему утру она всё забывала.
Поворот не хуже, чем в кино. Как показало обследование, на восприятие этой женщиной собственного недуга могло повлиять и то, как амнезия изображена в фильме с Дрю Бэрримор (её любимой актрисой). Когда FL просили рассказать о событиях, случившихся до аварии, но не упоминали, когда именно они произошли, она легко их вспоминала. В результате лечения её память постепенно восстановилась.
Недаром говорят, что жизнь подражает искусству.