КнигиАнтарктика, секс
и криминал:
7 книг о резкой смене обстановки
«Что я делала, пока вы рожали детей» и другие
Решение бросить всё и купить билет в дальние края всегда соблазнительно. Оно может стать как недолгой отсрочкой от проблем, так и судьбоносным шансом увидеть, что останется, если вычесть из своего «я» привычную обстановку, встретиться лицом к лицу с комплексами, страхами и слабостями и заново обрести себя. Об этом семь книг из нашей подборки — ведь где бы ни приземлился самолёт, от себя не убежишь.
Текст: Дина Ключарева
Рэйчел Джойс
Невероятное паломничество Гарольда Фрая
Эксмо
Гарольд Фрай — скромный и вежливый пенсионер из британской глубинки. Полжизни он проработал на заводе, давно женат, но с супругой почти не общается и понятия не имеет, чем занимать своё время. Но в один совершенно обычный день почтальон приносит Гарольду письмо от бывшей коллеги Куинни Хеннесси, которую он когда-то крупно выручил. Куинни неизлечимо больна, благодарит его за всё хорошее и прощается навсегда. Гарольд выходит отправить ей ответное письмо, но проходит мимо одного почтового ящика, второго, третьего… И так начинается его пешее путешествие через всю Англию.
В парусиновых тапочках и без всякого багажа Гарольд отважно шагает к хоспису Куинни и верит, что она не умрёт, пока не увидит его. Гарольда ждут встречи с самыми разными попутчиками, испытание известностью калибра бегущего Форреста Гампа, погружение в тяжкие воспоминания о прошлом, осознание собственных чувств — и, разумеется, сама Куинни.
Дебора Леви
Горячее молоко
Эксмо
Медитативный и кинематографичный роман о сепарации от родителей. Ради заботы о больной матери Розе молодая англичанка София бросила аспирантуру и подрабатывает в кофейне, мучается от нереализованности и живёт в мутном пузыре депрессии. Властная и капризная Роза требует безраздельного внимания дочери, страдает от загадочного недуга и теряет возможность ходить, но никто не может поставить ей диагноз, и никакие лекарства не помогают. В последней надежде София и Роза прибывают в частную клинику на юге Испании.
Пока доктор Гомес и его дочь-медсестра (тоже по-своему несчастные) занимают время Розы анализами и обследованиями, София переключается на свежую обстановку и новых знакомых — и потихоньку выплывает к самой себе. Ласковое море, медузы, собаки, шёлковые майки, палящее испанское солнце, сухие губы подруги, открывающая глаза поездка к отцу в Афины и налаживание контакта с собственной сексуальностью перезапускают жизнь Софии и помогают ей сделать первый шаг к такому тяжёлому, но важному процессу — отделению себя от мнений и желаний доминирующей матери.
Фредрик Бакман
Здесь была Бритт-Мари
Синдбад
Если вы читали предыдущую книгу Фредрика Бакмана «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения», то уже знакомы с её самой неоднозначной героиней — педантичной королевой пассивной агрессии Бритт-Мари. После драматичного финала «Бабушки» Бритт-Мари решает сменить обстановку и устраивается на работу в молодёжный центр в крошечном посёлке шведского захолустья.
Отчаянная перфекционистка, она приходит в ужас от того, что её ждёт на новом месте: беспорядок, грубияны, люди с алкогольной зависимостью, и чудовищно невоспитанные дети, которые постоянно пачкаются. Но мало-помалу непосредственные местные жители растопят сердце Бритт-Мари, и она откроется с новой стороны — окажется, что пресловутый пунктик на чистоте может быть отголоском так и не пережитой давней трагедии, а друзей можно завести даже среди хамоватых чудаков и крыс.
Кристин Ньюман
Что я делала, пока вы рожали детей
Эксмо
Откровенная и ироничная автобиография голливудской сценаристки скорее похожа на задушевный разговор с подругой-авантюристкой, чем на одухотворяющее чтиво вроде «Есть, молиться, любить». Кристин отказывается верить в институт брака: перед её глазами масса наглядных примеров в виде многочисленных замужних приятельниц и собственных родителей, разлюбивших друг друга за долгое время вместе. Наплевав на намёки окружающих про тикающие часики, Ньюман при каждой удобной возможности покупает свою «пилюлю от тоски» — билет на самолёт — и пускается на поиски приключений (преимущественно эротических).
Кристин бесстрашно исследует карту мира от России и Аргентины до Исландии и Новой Зеландии и всюду заводит друзей, бойфрендов и романы на одну ночь. Израильский бармен, финский игрок в покер, сексуальный бедуин и аргентинский священник — и это далеко не весь список её увлечений. Ньюман наслаждается свободой от обязательств, которая в то же время гложет её где-то глубоко внутри — о чём рассказывает так же честно и самокритично, как и о своих любовных похождениях. Спойлер: к финалу Кристин найдёт семейное счастье и поймёт, что завести мужа, дом, детей и собаку — это так же нормально, как и жить и заниматься любовью в своё удовольствие без оглядки на суждения окружающих.
Юхан Харстад
Где ты теперь?
Флюид ФриФлай
В оригинале книга носит совсем другое название: «Баз Олдрин, куда ты пропал?». Что намного точнее, потому что Баз Олдрин, второй ступивший на Луну человек, чьи заслуги заслонила слава Нила Армстронга, — ролевая модель героя книги.
Инфантильный интроверт Матиас живёт в норвежском Ставангере размеренной и неприметной жизнью, работает садовником и наслаждается предсказуемостью своих будней. Он категорически не любит выделяться, во всём предпочитает второстепенные роли и хочет просто делать своё дело и приносить кому-то пользу. Но привычный уклад рушится, когда в один момент Матиас лишается работы и обнаруживает, что девушка ему давно изменяет. В отчаянии герой пытается затеряться на краю света — на Фарерских островах, где холодно и пустынно, острые скалы и холмы, снег и дожди, нет деревьев и места садоводству, а овец больше, чем людей. Здесь, среди молчаливых китобоев, таких же нелюдимых одиночек, как и он, Матиас находит новых друзей и некое утешение в том, что иногда быть для кого-то первым и самым дорогим вовсе не так уж и плохо.
Подкупает, что Харстад в романе не следует традиционной схеме «исцеления бегством»: хэппи-энда тут нет и влюблённость не спасает от душевных расстройств. Зато есть неожиданные повороты сюжета, интересные рассказы о космосе, лунной миссии и жизни на Фарерах и много цитат из песен R.E.M., The Cardigans и a-ha. Но, пожалуй, главный источник очарования книги — чёткие фразы, лаконичные предложения и по-нордически неторопливое и меланхоличное повествование.
Люси Невилл
О, Мексика! Любовь и приключения в Мехико
Рипол Классик
Юная австралийка Люси оканчивает университет и оказывается на перепутье между поиском работы и годовым перерывом после учёбы. Девушка выбирает второй вариант и под формальным поводом «подтянуть испанский язык» отправляется в Мексику, которая завораживала её с детства. Люси устраивается на работу учительницей английского, находит квартиру с привлекательным соседом-мексиканцем Октавио и с головой погружается в новую культуру и реалии местной жизни. Она попадает в удивительный мир: шумный, яркий, полнокровный и очень опасный — здесь похищения, убийства и криминальные разборки считаются абсолютно будничными явлениями, всюду коррупция, а общественные правила и законы никто не считает обязательными к соблюдению.
Не романтизируя, но и не нагнетая, Люси откровенно рассказывает обо всём, что видит вокруг: как местные любят всё делать в последний момент, как женщины пашут на износ, а мужчины предпочитают отлынивать, как пышно отмечается День мёртвых, как мексиканцы едят, пьют, веселятся и не унывают, несмотря на тяжёлую и преимущественно бедную жизнь. Книга захлёбывается цветами, запахами и жизнью во всех проявлениях, а самой Люси — которая на глазах у читателя учится отстаивать свои права, заводить друзей и толерантно относиться к чужим традициям — легко сочувствовать и симпатизировать, переживать за её приключения и вместе с ней выбирать между двумя возлюбленными.
Фелисити Эстон
Alone In Antarctica
Counterpoint
Фелисити Эстон — опытная полярница: она неоднократно совершала переходы по ледникам и несколько лет работала метеорологом в британской антарктической экспедиции. Но даже для неё, бывалой путешественницы, сведущей в нюансах экстремального климата, одиночный переход через Антарктику оказался переворачивающим душу опытом, о котором Эстон и рассказывает в книге «Одна в Антарктике». Фелисити стала третьим человеком в мире, в одиночку пересекшим Антарктику, и первым, кто сделал это на своих двоих, без вспомогательных средств — её предшественники использовали кайты.
Путешествие Эстон в 1744 километра заняло 59 дней и принесло ей место в Книге рекордов Гиннесса. Самым сложным в этом походе оказались не тяжёлые сани с провизией за спиной или опасные ледяные расщелины под лыжами, а полное и опустошающее безмолвие вокруг, с которым Эстон долго не могла свыкнуться. При этом Антарктика для Фелисити вовсе не ледяная пустыня: снежные глыбы похожи на висячие сады, а редкое и далёкое солнце становится желанным любовником.
Как и нашумевшая «Дикая» Шерил Стрэйд, по которой снят одноимённый фильм с Риз Уизерспун, книга Эстон — не тревелог, а вдохновляющая эмоциональная сага о борьбе женщины с тревожностью и одиночеством, физическими препятствиями и собственными слабостями.