КнигиЧто читать зимой:
9 новых книг на любой вкус
Комиксы для детей, истории о Москве, фэнтези Алексея Иванова и другие произведения
Текст: Александра Баженова-Сорокина
Приближается самое холодное время года, ярмарка non/fiction и новогодние праздники, а значит, всё располагает к покупке книг. Помимо нашумевшей «Маленькой жизни» Ханьи Янагихары, нового Джулиана Барнса и биографии Беллы Ахмадуллиной, к концу года вышло ещё несколько важных книг, на которые обязательно стоит обратить внимание. Мы выбрали девять новинок, которые помогут улучшить настроение и пережить зиму.
ТОМ ГОЛД
Лунный коп
Бумкнига
Когда-то Луна была символом светлого будущего человечества — но золотой век освоения космоса остался в прошлом, а на смену энтузиазму пришла ностальгия. Хотя, конечно, тоска британского художника-карикатуриста Тома Голда не по настоящей Луне и космосу как предчувствию, а по времени, когда было больше тишины и спокойствия. В центре сюжета история полицейского, работающего в полузабытой дыре, когда-то обещавшей стать одной из многих колоний землян в космосе. На деле это рассказ о знакомых любому жителю нашей планеты работе, быте, бюрократии и о маленьких радостях монотонной жизни. Каждый разворот аскетичного комикса — повод замедлиться и позавидовать коротким, тихим диалогам жителей Луны с копом, на долю которого не приходится серьёзных преступлений.
ДМИТРИЙ ОПАРИН, АНТОН АКИМОВ
Истории московских домов, рассказанные их жителями
Эксмо
Сложно любить Москву сильнее, чем журналист и историк Дмитрий Опарин и фотограф Антон Акимов. Они — авторы проекта, начавшегося в 2011 году в журнале «Большой город» и переросшего в книгу. «Истории московских домов» — уникальная краеведческая энциклопедия по рассказам старожилов, состоящая из 25 глав. Каждая описывает историю одного дома и состоит из архитектурной и исторической частей, а также интервью с жителями. Дома постройки в промежутке от XVII века до 30-х годов — это одновременно часть сегодняшней столицы и портал в историю не только архитектуры, но и быта москвичей. Так, собранные в книге архивные материалы, интервью и фотографии особенно драгоценны, когда каждый такой портал норовит закрыться или превратиться в очередной офис.
РИЧАРД БРОТИГАН
Уиллард и его кегельбанные призы. Извращённый детектив
Фантом Пресс
Культовая фигура 60–70-х, трагический поэт и прозаик Ричард Бротиган в какой-то момент экспериментировал с жанрами, деконструируя в своих текстах устоявшиеся клише. «Уиллард и кегельбанные призы» — это трагикомическая пародия на садомазохистскую литературу и криминальное чтиво. Роман составляют истории людей, окружающих птицу из папье-маше по имени Уиллард, находящуюся в комнате с украденными призами из кегельбана. Разбитый на коротенькие главы текст — весёлое и грустное размышление об абсурдности бытия и разобщённости людей — прекрасно отражает всё лучшее, что было в классическом постмодерне. Что удивительно, на русском языке работа публикуется впервые.
АЛЕКСЕЙ ИВАНОВ
Тобол. Много званых
Редакция Елены Шубиной
Плодовитый писатель, автор культового «Географ глобус пропил», экспериментирует с самыми разными жанрами: он пишет и современные городские романы, и исторические, и научную фантастику. В самом амбициозном на сегодня проекте «Тобол» Алексей Иванов объединяет историческую прозу и фэнтези на манер «Песни огня и пламени» Дж. Р. Р. Мартина. Однако вместо псевдоземного государства описывает Сибирь времён реформ Петра I. Первый том дилогии выходит сейчас, а вторая часть появится летом 2017-го. Тем временем автор написал сценарий к сериалу по книге, съёмки которого начнутся в следующем году. Это ещё не всё: отдельно будет издана документальная составляющая в виде нон-фикшна «Дебри».
МИХАИЛ ШИШКИН
Пальто с хлястиком
Редакция Елены Шубиной
Каждая новая книга писателей уровня Шишкина — это событие. Тем более интересно, когда речь идёт о сборнике автобиографических очерков автора, прячущегося за сложными модернистскими текстами, в которых сложно распознать чувства самого писателя. В заглавном эссе Шишкин рассказывает, как не успел до смерти матери попросить у неё прощения за то время, когда жил с ней в одной квартире и не разговаривал. Как в романе-палимпсесте «Взятие Измаила» он начинает писать, отталкиваясь от мировой литературы, а заканчивает личным — воспоминаниями об умиравшей в больнице матери. Книга в итоге стала несостоявшимся разговором. Шишкин пишет неожиданно просто и ясно, о родном, но для него это в первую очередь не жизнь, а язык.
ЭтГАР КЕРЕТ
Семь тучных лет
Фантом Пресс
Этгар Керет — писатель и автор комиксов, сценарист и преподаватель из семьи польских евреев, эмигрировавших в Израиль в 60-е годы. Некоторые из коротких рассказов, которые Керет пишет с 1992 года, уже вошли в обязательную школьную программу, но русскому читателю он известен в основном благодаря Линор Горалик, которая перевела и этот сборник автобиографических очерков писателя. «Семь тучных лет» — время между рождением сына писателя и смертью его отца, но перед нами не мемуары, а, скорее, размышления обо всём и ни о чём. Короткие яркие заметки, написанные разговорным языком, рассказывают о близких и друзьях Керета, но главное — о том прекрасном и пугающем Израиле, в котором соседствуют богатая радостная жизнь и повседневность войны.
Клэр Норт
Пятнадцать жизней Гарри Огаста
АСТ
Кэтрин Уэбб, она же Кейт Гриффин, она же Клэр Норт — 30-летняя английская писательница, которая пишет фэнтези и научную фантастику, а также учится на театрального художника по свету в родном Лондоне. Роман «Пятнадцать жизней Гарри Огаста» стал для неё прорывом, получил несколько важных премий, в том числе номинацию на премию Артура Кларка. Гарри Огаст прожил долгую жизнь, а потом родился заново и вспомнил всю предыдущую, а потом ещё и ещё раз. В какой-то момент перерождающийся Огаст вступает в клуб таких же людей, как он, а в конце 11-й жизни получает сообщение от девочки из далёкого будущего. У него появляется новая цель — предотвратить апокалипсис. Книга Клэр Норт — об обществе и о вопросах свободы воли и детерминизма, а ещё о дружбе.
Пол Поуп
Боевой парень
Jellyfish Jam
Комиксы для детей до сих пор не стали частью нашей повседневности, в отличие от детских книг, мода на которые сейчас в самом разгаре. Тем временем на русском языке только что вышел масштабнейший проект Пола Поупа (Heavy Liquid, Batman: Year 100), темы и сюжетные повороты которого будут интересны как детям, так и взрослым. Это тот нечастый случай, когда главные герои-дети нарисованы как дети, а не маленькие тощие взрослые. Сочетание западного комикса и манги делает каждый разворот динамичным и своеобразным. Это история — с мальчиком-полубогом и с девочкой, дочерью супергероя в главных ролях — о том, как делать правильный выбор и справляться с ношей больших ожиданий взрослых. На создание ушло семь лет, что видно и в идеально выверенных деталях рисунка, и в тонкой, не бьющей по глазам колористике.
РИЧАРД БАРНЕТТ
Джин
Новое литературное обозрение
Джин — не только один из лучших алкогольных напитков, который особенно приятно употреблять в холодное и тёмное время года. Его долгая и запутанная история — это конденсированная история Европы Нового и Новейшего времени. От голландского напитка женевера, который в XVI веке научились перегонять из можжевеловых ягод сначала как лекарственную настойку, а затем — как алкоголь, до сегодняшнего дня джин прошёл длинный путь. В нём были английские увеселительные заведения и бытовые преступления XIX века, сухой закон в США и, наконец, статус напитка для богачей и магнатов. Историей джина озаботился не менее интересный автор: Ричард Барнетт по первому образованию врач, по второму — историк; он пишет книги, в частности, по истории медицины, а ещё о Лондоне, и даже водит по городу специальные экскурсии.
Обложка: Тимур Зима