Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

КнигиОт Шанхая до Нью-Йорка: Литературные гиды
по городам мира

От Шанхая до Нью-Йорка: Литературные гиды
по городам мира — Книги на Wonderzine

10 книг для любознательных путешественников

Текст: Александра Баженова-Сорокина

Лето — время путешествий, а тем более приятно узнавать новые города по подсказкам знатоков. Мы выбрали десять книг — от авторских путеводителей до истории повседневной жизни, — которые не похожи на справочники Lonely Planet и не заменят знаменитые путеводители «Афиши». Однако благодаря им вы сможете по-новому взглянуть на места, настолько исхоженные туристами, что их уже не воспринимаешь как чью-то родину.

 

Лондон. Биография

Питер Акройд

Питер Акройд — блестящий писатель, биограф и критик, много десятилетий одержимый Лондоном: и в романах, и в нон-фикшен он почти всегда возвращается к страшному и прекрасному городу. В 2000 году вышла квинтэссенция любви к Лондону и философии Лондона по Акройду — биография британской столицы. Автор рассматривает город не как статичную плоскость с движущимися по ней людьми и не как географический объект, а как организм. Лондон, живой и мёртвый, в книге Акройда дышит, развивается и захватывает новые территории, а читатель видит этот рост героя не в линейном повествовании, а переходит от темы к теме, рассматривая каждый аспект жизни города — от уличного освещения и истории Темзы до детей в городе. Казалось бы, о Лондоне и так известно более чем достаточно, но объединить разные части города, его прошлое и настоящее и показать величие в сотнях маленьких деталей и анекдотов — действительно гениальная находка преданного сына столицы.

 

Mapping Manhattan.
A Love (and Sometimes Hate) Story in Maps by 75 New Yorkers

Becky Cooper

О Нью-Йорке написано больше книг, чем о многих мировых столицах, выбрать одну — задача не из лёгких. Так решили и авторы арт-проекта «География Манхэттена» и вместо объективной и всеобъемлющей каталогизации мегаполиса дали жителям города возможность рассказать о своём личном Манхэттене с помощью карт. В итоге соавторами книги стали и рядовые жители, и селебрити, а текст дополняет по-разному разрисованный контур острова. Ньюйоркцы рассказывают о том, где можно увидеть звёзд кино, где есть кусочек красивой природы, где они объяснялись в любви или где потеряли что-то. Таким образом, можно походить по Манхэттену, каким его видит винный критик Эрик Азимов, а можно неожиданно порадоваться узнаванию места, важного для человека, с которым вы теперь как будто связаны. После прочтения кажется, что у вас появились близкие в Нью-Йорке.

 

Стамбул. Город воспоминаний

Орхан Памук

Если Турция как таковая — одно из излюбленных туристических направлений для русского человека, то в Стамбул попадают и проводят там время далеко не все, и совершенно зря. Городу повезло не только на поразительную историю, но и на прекрасных летописцев. Одно из самых красивых и исторически насыщенных мест на земле, помимо прочего, воспето любимым турецким писателем всего мира Орханом Памуком. Почти в каждом его романе Стамбул занимает особое место. Если хочется совместить погружение в жизнь писателя, историю Турции двадцатого века и изучение Стамбула с новой стороны — рекомендуем автобиографичный нон-фикшен Памука «Стамбул. Город воспоминаний». Назвать это традиционным путеводителем язык не поворачивается, но в сочетании со знаменитой книгой Сергея Иванова «Прогулки по Стамбулу» вы поймёте про город больше, чем про родной. 

 

Meanwhile in San Francisco.
The City in its Own Words

Wendy Macnaughton

Художник, иллюстратор и журналистка Венди Макнотон создала одну из самых приятных книг о городах вообще. Её Сан-Франциско кажется знакомым и близким. Макнотон написала и нарисовала книгу историй о родном городе словами людей, с которыми она общалась в разных его частях. В каждом месте Венди провела от пары дней до четырёх недель, беседуя с жителями, рисуя их и всё, что видела. На выходе у неё получились сдержанные иллюстрации, в центре которых отдельный человек или животное, маленький кусочек пространства или характерное для города явление, например туман — главный символ Сан-Франциско. Узнавать о китайском рынке, посетителях главной библиотеки города, хипстерах и даже о бизонах из парка Голден-Гейт из уст жителей ужасно интересно. Сразу понятно, что перед тобой не открытки с достопримечательностями, а та самая обычная жизнь, которой не может пожить турист.

 

Shanghai Homes.
Palimpsests of Private Life 

Jie Li

Преподавательница кафедры восточноазиатских языков и цивилизаций Гарвардского университета Джи Ли — уроженка Шанхая. О своём городе она знает больше, чем кто-либо: о его истории и социологии Ли написала книгу, взяв за основу собственную дипломную работу. «Дома Шанхая» рассказывают о двух типичных домах в шанхайских переулках в стиле шикумэнь: сейчас такие массово сносят, а для Джи Ли в них сконцентрирована жизнь нескольких поколений её семьи. Проблема с поездками «на Восток» обычно заключается в том, что мы очень мало знаем об истории и культурных особенностях той или иной страны. Шанхай — уникальный мегаполис со сложной внутренней жизнью. Книга Джи Ли даёт возможность окунуться одновременно в историю города и всего Китая через личные истории и воспоминания автора, а заодно взглянуть на них с психологической, антропологической, социальной и других точек зрения. После прочтения «Домов Шанхая» вы будете знать и о культурной революции, и о проблемах урбанизации и о жизни людей, которые, как пишет сама Ли, не творцы истории, но и не её щепки.

 

Chroniques de Jérusalem

guy delisle

Канадский аниматор и автор комиксов Ги Делиль вместе с женой-француженкой, работающей в организации «Врачи без границ», прожил в Израиле год, по итогам которого он создал комикс-трэвелог «Иерусалим: Хроники жизни в Святом Городе». До того автор выпускал аналогичные комиксы о Бирме и Пхеньяне. От стандартного рассказа о великом городе книга Делиля отличается примерно всем. Во-первых, мы вместе с автором начинаем с самых базовых вещей, которые требуются экспату с семьёй: как найти хорошую детскую площадку, где, когда (это важно как для еврейской, так и для арабской частей Иерусалима) и что можно купить. Постепенно Делиль создаёт значительно более живой и сложный образ города, чем автор любого путеводителя: военный и религиозные конфликты, повседневность, рассказы жителей, поездки по стране глазами человека, который видит столицу Израиля не как его гражданин, но и не как турист.

 

Еврейские адреса Киева

Михаил Кальницкий

Еврейская община появилась в Киеве в раннем Средневековье, так что город на протяжении столетий был главным центром восточноевропейской еврейской диаспоры. Украинский историк-киевовед Михаил Кальницкий с 1998 года работал над созданием путеводителя по историческим местам киевского еврейства (всё началось с подготовки карты-схемы) и в итоге описал маршруты сразу нескольких прогулок, дающих совершенно новый взгляд на украинскую столицу и её внутреннюю жизнь. Синагоги, молельные дома и центры благотворительности, места, где жили или работали важные фигуры еврейской общины Киева, — всё это складывается в отдельную карту поверх привычной карты столицы. В книге есть фотографии и приведены документы, которые помогут соприкоснуться с историей города и его жителями, а также понять, какое место занимало еврейское население в жизни Киева в разные эпохи: от первых упоминаний о евреях времён Киевской Руси и до Бабьего Яра.

 

Просвещённый метрополис. Созидание имперской Москвы

Александр Мартин

Книга о Москве как социокультурном проекте Екатерины Великой и изменениях, которые претерпел город от эпохи просвещённого абсолютизма до стагнации при Николае I. «Просвещённый метрополис» — образец издания по урбанистике и истории культуры, который читается как детектив. Знакомые названия улиц и зданий как будто переносятся в другое измерение: такой Москвы вы точно не видели. Александр Мартин рассказывает и историю нравов — воссоздаёт по-настоящему интереснейшую эпоху через жизнь обывателей, которая гораздо интереснее и гораздо меньше описана, чем история царей. Автор-иностранец приводит невероятное количество русских и зарубежных источников, и упрекнуть его в непонимании русской специфики или холодном взгляде извне просто невозможно — с первых страниц очевидно, что он влюблён в город, о котором пишет.

 

Глобус Владивостока

Василий Авченко

Справочник, энциклопедия и словарь, рассказывающий о Владивостоке всё, вышел в 2010 году, а в 2015-м было опубликовано третье дополненное издание. Словарные статьи, посвящённые антиакулину, свалке Горностай, «Зелёным кирпичикам» и «Дошираку» рассказывают о Владивостоке всю правду и неправду. Сам автор в предисловии ко второму изданию пишет, что отделить мифы, порождённые городом, от реальности уже слишком сложно. Да и вряд ли это нужно, ведь мифы — такая же часть Владивостока, как и его география. Читать словарь, казалось бы, развлечение специфическое, но «Глобус Владивостока» — исключение. Это романтичная и трогательная книга, написанная с интонацией, которая напоминает о раннем, ещё однозначно искреннем и приятном Гришковце. Как и в случае с «Кристаллом в прозрачной оправе» Авченко, этот текст хочется слушать.

 

Only in Budapest. A Guide
to Unique Locations, Hidden Corners and Unusual Objects

Duncan J. D. Smith

Будапешт — таинственный город, так любимый русскими туристами. Это Европа с богатейшей культурой и историей, но дешевле. Как любой большой и старый город, столица Венгрии может предложить значительно больше, чем кажется на первый взгляд: именно для этого и нужен гид по городу, уводящий от основных красот и показывающий менее известные его точки и истории. Британец Данкан Смит много лет издавал путеводители других авторов, а с 2003 года начал работать над собственными, в которых описывает малоизвестные маршруты по великим городам всего мира. Серия «Только в» концентрируется на неожиданных достопримечательностях городов Европы — таких, которые не встретишь в большинстве популярных гидов.

Фотографии: sumire8 — stock.adobe.com

Рассказать друзьям
4 комментарияпожаловаться