Книги11 увлекательных книг, которых хватит на всё лето
Исторический эпос, образовательный нон-фикшен, леденящая душу драма и не только
Книга — наш неизменный спутник летом: читать можно на пляже, в самолете или просто на свежем воздухе в парке. На наше счастье издательства постарались, так что в ближайшие месяцы будет из чего выбирать: тут вам и биографии великих людей, и увлекательное фэнтези, и классика мирового детектива. Рассказываем, за чтением каких книг вы проведете это лето.
Даша Татаркова
Генри Миллер
Мудрость сердца
СПб.: Азбука
Впервые переведенный на русский язык сборник эссе знаменитого автора «Тропика Рака». Удивительный американский писатель и художник посвятил себя исследованию морального облика общества начала и середины XX века. Эротические романы Миллера были долго запрещены в Штатах из-за провокационной для своего времени откровенности. Он часто писал для журналов, чтобы заработать — одно из таких эссе как раз легло в основу этого сборника. Экспериментаторский дух писателя совершенно не потерял актуальности, и в 2015 году его рассуждения о человеческой природе, духе, автобиографические изыскания и бесконечно увлекательные истории об обширном круге знакомых читаются запоем.
Гузель Яхина
Зулейха
открывает глаза
М.: Редакция Елены Шубиной
Дебют Гузель Яхиной уже вошел в шорт-лист премии «Большая книга». Для своего первого романа писательница выбрала сложную историческую фактуру: 30-е годы в глухой татарской деревне, где уклад не менялся сотни лет. Вынужденное полурабское существование главной героини Зулейхи сменяется новым ярмом, когда женщину отправляют на каторгу в Сибирь. Однако свалившиеся на героиню тяготы парадоксальным образом заново открывают для нее жизнь, в которой она постепенно обретает свое «я». Роман критикуют за сюжетную банальность и двумерность персонажей второго плана, при этом дебют с лихвой компенсирует очень личная история Зулейхи и язык автора, лишенный пошлости, часто сопровождающей современную историческую прозу.
Ю Несбё
Кровь на снегу
СПб.: Иностранка
Новая книга норвежского мастера умного детектива Ю Несбё. Последние без малого двадцать лет мир зачитывался его романами о Харри Холе, которые сделали писателя непререкаемым авторитетом в своем жанре. Новые книги, уже менее эпичные, но мастерски написанные, Несбё хотел выпускать под псевдонимом «Том Йохансен», о чём предварительно сообщил всему свету, но в итоге передумал. «Кровь на снегу» — остросюжетный триллер о киллере, которому заказали любимую женщину — только на первый взгляд кажется банальным. На деле это блестящая книга даже для тех, кто криминальные драмы терпеть не может. Кинокомпания Warner Bros., кстати, уже купила права на экранизацию романа и пригласила ДиКаприо выступить в роли продюсера.
Ричард Докинз
Рассказ предка. Паломничество
к истокам жизни
М.: Corpus
Остатки былой роскоши: совместно с закрывшимся фондом «Династия» выходит очередной бестселлер Ричарда Докинза. Докинз — всемирно известный эволюционный биолог, посвятивший свою жизнь не только науке, но и ее популяризации. «Рассказ предка» вышел больше десяти лет назад, однако на русском публикуется впервые. Даже если вы никогда не читали научпопа об эволюции, совершенно необязательно сначала обращаться к проверенным трудам ученого вроде «Эгоистичного гена», который тоже можно найти в числе релизов Corpus. «Рассказ предка» — самодостаточное путешествие к самым истокам эволюционного древа в поисках общего предка всего живого. Кстати, структуру книги писателю навеяли «Кентерберийские рассказы» Джеффри Чосера.
Жауме Кабре
Я исповедуюсь
СПб.: Азбука
Настоящий шедевр современности наконец-то выходит за пределами Испании. Кабре — важнейший живой классик каталонской прозы, а «Я исповедуюсь», вышедший несколько лет назад, произвел на родине настоящий фурор. Роман стал и бенефисом, и литературным подведением итогов долгой жизни и работы писателя. «Я исповедуюсь» поднимает вопрос определения зла, рассматривая его через воспоминания отдельно взятого человека, родившегося в послевоенной Барселоне. Главный герой, Адриа, узнав, что у него Альцгеймер, начинает записывать всё, что с ним происходило, в виде писем возлюбленной Саре. Вместе с ним читатель отправляется в прошлое коллекционера, в котором таится загадка смерти его отца и безбрежное чувство вины.
Дэвид Роуз
Будущее вещей
М.: Альпина нон-фикшн
Идеальный нон-фикшен для любого, кто хочет не бездумно менять пятый айфон на шестой, а вникнуть в новую парадигму, создаваемую современными технологиями. Дэвид Роуз — выпускник Гарварда, преподаватель MIT и просто ученый, занимающийся разработкой интерфейсов. Роуз задается вопросом: что нужно сделать, чтобы человек перестал всё время пялиться в телефон? Возможно, ответ на него — перенести часть приложений из смартфона в окружающие предметы. Это называется «интернет вещей» — и его, правда, никто пока до конца не понимает. В теории это звучит невероятно захватывающе, и очень похоже, что именно такая синергия виртуального и реального станет новой ступенью эволюции технологий. «Будущее вещей: Как сказка и фантастика становятся реальностью» рассказывает и о том, как всё будет, и о том, как всё устроено сейчас: от переосмысления идеи обладания до телепортации.
Кен Фоллетт
Зима мира
М.: Эксмо
Тот случай, когда одной книги хватит на целое лето. Во-первых, это вторая часть «Трилогии века». Перед тем как браться за «Зиму», придется прочитать «Падение гигантов» — вместо одной книги в списке дел сразу получается две. Во-вторых, ирландский писатель любит мыслить максимально размашисто, так что и первый, и второй романы растягиваются больше чем на тысячу страниц. Это настоящая «Война и мир» глазами современника. В своей трилогии Фоллетт описывает жизни нескольких семей из России, Англии, США и Германии, переплетенных самым причудливым образом на протяжении нескольких мировых войн, революции и суфражистского движения. Настоящий подарок для поклонников эпичных исторических романов, особенно учитывая, что «Игры престолов» осталась всего одна серия.
Элизабет Гаскелл
Жизнь Шарлотты Бронте
СПб.: КоЛибри
Гаскелл — викторианская писательница, первой составившая биографию Шарлотты Бронте. Эту работу до сих пор ни разу не переводили на русский, что, без преувеличения, было большим упущением. Гаскелл не просто мастерски рассказывает историю жизни другой писательницы, но и неподдельно ей симпатизирует — женщины несколько лет поддерживали крепкую дружбу. Гаскелл не понаслышке знает о трагических и интересных событиях жизни своей современницы. Она всегда тонко подмечала чужие характеры, вокруг которых строила свои рассказы, так что неудивительно, что именно эта биография Бронте считается не просто первой, но и лучшей.
Элис Манро
Давно хотела
тебе сказать
СПб.: Азбука-Premium
Российские читатели продолжают открывать для себя Элис Манро, получившую в 2013 году Нобелевскую премию по литературе — первую в Канаде за всю историю. Одна из лучших современных писательниц черпает вдохновение в родных местах и личном опыте, которого у нее за всю жизнь набралось порядочно. «Давно хотела тебе сказать» — третий сборник, в который вошло 30 произведений, чей сюжет во многом строится на связи прошлого и настоящего, рассказанного через тайны и воспоминания персонажей. Российские критики зачастую усмехаются сравнению Манро с Чеховым. Однако тот факт, что писательница предпочитает именно истории о женщинах, не делает ее прозу менее блестящей.
Харуки Мураками
Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий
М.: Эксмо
Харуки Мураками в представлениях не нуждается. «Бесцветный Цкуру Тадзаки» — первый роман писателя за последние пять лет, от и до выдержанный в любимых тонах. Рассказ от третьего лица описывает становление главного героя, фанатично любящего поезда, который сам себя называет «бесцветным» в противовес своим друзьям с говорящими цветными фамилиями. Много лет назад, во время учебы в университете, они разорвали с ним отношения без объяснения причин. В поисках себя герой отправляется в путешествие из Японии в Финляндию и обратно.
Грэм Джойс
Как бы
волшебная сказка
СПб.: Азбука-Аттикус
Фантастическая драма, которая понравится даже тем, кто фэнтези совсем не любит. Джойс пишет «спекулятивную фантастику», по сути работая в жанре магического реализма. Невероятное в «Как бы волшебной сказке», вдохновленной ирландским фольклором, подается как нормальное условие реальности. В семью возвращается дочь, бесследно исчезнувшая двадцать лет назад. Она ни капли не изменилась, поскольку всё это время пробыла в королевстве фей. Это действительно сказка только «как бы»: повествование не зацикливается на сказочной составляющей, описывающей гедонистическую и раскрепощенную жизнь девушки в параллельном мире. Пропорциональную роль играет и семейная драма, в которой простым людям придется заново узнавать близкого человека, опасаясь при этом за его душевное здоровье.
Фотографии: cover photo via Shutterstock