ИскусствоФильтр или искусство: Художники
и иллюстраторы
о приложении Prisma
Где проходит граница между искусством и неискусством
Приложение Prisma появилось в App Store 11 июня — и сразу же покорило российские соцсети: обработанные в Prisma фотографии заполонили Instagram и Facebook. По словам основателя проекта, за десять дней существования приложения его скачали миллион раз, а одним из инвесторов Prisma на днях стала компания Mail.ru. С помощью алгоритмов нейронных сетей программа стилизует снимки под работы известных художников — Василия Кандинского, Эдварда Мунка, Роя Лихтенштейна и других. Чтобы разобраться, может ли Prisma превратить обычные картинки в произведения искусства, мы попросили художников и иллюстраторов рассказать, что они думают о приложении и стилизации под известных мастеров.
В один прекрасный день моя Facebook-лента запестрила картинками с котиками, офисами и видами Москвы в новой обработке. Так я узнала о Prisma. Надо сказать, картинки были довольно симпатичными и классно стилизованными, я отметила для себя, что есть новое приложение и надо бы его скачать и посмотреть. За последующие дни картинок стало так много, что я заочно увидела все возможные эффекты и желание что-то скачивать пропало. Prisma, на мой взгляд, новая «развлекалочка», которая может так же быстро наскучить, как и стала популярной. Фильтров не так много, а однозначно эффектных и того меньше. К тому же однообразная обработка в ленте не очень интересна, я просто пролистываю такие картинки.
Большинство моих френдов, которые активно постили фото из Prisma, — люди, интересующиеся искусством, с которыми я занимаюсь рисованием или занималась раньше. Им, как мне думается, интересно «творить» ещё и так, с помощью приложения. Это возможность прикоснуться к искусству и стать «чуть-чуть Кандинским». К тому же результат виден сразу, и вместо нескольких часов или дней работы симпатичная картинка есть уже через пару секунд. По своему опыту знаю: у всех беда со стилизацией. Если человек умеет рисовать, то это, как правило, натурализм. Сделать условное изображение хотя бы по колориту — это следующий и намного более сложный для взрослых людей этап. Поэтому копия картины любимого художника или иллюстратора — это одна из возможностей поиска своего языка, своей стилизации. Например, одна моя ученица обработала в Prisma нарисованную ею же картину — как я поняла, чтобы посмотреть, как можно было бы её сделать по-другому, возможно, найти новый ход или приём. Искусством изображения, обработанные в Prisma, я бы не назвала, но картинка точно может стать интереснее.
Несколько лет назад я посещала лекции в школе при Музее современного искусства в Москве. Первая же двухчасовая лекция была посвящена тому, что есть искусство. Мы все это очень бурно обсуждали, итог был таким: «Искусство — это вопрошание». То есть своей картиной, инсталляцией, видео ты затрагиваешь какую-то проблему, необязательно глобального масштаба, может, свои внутренние переживания, и пытаешься её решить, объяснить с помощью своего произведения. Проще говоря, когда ты не бездумно перерисовываешь картинку из Pinterest или нажимаешь на кнопки в приложении, а когда у тебя есть цель и мысль и ты к ней идёшь. Искусство — это осмысленность, а уж какие инструменты использовать для создания произведения — краски, арматуру, приложение, — каждый художник решает сам.
Ильдар Якубов
Machine Learning — мощнейший инструмент, у него большое будущее как в руках художников, так и в прикладных сферах. До нейронных сетей лично я ещё не добрался, пользуюсь приложением Wekinator, которое позволяет мне запросто включать различные алгоритмы Machine Learning в свои проекты. Автор приложения, преподаватель Голдсмитс Ребекка Фибринк, создала удобнейшую вещь, которая позволяет, воспользовавшись визуальным интерфейсом, применить Machine Learning в своих проектах без специальной технической подготовки.
По поводу нашумевшего приложения Prisma — на мой взгляд, тут всё просто: эстетические оценки результатов можно вынести за скобки обсуждения, это всё вкусовщина, туда же отправляется критика пользователей, лавинообразно генерирующих нереальный хайп вокруг приложения. Несмотря на то что техники семантического переноса при помощи свёрточных нейронных сетей появились уже давно, ребята достигли большого успеха, с чем я их от души поздравляю. То, что такое происходит вопреки, мягко говоря, плачевному состоянию образования в нашей стране, меня радует. Остаётся только надеяться, что в области современных технологий за чисто коммерческими проектами последуют и художники, тогда, возможно, произойдёт какой-то сдвиг от архаичных форм поддержания устоявшегося арт-рынка, ослабится маргинализация нового и в искусстве откроются новые горизонты.
Alexey Kio
Я люблю всякого рода графические приложения, у меня их достаточно много на смартфоне. Поэтому Prisma мне сразу показалась симпатичным аппом. Надеюсь, в ближайшее время разработчики добавят ещё фильтров и, может быть, какие-нибудь настройки детализации или возможность обработки видео в таком ключе. Сейчас, как мне показалось, некоторые однотонные моменты на исходных фото заливаются довольно однообразно, вне зависимости от фильтра.
Мне кажется, популярность Prisma зависит в первую очередь от технических моментов. Во-первых, оно бесплатно. Во-вторых, новый для подобных приложений, интересный механизм обработки — использование нейросети. Это привлекает внимание СМИ и играет на вирусности приложения. В-третьих, простота интерфейса и скорость обработки исходной картинки. Ну и, конечно, подборка фильтров, которая хоть и невелика, но довольно разнообразна и не ограничивается именами мэтров. Всё это в совокупности и даёт резкий рост внимания и интереса.
Не уверен, что в приложении людям нравится возможность сделать что-то в стиле знаменитого художника, не думаю, что 90 % аудитории особо об этом задумываются, всё же это больше прикол. Мне кажется, им пользуются, потому что это быстро, любопытно и визуально выразительно, а работа с реальным искусством (даже поход в музей) требует усидчивости, времени и усилий. Здесь же всё происходит моментально и красиво. К тому же результат напоминает больше не копию в стиле, а скрещение — результат эксперимента, что тоже привлекает.
Наверное, Prisma может превратить картинку в произведение искусства, если абстрагироваться от первоначальной визуальной выразительности этой картинки. Всё зависит от задумки автора, но, на мой взгляд, Prisma — это больше инструмент постобработки. У вас должно быть изначально интересное изображение, чтобы на выходе получилось действительно что-то особенное в визуальном плане. Плюс играет роль элемент спонтанности, рандомность конечного результата — вы никогда не сможете в точности спрогнозировать финал.
Как определить, является ли произведением искусства изображение или видео, созданное с помощью приложения для смартфона, — вопрос философский. Могу лишь сказать, что, на мой взгляд смартфоны, гаджеты и приложения являются по сути такими же инструментами для работы, как и более традиционные. Соответственно, не имеет значения, какими средствами было создано произведение — если только сам автор не уделяет этому отдельное внимание в повествовании.
Анна Диричева
Сейчас только ленивый не написал про Prisma. Как и все, о приложении я узнала из ленты фейсбука, и сначала мне показалось, что кто-то решил пропустить свои фотографии через artistic filter в фотошопе. Позже я прочитала о приложении, нейронных сетях и тому подобном. Это действительно классно и интересно, но не меняет конечного результата, который, тем не менее, выглядит как фильтр из ранней версии фотошопа. Я совсем не хейтер и не люблю посты типа «как же всё надоело!», мой критический пост о Prisma носил скорее шуточный характер, и я решила воспользоваться моментом и призвать друзей учиться рисовать у меня (я даю уроки живописи и рисунка).
Работая в художественной студии, я постоянно сталкивалась с тем, что очень многим хотелось сделать копию работы какого-нибудь художника — не всегда, так скажем, профессионального. Меня это удивляло — у вас есть шанс сделать свою уникальную работу при помощи профессионального художника, но вы выбираете копирование не самого лучшего изображения. Я сомневаюсь, что какое-либо приложение может превратить что-то заурядное во что-то незаурядное. На мой взгляд, в основе всего всегда идея, а уже потом исполнение, поэтому я не исключаю, что Prisma вдруг сможет стать инструментом в исполнении какой-нибудь художественной задумки.
Что в наше время является искусством? Я работаю в жанре фигуративной живописи, там всё достаточно просто и понятно. Что касается остальных ответвлений актуального искусства, мне сложно говорить. Мне кажется, тут всё сугубо индивидуально. Мне лично нравится абсолютная красота, она может выражаться в форме, в содержании, в идее — не важно. Это сугубо личное восприятие.
Саша Аникина
Prisma — хороший пример доступного и наглядного использования нейронных сетей и отличное приложение-фильтр. Не больше и не меньше. Мне кажется, что сам по себе вопрос, искусством или неискусством является айфонный Хокусай, не так интересен (исторически он задаётся с завидной регулярностью), но он вскрывает более интригующие вопросы, касающиеся больше принципа производства, чем самого факта подражания. Можно спросить, например, является ли машина «автором», или насколько вообще в современном искусстве ещё есть место изначальному миметическому — подражательному — импульсу; и тогда открываются совсем другие генеалогии и зоны исследования.
Генеративное искусство, например, уже успело изрядно пошатнуть концепцию авторства. Искусственный интеллект AARON, созданный Гарольдом Коэном в 70-х, постепенно научился рисовать полные картины в цвете, от абстракций до убедительно фигуративных изображений — кто их автор? Многие визуальные художники, например Штейна и Вуди Васюлка (можно увидеть сейчас на выставке «Дом впечатлений» в усадьбе Голицыных), использовали внутреннюю жизнь медиума как источник новой образности — в их случае визуализацию электромагнитных волн. Эта внутренняя жизнь машин в случае Prisma совершенно перекрывается идеей копирования.
В нейронных сетях есть недавний пример их удачного использования для обработки изображения: мой знакомый Теренс Броад закончил проект нейросетей, который позволил компьютеру буквально «прочитать» визуальность «Бегущего по лезвию» и воссоздать её или перевести на неё другие фильмы.
Если думать о возможностях нейросетей для искусства, мне кажется, что гораздо больше интересны проекты, которые не имитируют стиль жившего художника (или в принципе что-то человеческое), а вскрывают новые пути развития, какую-то другую технологическую эстетику и чувствительность изображения, скрытую в самих алгоритмах, механизмах и машинах (возможно, с этой точки зрения можно считать нейросеть Prisma машинным Энди Уорхолом). Я сейчас очень вдохновляюсь проектами — и сама мечтаю поскорее начать над таким работать, — связанными с видеомоделированием искусственной жизни, где нейронные сети используются, например, для программирования эволюции и поведения не только персонажей, но и линий, цвета и форм ландшафта. Мой любимый пример — Иэн Ченг и его серия работ об искусственном интеллекте, путешествующем в условной преисподней (например, «Emissary Forks at Perfection», 2015).
Мария Колина-Перес
Приложение Prisma — примитивная игрушка для жаждущих новизны. Меня больше интересует не столько программа с лимитированным набором эффектов, а сам факт её популярности среди пользователей соцсетей. Живописец Пауль Клее писал в своих «Дневниках»: «Теперь уже не я, а вещи на меня смотрят». Прошло чуть меньше ста лет, и вещи модифицировались, они смотрят на нас через линзу камеры, влекут в свой виртуальный мир, фиксируют в нём наши образы. Это похоже на такой массовый социальный эксгибиционизм. Всем хочется внимания, и для этого пользователи мониторят последние селфи-тренды, утопая в бесконечном информационном шуме.
Филистер всегда стремится ощутить свою причастность к величию гения, приложение Prisma отчасти удовлетворяет такую потребность. Если ранее #селфивмузее придавало значимость фотографии за счёт соседства с известнейшим произведением искусства, то теперь пользователям хочется самим стать шедевром или хотя бы собрать ещё немного одобрительных лайков. Алгоритмы Prisma пока не настолько хороши, чтобы создать из плохого снимка нечто интересное, но технологии развиваются, и уже есть роботы, которые участвуют в конкурсах по созданию произведений искусства, алгоритмы пишут новую картину Рембрандта. Автор мёртв, аура произведения искусства утрачена — вполне закономерно, что место художника стремится занять техника.
Так или иначе, творцы всегда пользовались различными инструментами для создания своих работ: когда-то это были холст и краска, потом к ним добавилась камера-обскура, фото, видео, теперь это компьютерные технологии. Для меня граница между искусством и неискусством проходит в поле смысла, в значимости художественного сообщения, и тут совершенно неважно, какие медиа используются. Вероятно, для общей культурной ситуации важно, чтобы подобные приёмы не подменяли процесс созидания, однако у меня нет уверенности, что это уже не произошло.
Саша Похвалин
Кроме того, что Prisma — это крутое технологическое достижение, мне со стороны это кажется любопытной забавой. Сам я им пока не пользуюсь, но вообще возможности интересные — главное, чтобы фантазия была. Мне кажется, приложение стало популярным по той же причине, что и инстаграм, — это ещё одно простое средство самовыражения. Теперь можно не просто показать, что ты ешь, а сделать это эффектно — ну, более эффектно, чем с помощью базовых фильтров, которые тоже предлагали упрощённые средства для обработки фотографий «для всех». Фотошоп никогда, насколько мне известно, не стремился своими фильтрами скопировать стиль какого-то конкретного художника. Остальные же эксперименты в этой области не выдерживали никакой критики. Prisma в этом смысле превосходит всех остальных в первую очередь технически. Не говоря уже о том, что теперь есть куда всё это постить буквально в два клика.
Ни краски, ни карандаш, ни холст, ни совершенная техника, ни Prisma не могут превратить заурядную картинку в произведение искусства — это всего лишь средства. В произведение искусства примерно что угодно может превратить человек, который умело и осознанно этими средствами пользуется.
Вопрос о том, где проходит граница между искусством и неискусством, лучше задавать не мне, а искусствоведам. Я воспринимаю свои работы как продукт ремесла, а моё искусство в том, чтобы эффективно решить поставленную задачу. Искусство, на мой взгляд, это прежде всего про коммуникацию, так что, в зависимости от того, что и как художник рассказывает, искусством может быть что угодно.