ИскусствоШрамы, растяжки, волосы: Арт-проекты
о женской физиологии
Смелые и откровенные фотографии, картины и акции
В конце марта в соцсетях прогремел проект поэтессы и художницы Рупи Каур, попытавшейся изменить отношение общества к менструации. Сделанные ею снимки дважды удаляли из Instagram, хотя формально они не нарушали правил соцсети. Реакция аудитории также показала, что не все готовы к обсуждению тем, традиционно считающихся табуированными, а изображения человеческого тела «без купюр» у многих вызывают отторжение. Мы решили вспомнить другие документальные проекты, которые показывают женское тело без прикрас и призывают нас прекратить считать это несовершенствами.
Лиза Стил
«Birthday Suit with Scars and Defects»
Один из известных арт-проектов на тему принятия своего тела сделала канадская художница Лиза Стил в 1974 году. В день своего 27-летия она сняла на камеру все специфические отметины на своем теле: от шрама на шее, который она получила при рождении, до совсем свежего, под правой грудью, который остался у нее от удаления опухоли. Камера подробно фиксирует каждый из них, а художница констатирует дату и обстоятельства, при которых они были получены — вроде бы безэмоционально каталогизируя особенности своего тела, словно при медосмотре. Но в итоге из этого складывается портрет женщины, каждый сантиметр тела которой уникален.
Элинор Каруччи
«Mother»
Американская фотограф Элинор Каруччи родилась, выросла и получила образование в Израиле, но сейчас живет с мужем в Нью-Йорке, преподает и растит сына и дочь. Ее проект «Мать», собственно, посвящен десяти годам с момента рождения ее близнецов: Каруччи упорно снимала «закулисье» материнства, от беременности и шрамов от кесарева до потрескавшихся сосков и соплей из сыновьего носа. Эта долгоиграющая серия вышла отдельным альбомом, в котором есть всё: осознание собственной физиологии и любовь к тому, как меняется твое тело, а также нежность к близким, которые являются его прямым продолжением. Всё это, в частности, помогло альбому Каруччи попасть в десятку лучших фотокниг 2013 года по версии The New York Times.
Алея Чапин
«Aunties Project»
Алее Чапин всего 29 лет — формально молодая художница, в 2012-м она уже взяла премию BP Portrait Award по результатам коллективной экспозиции в лондонской Национальной портретной галерее, а в 2013-м в Нью-Йорке у нее прошла персональная выставка с «Проектом „Тетушки“». Чапин рисует гиперреалистичные портреты женщин, которые порой можно принять за фотографии — с такой документальной точностью она изображает все складки, морщинки, вздувшиеся варикозные вены и сосудистые звездочки немолодых женских тел. Несовершенные с точки зрения общества, эти женщины часто изображены группами — держась за руки или опираясь друг на друга. Сама Чапин говорит, что эти образы для нее — персонификация силы, которую можно найти в себе, принимая беззащитность своего тела. Художник Дэниел Мэйдмен в свою очередь заметил, что ее героини «выглядят способными постоять за себя», а их тела с возрастными изменениями «рассказывают целую историю».
«Growing Out My Bush»
16 сентября 2013 года анонимная пользовательница тумблера завела блог «Отращиваю заросли», предварительно начисто сбрив всю растительность на теле — как она сообщила в описании проекта, «just for fun». Как можно догадаться, этот документальный тумблог полностью посвящен процессу обретения волос заново, причем в том объеме, который современная европейская цивилизация не одобряет, а то и брезгливо морщит на него нос. Проект затянулся на 180 дней, за которые его автор вместе с подписчиками прошли немалый путь. В частности, в финальном посте героиня пишет, что никогда бы не подумала, что сможет опубликовать снимок с «протечкой» во время месячных, а читатели будут его шерить и хвалить за смелость. Кроме этого в блоге был и крайне резонансный пост о том, как по-разному можно представить одно и то же женское тело: сексуально изогнутым и худым — и расслабленным, со складками и, о ужас, слегка отвисшей грудью. Смотреть снимки и читать сопровождающие тексты в итоге вдвойне интересно: мы так никогда и не узнаем, кто стоит за этим проектом, а вместо лица запомним автора по лобку, соскам и подмышкам. Зато личность не отвлекает здесь от главного — ведь на этом месте могла бы быть любая женщина.
Рэйчел Холлис
#HollisHoliday
I have stretch marks and I wear a bikini. I have a belly that's permanently flabby from carrying three giant babies and...
Posted by The Chic Site on Saturday, March 21, 2015
Жизнерадостную американку Рэйчел Холлис в голову не придет назвать художницей или концептуалисткой: она более чем далека от мира современного искусства. У Холлис есть своя фирма по организации голливудских мероприятий, от презентаций до частных вечеринок знаменитостей; она пишет книжки с ванильными обложками (в частности, «всю правду» об организации вечеринок знаменитостей), гостит на ТВ, ведет кулинарный блог и что только не. Главное — Рэйчел родила троих детей, и всё вышеперечисленное, включая роды, кажется, перенесла с не сходящей с лица улыбкой. 21 марта она выложила в свой фейсбук «The Chic Site» фотографию с пляжа в раздельном купальнике с небольшой подписью: «Да, у меня есть растяжки и я ношу бикини. Да, у меня дряблый живот, потому что я выносила в нем трех гигантских младенцев. <...> Это не шрамы, дамы. Это ваши отметины, которые вы выстрадали. Носите их с гордостью». Этот пост залайкали полмиллиона человек и расшерили 63 тысячи раз, о Рэйчел заговорили во всём мире, а число подписчиков ее фейсубка подскочило с 12 тысяч до 150. Похожий проект недавно сделала и редакция американского женского сайта Bustle — их полная бьюти-редактор вышла на пляж в бикини и записала реакцию окружающих. Поступок более чем смелый, учитывая, что даже конвенционально красивые женщины размеров S и M лишь учатся не стыдиться того, что на самом деле прячется у них под одеждой.
Ингрид Бертон-Мойн
«Red is the Colour»
Рупи Капур далеко не первая художница, которая открыто говорит о менструации и тем самым нарушает негласное табу. Так, в 2009 году большую дискуссию вызвал проект «Red is the Colour» француженки Ингрид Бертон-Мойн, живущей и работающей в Лондоне. Бертон-Мойн заработала славу феминистской художницы, сняв портреты 12 женщин: все они позировали без макияжа, но нанесли на губы в качестве помады свою менструальную кровь. Снимки фотограф снабдила ироничными подписями, пародирующими название оттенков помады: «Action Red», «Rouge Pur» и так далее. Перед Бертон-Мойн стояла простая задача — наступить на горло многовековой унизительной традиции и позволить женщинам не стесняться своих биологических циклов. Вместо того, чтоб стыдливо перешептываться о менструации, героини проекта привлекают к ней внимание самым что ни на есть одобренным обществом способом — красят губы алым. Если этот проект кажется вам слишком радикальным, посмотрите на более нежную серию нашей любимой молодой художницы Арвиды Бистрём, которую она сняла для журнала Vice: там кровь между ног выглядит одновременно символом бунта и крайней женственности.
«Love Your Lines»
В августе прошлого года две мамы с восточного побережья США запустили аккаунт «Love Your Lines», чтобы поддержать реальных женщин с реальными телами, которые мало похожи на идеально гладкие, отфотошопленные фигуры моделей. С тех пор аккаунт пополнился почти 400 фотографиями женщин со всего мира, которые не стесняются показать свои растяжки, складки на животе или шрамы от кесарева сечения. Каждый снимок сопровождают история отметин и вдохновляющий рассказ героини о том, как менялось ее отношение к собственному телу. Число подписчиц «Love Your Lines» давно перевалило за 100 тысяч, хочется верить, что большинству из них этот проект помог полюбить свое тело.
Фотографии: Edwynn Houk Gallery, Ingrid Berthon Moine,
Flowers Gallery, Growing Out My Bush