ИскусствоОбязательная программа:
13 великих художниц,
которых стоит знать
Рассказываем о живописцах и скульпторах, изменивших историю, искусство и место женщины в нем
История искусства до сих пор не изобилует женскими именами — на прошлой неделе мы разбирались, почему это произошло и есть ли тенденция к изменению такого порядка вещей. Меж тем, художниц, достойных того, чтобы и их работы, и их самих помнили так же отчетливо, как и мастеров мужского пола, не так мало, как кажется на первый взгляд. Вспоминаем для начала самых известных женщин, оставивших свой след в искусстве, о жизненном пути и работе которых полезно будет знать любому.
текст: Катя Савченко
Артемизия Джентилески
Артемизия Джентилески — символ борьбы женщины за право быть художником в Италии XVII века — стала первой женщиной, принятой в старейшую в Европе Академию изящных искусств во Флоренции. Самое узнаваемое произведение Джентилески «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» изображает акт расправы целомудренной девы над мужчиной-врагом. Для Артемизии, пережившей в юном возрасте акт насилия, эта работа стала не только оммажем знаменитой картине Караваджо, но и способом справиться со своей детской травмой. О жизни Артемизии Джентилески было написано несколько книг, а в 1997 году французская режиссёр Аньес Мерле сняла по мотивам её биографии художественный фильм.
Мари Элизабет
Луиза Виже-Лебрён
Французская портретистка Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрён (или мадам Лебрён) была настолько популярна среди своих современников, что с 15 лет могла на полученные от заказов деньги обеспечивать себя и содержать овдовевшую мать и младшего брата. Художница всегда изображала своих заказчиков в выигрышных позах и элегантных нарядах, благодаря чему (помимо таланта живописца) пользовалась любовью среди французской аристократии. В 1779 году мадам Лебрён написала один из первых портретов молодой Марии-Антуанетты. Позднее она стала одной из приближенных художниц королевы и создала в общей сложности около 30 ее портретов. Вынужденная покинуть Францию в годы революции, Мари Лебрён много путешествовала и провела шесть лет в России, где познакомилась с императрицей Екатериной II. Написать ее портрет художница, однако, не успела — императрица умерла еще до начала выполнения заказа.
Ангелика Кауфман
и Мэри Мозер
Художницы Ангелика Кауфман и Мэри Мозер вошли в число основателей британской Королевской академии художеств и на протяжении последующих полутора веков оставались единственными женщинами, получившими в ней членство. Ангелика Кауфман смогла достичь мастерства в одном из самых традиционно «мужских» художественных жанров — исторической живописи — и стала признанным мастером классицизма. Мэри Мозер — художница швейцарского происхождения — была одной из самых известных женщин на британской художественной сцене XVIII века. Художница обрела известность в первую очередь благодаря изображениям букетов и цветочных орнаментов, заказы на выполнение которых получала в том числе и от британской королевской семьи.
Берта Моризо
Внучатая племянница Жана-Оноре Фрагонара и ученица Камиля Коро, Берта Моризо стала первой женщиной в кругу французских импрессионистов, к которому примкнула благодаря своей дружбе с Эдуардом Мане. С 1864 года она регулярно выставляла свои работы на престижном Парижском салоне, пока в 1874-м не приняла решение присоединиться к первой выставке импрессионистов. Берта Моризо не только предоставила свои работы для выставки, но и вместе с Моне, Ренуаром, Сислеем и другими членами круга приняла участие в подборе участников. С того момента художница пропустила участие в коллективной выставке импрессионистов лишь единожды, когда ждала ребенка.
Наталья Гончарова
Вклад «амазонки русского авангарда» Натальи Гончаровой в историю искусства оценивается наравне с творчеством одного из «отцов авангарда» и ее мужа Михаила Ларионова. В своем творчестве художница экспериментировала с самыми разными жанрами — от импрессионизма до кубофутуризма, — благодаря чему выработала собственный выразительный живописный язык. Наталья Гончарова оставила после себя огромное наследие — на ее ретроспективной выставке в Третьяковской галерее было представлено около 400 работ. Гончарова считается одним из наиболее популярных российских художников на арт-рынке: ее «Испанка» входит в десятку самых дорогих русских картин, когда-либо проданных на аукционе.
Вера Мухина
Во время проектирования павильона СССР для всемирной выставки в Париже 1937 года архитектору павильона Борису Иофану пришла в голову идея создать монумент, изображающий молодых рабочего и крестьянку. Скульптура должна была стать олицетворением идеалов нового советского государства, в котором власть принадлежала пролетариату. Конкурс на создание монумента выиграла скульптор Вера Мухина, которая, по словам Иофана, «подхватила идею». Так родился один из главных неофициальных символов СССР — памятник «Рабочий и колхозница». Успех советского павильона, увенчанного почти 25-метровой скульптурой юных пролетариев, обеспечил Мухиной славу в Советском Союзе и за его пределами, сталинскую премию первой степени, а позже — звание народного художника СССР и членство в Академии художеств СССР. Помимо скульптуры Вера Мухина занималась дизайном одежды и много работала со стеклом — художнице часто приписывают авторство дизайна граненого стакана.
Фрида Кало
Узнаваемая живописная манера, яркая биография и запоминающаяся внешность сделали Фриду Кало одной из самых популярных художниц. Талант Фриды открылся благодаря двум событиям, которые сама художница называла впоследствии «главными катастрофами своей жизни». Первой катастрофой стала автомобильная авария, приковавшая Фриду к постели на многие месяцы и заставившая от скуки взять в руки кисть и краски. Второй — брак с одним из главных мексиканских художников и политическим активистом Диего Риверой — постоянным источником переживаний, которые Фрида выплескивала на холст. Большая часть произведений художницы — автопортреты, в которых виден не только незаурядный художественный стиль, перекликающийся с сюрреализмом и наивным искусством, но и боль от многочисленных операций, непростые отношения с мужем и темперамент мексиканской женщины.
Джорджия О’Киф
Муж Джорджии О’Киф, фотограф и галерист Альфред Стиглиц, называл ее первой женщиной американского модернизма и говорил, что изображения цветов, костей животных и пустынных пейзажей, которые писала О’Киф, являются неотъемлемой частью мифологии и иконографии американской художественной культуры. На протяжении своей творческой карьеры Джорджия О’Киф оставалась верна этим трем сюжетам и единому стилю, в котором объединились традиции европейской абстрактной живописи и эстетика фотографов-пикторалистов, одним из которых был Альфред Стиглиц. Несмотря на нейтральное содержание работ, некоторые критики усматривали в произведениях О’Киф скрытый сексуальный подтекст — на некоторых картинах изображенные крупным планом фрагменты цветов напоминали им нечто большее, чем пестики и лепестки. Подобную трактовку своих произведений О’Киф, однако, всегда отрицала.
Луиза Буржуа
Известность пришла к Луизе Буржуа далеко не сразу. Хотя художница и дружила с Джексоном Поллоком, Виллемом де Кунингом и Марком Ротко, достичь сравнимого с ними уровня известности ей удалось лишь в преклонном возрасте. В начале 1970-х годов работы 60-летней Луизы Буржуа стали популярными на волне интереса к зарождающемуся тогда движению феминистского искусства. Луиза Буржуа всегда выступала за права женщин на художественной сцене. Она говорила: «Художнице никогда не дадут спокойно работать, если она не будет раз за разом доказывать свое право на существование в мире искусства». Уже в 1981 году состоялась ретроспективная выставка художницы в MоMA. В последние 20 лет жизни Луиз Буржуа создавала ставшие ее визитной карточкой рисунки и скульптуры огромных паучих. Для художницы фигура паука была одновременно воплощением детских страхов и напоминанием о матери, ее лучшем друге и защитнице.
Марина Абрамович
Марина Абрамович считается сегодня одной из главных фигур в искусстве перформанса. Кроме того, она занимает пятое место в списке 100 самых влиятельных людей в искусстве Art Review 2014 года, а по количеству упоминаний в прессе, включая светскую хронику, может соревноваться с голивудскими звездами. В своем творчестве Марина Абрамович тоже стремится к максимальным результатам, испытывая до предела возможности своего тела и психики. К примеру, один из самых известных ее перформансов мог закончиться для Абрамович летальным исходом: художница разложила на столе 72 разных предмета и пригласила зрителей взять любой из них и использовать по своему усмотрению на теле художницы. Среди предметов, помимо роз и боа из перьев, был заряженный пистолет.
Синди Шерман
Синди Шерман известна в первую очередь постановочными фотографиями, в которых выступает одновременно и фотографом, и моделью, и костюмером, и визажистом. Персонажи Синди Шерман — актрисы, усталые женщины из высшего общества, клоунессы — скрывают за своими масками драматические истории и сложный внутренний мир. Синди Шерман стала знаменитой в достаточно юном возрасте, славу ей принесла серия фотографий «Кадры из фильмов без названия», на которых художница играла роли вымышленных киноперсонажей. Сегодня работы из этой серии продаются на аукционах за миллионы долларов.
Трейси Эмин
Если не по уровню цен, то по количеству сопровождающих ее карьеру скандалов Трейси Эмин вполне может составить конкуренцию Дэмьену Херсту, с которым делит звание главного представителя группы Young British Artists. Знаковая работа художницы — незаправленная постель с разбросанным вокруг мусором, рассматривая который можно примерно представить себе образ жизни хозяйки. Помимо волны критики со стороны консервативно настроенной общественности «Моя кровать» принесла Трейси Эмин премию Тернера в 1999 году и покровительство знаменитого патрона Young British Artists коллекционера Чарльза Саатчи, который приобрел работу за 150 000 фунтов. Спустя 15 лет «Моя кровать» была продана с аукциона Christie’s более чем за 2 500 000 фунтов стерлингов, спровоцировав очередную волну дискуссий вокруг творчества художницы.
Фотографии: Getty Images/Fotobank (1), 1, 2, 3, 4, 5, 6 via Wikiart, Shutterstock, 1, 2 Tate,Wikipedia