ИскусствоРежиссерская версия:
Какие спектакли
ждать этой осенью
Шесть главных театральных режиссеров и их лучшие спектакли
Wonderzine начинает рассказывать о главных культурных событиях осени. Мы уже писали о молодых русских актрисах, которые успевают играть в театре, сниматься в кино, писать картины и даже работать художниками-постановщиками. Но в режиссуре пока что, надо признать, доминируют мужчины. Не секрет, что в современном театре (как и в авторском кино) надо следить именно за творчеством конкретных режиссеров. Театральный критик Дмитрий Ренанский рассказал Wonderzine, какие мужчины определяют лицо современного российского театра и где и когда ловить их лучшие постановки этой осенью.
Текст: Дмитрий Ренанский
Иллюстрации: Маша Шишова
Дмитрий Черняков
кто: наше все
Единственный русский режиссер, не просто сделавший карьеру на Западе, но ставший звездой мирового масштаба — работая при этом не на драматической, а на оперной сцене. В лучших своих спектаклях — большая часть которых издана на DVD и даже на экране смотрится со вполне хичкоковским саспенсом — 43-летний Черняков выглядит режиссером уровня Бергмана и Триера. Свою последнюю премьеру в Москве он выпустил два года назад и в ближайшие годы работать на родине не намерен, вынуждая своих поклонников заниматься культурным туризмом: если есть в современном театре феномены из разряда must watch, то это определенно спектакли Чернякова.
что смотреть:
«Царская невеста» (Staatsoper, Берлин, 3 октября-1 ноября),
«Травиата» (La Scala, Милан, с 7 декабря),
«Евгений Онегин» (Большой театр, когда повезет).
Андрей Могучий
кто: худрук БДТ имени Товстоногова
В 80-е годы основатель «Формального театра» ставил свои первые спектакли на ленинградских пустырях и в квартирах в спальных районах, в нулевые занял пост штатного режиссера императорской Александринки, а минувшей весной возглавил легендарный БДТ. После смерти своего хозяина Георгия Товстоногова некогда лучшая сцена Северной столицы давно превратилась в памятник былому величию: бородатый гуру петербургского театрального авангарда — пожалуй что единственный режиссер, способный вдохнуть в Большой драматический новую жизнь.
что смотреть:
«Circo Ambulante» (Театр Наций, 11 октября),
«Изотов», «Счастье» (Александринский театр, Санкт-Петербург, сентябрь-октябрь).
Кирилл Серебренников
кто: худрук «Гоголь-центра»
В массовом сознании — самый успешный и модный режиссер Москвы, доказавший, что театр может хорошо продаваться, оставаясь авторским и интеллектуальным. В реальности — автор убийственно точных театральных хроник России начала XXI века: до обидного рано снятый с репертуара «Лес» и пока идущие в МХТ «Господа Головлевы» — едва ли не лучшее, что появлялось на отечественной сцене середины нулевых. Ключевое свершение последних лет — перековка Театра имени Гоголя в «Гоголь-центр»: заповедная пуща, куда долгие годы не ступала нога продвинутого зрителя, чудесным образом превратилась в островок европейской театральной (и не только) культуры.
что смотреть:
«Человек-подушка» (МХТ имени Чехова, 7 сентября),
«Сон в летнюю ночь» («Гоголь-центр», 19-22 сентября),
«Господа Головлевы» (МХТ имени Чехова, 24 сентября).
Марат Гацалов
кто: потенциальный худрук Александринки-2
Сделавший головокружительную карьеру self-made man, начинавший в подвальном «Театре.doc», а сегодня считающийся основным претендентом на кресло худрука «театрального Сколково». Сложным интеллектуальным построениям Гацалов предпочитает агрессивную чувственность: анонс каждого нового спектакля режиссера следовало бы сопровождать хэштегами #трип и #активныйотдых. На прошедших в начале лета закрытых предпремьерных показах новой постановки Гацалова в МХТ стало очевидно, что полку по-настоящему крупных театральных режиссеров прибыло, а Московский художественный обзавелся очередным репертуарным хитом.
что смотреть:
«Сказка о том, что мы можем, а чего нет» (МХТ имени Чехова, 22-23 сентября)
Константин Богомолов
кто: помощник худрука МХТ имени Чехова
Режиссер самой обсуждаемой премьеры минувшего сезона сполна удовлетворил давно существовавший у театральной публики публики запрос на социально ориентированное искусство и привел в театр тех, кто в нем отродясь не был. «Идеальный муж», раблезианской избыточности сатира на нравы современной России, — первый за последние годы драматический спектакль, ставший поводом для широкой гражданской дискуссии. Хайп вокруг мхатовской постановки не стихал несколько месяцев после премьеры, а в партере можно было встретить разом Алексея Навального, Ксению Собчак и министра культуры Владимира Мединского.
что смотреть:
«Идеальный муж. Комедия» (МХТ имени Чехова, 3-4 и 28-29 сентября).
Дмитрий Волкострелов
кто: основатель и худрук «театра post»
30-летний ученик Льва Додина, лауреат спецприза последней «Золотой маски» и главный новатор сегодняшней российской сцены, работающий на стыке драматического театра и contemporary art. Режиссер самого короткого («Солдат» по Павлу Пряжко в «Театре.doc» идет всего пять минут) и самого продолжительного (просмотр проекта «Shoot/Get Treasure/Repeat» по Марку Равенхиллу занимает восемь часов) спектаклей текущего столичного репертуара. Ставит только современных авторов, для каждой новой постановки ищет специфические нетеатральные пространства — от ночных клубов до художественных галерей.
что смотреть:
«Три дня в аду» (Театр Наций, 11-12 сентября),
«Запертая дверь», «Shoot/Get Treasure/Repeat»,
«Я свободен» («театр post», Санкт-Петербург, сентябрь-октябрь)
читайте также:
«Три четыре»: Фоторепортаж с репетиции оперы в подвале Москва-Сити
Cover photo,4,5: Екатерина Цветкова, с разрешения МХТ