АроматыЗима, уходи: Парфюмеры о запахах грядущей весны
Чистое бельё, ландыши, влажная земля, липы — какие ароматы ускорят приближение весны
Весна совсем близко — настолько, что профессиональные нюхачи уже улавливают её носом. Мы расспросили людей, которые делают духи, о том, чем пахнет ранняя весна в их широтах, и получили самые разные и неожиданные ответы.
ТЕКСТ: Ксения Голованова, автор телеграм-канала Nose Republic
Мой концентрат весны — иланг-иланговый Keep it Fluffy, Lush.
Английская весна наступает в середине марта, и её главный признак — толпы людей на улицах: все высыпают наружу и активно радуются хорошей погоде — как в последний раз, поскольку летом с ней может не повезти. В это время пахнет петрикором (свежий землистый и растительный запах, предшествующий дождю — а не следующий за ним, как принято считать. По словам Ксении Головановой, «это влажность, которая перед дождём вытягивает из земли и глины и камней запахи минералов и эфирных масел от растений». — Прим. ред.) и дымом от лесных барбекю, а на южном побережье — дикими нарциссами, которые приходят на смену подснежникам и выстилают жёлтыми полосами все обочины в Дорсете. Чуть позже целыми полянами, источающими сладкий аромат на протяжении двух-трёх недель, зацветают колокольчики — в наших южных лесах даже прокладывают специальные колокольчиковые маршруты. Меняется и запах в доме: весной мы всегда проводим генеральную уборку и тщательно проветриваем свои жилища, выгоняя зимний душок и впуская весеннюю свежесть в комнаты. Соответствующие ноты — хрустких зелёных яблок, чистого белья, ландышей — я использовала бы и в духах, посвящённых ранней весне в Англии. А для поздней взяла бы эфирное масло иланг-иланга — материал, возможно, совсем не здешний, но своей глубокой, хмельной сладостью напоминающий мне зрелое тепло английского мая.
Мягкий и пряный Epic Woman — точное прочтение весны в оманских горах.
В Маскате весна довольно короткая — всего-то несколько недель, зажатых между ясной и мягкой зимой и нечеловечески жарким летом. Первая ласточка — стремительно растущая влажность: воздух становится плотным, тяжёлым и насыщенным, в том числе запахами, на которые прежде не обращал внимания, — например, душком гниющих на солнце водорослей, наплывающим с моря. Но в оманских горах, где всегда на 15 градусов прохладнее, весна и выглядит, и пахнет по-другому: цветами, дикими травами, абрикосовым цветом и дамасскими розами, которые в Омане всегда растут на высоте, в основном в районе Джебель-Ахдар — Зелёных гор. Из этих роз местные фермеры делают очень традиционный продукт — розовую воду с дымком, её используют и в парфюмерии, и для гастрономических нужд. Но духи, посвящённые оманской весне, я бы нанизал на другую нитку — свежих, зелёных и травянистых нот, а к последним добавил бы ванили и лабданума, чтобы передать ощущение нежного солнечного тепла, характерного для этого времени года. И каплю натуральной серой амбры, смешанной с диметилсульфидом (вещество с резким сернистым запахом. — Прим. ред.), — для иллюзии близкого моря.
В повседневной жизни я редко ношу духи и в основном пахну лабораторными образцами. Но весной чаще тянусь за своим же Anima, Gritti — контрастным шипром с морозным ананасом и амброй.
Предчувствие близкой смены сезонов у меня возникает уже в середине февраля, когда в город приходит солнце и меняется воздух. В Болонье он влажный, тут, как и во всей Эмилии-Романье, часто идут дожди, но ближе к весне он становится особенно душистым — это легко заметить, гуляя по центральному рынку и проходя мимо цветочных лавок с гиацинтами, нарциссами и белой сиренью (последняя, увы, не слишком пахучая). Переход от зимы к весне однозначно пахнет липами — в переулках рядом с домом, в парках на пробежке, даже за городом, куда я каждые выходные уезжаю с велосипедом; не знаю почему, но именно их я замечаю в первую очередь. А ещё — гигантским османтусом, который растёт при входе в местный ботанический сад: кажется, что им благоухает всё вокруг, правда, ровно до того момента, когда доходишь до угла с цитрусами. Какие душистые материалы я использовал бы в духах про раннюю весну в Болонье? За основу взял бы гедион и один из абсолютов жасмина, первый — чтобы отразить прозрачность воздуха, второй — для узнаваемой весенней цветочности.
В начале весны я всегда ношу Fleurs et Flammes итальянской марки Antonio Alessandria — купил эти духи в Катании, в бутике Boudoir 36, принадлежащем их автору, и с тех пор они ассоциируются у меня с апрельским воздухом Сицилии.
Японская весна, как и европейская, длится с марта по май. О том, что она вот-вот настанет, японцы узнают благодаря особому климатическому явлению санкан-сион — так мы называем неделю из трёх холодных дней и приходящих им на смену четырёх тёплых, главный признак скорой смены сезонов. С юга прилетает крепкий и разогретый ветер хару-ичибан, о прибытии которого всегда сообщают в новостях, полевой хвощ — один из растительных символов японской весны — выпускает побеги со спорами, а бесчисленные цветущие криптомерии окрашивают города и деревни золотой пыльцой, из-за чего все люди, особенно те, кто страдает от сенной лихорадки, надевают маски. Но если бы я решил сделать духи, достоверно пахнущие весной в Японии, то за их основу взял бы странный, свежий и зелёный запах белокопытника, нашего первого весеннего овоща (формально это многолетняя трава. — Прим. ред.), или аромат цветущего волчеягодника — его можно собрать из ноты лимона, ландышей, линалоола и щепотки пряностей, например гвоздики и имбиря.
Ранней весной я люблю носить зелёный (untitled) Maison Margiela и свой собственный Freckled and Beautiful — его нероли, флёрдоранж и жимолость красиво встраиваются в ткань весеннего воздуха в Лос-Анджелесе.
Лос-анджелесский год устроен просто и делится на два основных сезона: сухое и жаркое лето и зиму, более прохладную и дождливую. Между ними есть тонкая прослойка весны, о наступлении которой мы обычно узнаём на стыке февраля и марта, когда зацветает пустыня и неожиданно — за одну ночь — распускаются все бутоны цеструма (здесь его называют ночным жасмином) в городе. С парфюмерной точки зрения ранняя весна на юге Калифорнии ассоциируется у меня с цветущей жакарандой, жимолостью и цитрусовыми деревьями — на улицах и в частных садах, а также с запахами песка и океана — просто потому, что в это время мы начинаем выбираться на пляж. Но особенную, по-настоящему лос-анджелесскую завершённость эта душистая смесь для меня приобретает благодаря раскалённому асфальту и выхлопным газам — запахам одного из самых больших городов в США.
Весной для меня отчётливо пахнут некоторые винтажные духи — ландышевый Diorissimo, Christian Dior и зелёный Vent Vert, Pierre Balmain.
Тайская весна приходит в ноябре, но уже во второй половине октября начинаешь чувствовать, как меняется погода: жара немного спадает, дождливые дни уступают место солнечным, а воздух становится более мягким и нежным. И люди как будто бы тоже: у нас даже есть популярная песня «Весенняя любовь» — её написал король Таиланда, его величество Пхумипон Адульядет, — в которой говорится об особенном состоянии души весной, о «горящем сердце» и «радости от всего вокруг». Для меня тайская весна пахнет ночными цветами — иланг-илангом, туберозами, гардениями и деревом мок (райтия священная. — Прим. ред.), чей аромат напоминает мне что-то среднее между ландышем и жасмином. Тропические цветы, земля, свежая зелень и дымок тайских дровяных печей, которые растапливают во второй половине дня, — вот моя весна во флаконе.
Tenebrae, L’Artisan Parfumeur, Terroni, Orto Parisi и наш Sand Service — вот несколько ароматов, с которыми хорошо открывать сезон.
Никлас Лиден и Кристина Густафсон
Никлас Лиден и Кристина Густафсон
основатели Cra-Yon
Гётеборг, Швеция
У нас на севере близость весны ощущаешь физически: темноту, настоявшуюся за долгие месяцы зимы, вдруг вытесняет свет, и кажется, будто кто-то снял тяжёлый груз с твоих плеч. Сбросив эту ношу, становишься более чувствительным к сигналам, которые тебе отправляет окружающий мир, и все они — птичьи голоса, странные и новые запахи, совсем другое течение времени — оповещают о наступающей весне. Мы живём на острове в Гётеборгском архипелаге, и смена сезонов здесь пахнет иначе, чем в больших городах на материке: влажной землёй и ранним яблоневым цветом, белыми коврами ветреницы в лесах и водорослями на берегу. Сочетание этих запахов — оттаявшей почвы, зелёной свежести, морской соли и, может быть, зацветающей сирени — легко представить себе в виде хороших весенних духов.
Два аромата, вызывающие у меня ассоциации с весной: Maître Jardinier нашей марки Extrait d’Atelier, живой, зелёный и радостный, и Eau Plurielle, Diptyque. Последний ношу на волосах и одежде как элегантное пудровое облако, которое сочится душистым дождём целый день.
Регион Венето, откуда я родом, находится на северо-востоке страны, и настоящая зима — со снегом, заморозками и холодными дождями — для нас не редкость. Обычно всё это растягивается до марта, но птицы заводят свой хор раньше, ещё в феврале, и в то же время зацветают первоцветы — в лесу постоянно набредаешь на душистые жёлтые кочки. Чуть позже начинают благоухать цветущие вишнёвые деревья и глицинии (у последних невероятный, совершенно взрывной аромат), сам воздух — и тот приобретает какой-то специфический запах, хрусткий и имбирный. Вообще, ранняя весна в Италии, если перевести её на парфюмерный язык, пахнет множеством вещей: лавром, ирисом, магнолией, мятой, розовым перцем, кашмераном и т. д., — но точно к ним не сводится, это какофония запахов и чувств, великолепный хаос.
Самые весенние духи — French Lover, Frédéric Malle, Guelain Vol de Nuit, Chanel No. 19 и Fleur de Lalita, Parfums Dusita.
В последние несколько лет из-за глобального потепления в Греции почти не бывает зимы — и яркого перехода к весне, как следствие, тоже. Пожалуй, единственное, что выдаёт локальную смену сезонов, — запахи: однажды просто замечаешь, что город накрыло солёным духом с моря и тот смешался с сухим и немного пыльным ароматом пыльцы от цветущих миндальных деревьев. А вот в парфюмерии отделить зиму от весны мне несложно: совершенно по-весеннему пахнет гальбанум, эфирное масло из корней ангелики, некоторые цитрусовые материалы, например флёрдоранж, нероли и цветки мандаринового дерева (я сам делаю из них тинктуру для своих духов), и душистые вещества с запахом ландыша.