АроматыКак на духу: 5 новых российских марок парфюмерии
Nōse Perfumes, Magma Perfumes, Flame Moscow и другие достойные бренды
Парфюмерное дело считается одним из самых непростых и затратных — запустить свою марку ароматов в России ещё сложнее, чем бренд косметики или одежды. Во многом это связано с высокой стоимостью ингредиентов, большим количеством технических тонкостей и нехваткой фундаментального образования в этой сфере. А ещё — высокой конкуренцией: крупные бренды быстро оказываются под крылом гигантов вроде LVMH с оборотом в шесть миллиардов евро в год, а независимые марки не могут тягаться с ними в объёмах продаж. Тем не менее Россия не отстаёт, и вслед за Европой и Америкой у нас тоже появляются свои нишевые бренды парфюмерии, которые готовы на эксперименты. Рассказываем о них.
Текст: Таня Решетник
Magma Perfumes
Три года Яна Андреева совмещала увлечение ароматами с работой в офисе — это приносило деньги, которых требовало хобби. В какой-то момент начинающая парфюмер устала и импульсивно уволилась, оставшись без накоплений и чёткого плана. «После этого терять уже было нечего, поэтому [на создание своего бренда] я решилась легко», — вспоминает девушка.
На разработку пяти ароматов ушёл почти год. Их дебют состоялся на выставке парфюмеров «Весна парфюмерная» в марте 2017-го. Сложностей с запуском было немало. Например, с небольшими объёмами и производственными мощностями было трудно найти поставщика сырья и флаконов. При покупке мелким оптом все единицы товара и материалы стоили в разы дороже — но ещё хуже было то, что сырья или материалов порой не оказывалось в наличии и приходилось искать нового поставщика. При этом качество коробок и другой полиграфии различается от партии к партии. «Иногда приходится возвращать весь тираж, чтобы его переделали. Не все на это согласны. К примеру, для первой партии ароматов я заказала тысячу тубусов, и только шестьдесят семь из них были без брака. Это не считая того, что все они внутри были фиолетового цвета вместо красного», — смеётся Андреева.
По мнению Яны, у работы в России есть и свои плюсы: от российских парфюмеров никто не ждёт вау-эффекта, и если аудиторию неожиданно что-то цепляет, то у марки моментально появляются единомышленники и фанаты. С другой стороны, развитие парфюмерной индустрии сильно сдерживает отсутствие инфраструктуры. В России нет заводов по производству парфюмерных концентратов и парфюмерной школы. «Но многие не сдаются и работают вопреки всем ограничениям. Я симпатизирую многим проектам как в России, так и за рубежом. По подходу к созданию ароматов и уровню презентации продукта особую гордость за наших вызывает бренд Holynose», — рассказывает Андреева.
Яна часто использует в работе воспоминания из детства. «Одно из самых любимых — когда мама сушила чистое бельё
на сильном морозе и потом приносила его гладить»
Сегодня у марки шесть ароматов в минималистичных флаконах. За объём 15 миллилитров просят 3900 рублей, за 30 — 6500 рублей. Найти их можно в восьми российских магазинах, например в московских «Сахарке» или Daje Store и в петербургском Parfbar.
На создание новых композиций парфюмера вдохновляет многое: пережитые события и эмоции, люди вокруг, природа, искусство, новое блюдо и даже быт. Яна часто использует в работе воспоминания из детства. «Одно из самых любимых — когда мама сушила чистое бельё на сильном морозе и потом приносила его гладить. Она выделяла на глажку целый день: заносила с холода в дом стоящее колом бельё, разогревала утюг и приступала к работе. Для меня эта картинка — устойчивая ассоциация с безопасностью и уютом», — вспоминает парфюмер. Впоследствии это воспоминание переросло в аромат Nude. А однажды на Санторини Андреева попробовала на винодельне очень вкусное розовое игристое. Напиток так понравился девушке, что по его мотивам она набросала на клочке бумаги примерную формулу будущего аромата. Через год появился аромат Rosedry.
Андреева прекрасно знает свою аудиторию: «Это женщины в возрасте двадцати пяти — тридцати пяти лет. Они приходят ко мне за эмоциями, любят выделяться и ищут ароматы, которые не встретишь на других. Среди клиенток много людей, занимающихся творчеством. Круг профессий обширный: создательница украшений, фотограф, дизайнер, редактор журнала, виолончелист, художница, мастер по камню, журналистка. Также у меня много клиенток, работающих в бьюти-индустрии (визажисты, косметологи, мастера по оформлению бровей), стилисток и парфманьяков. Ещё мне часто встречаются психологи, а одна из клиенток работает врачом-психиатром» — рассказывает создательница марки.
Nōse Perfumes
Парфюмерная история Тимура Солодова, основателя Nōse Perfumes, началась несколько лет назад. Молодой человек вспоминает, что однажды оказался в необычном саду в Испании, где росло множество совершенно неизвестных ему растений. Он растёр между пальцами несколько цветов, листьев, ягод и смол и был поражён глубиной каждого аромата. Позже Солодов узнал, что эфирные масла некоторых из этих растений применяют в парфюмерии. Ему стало любопытно, и вскоре он увлёкся изучением рынка.
«Я много читал, ездил на парфюмерные биеннале и выставки и, конечно, постоянно экспериментировал. Первый год каждый день я создавал не меньше пяти новых блендов (смеси. — Прим. ред.) масел, пытаясь понять, как устроен каждый аромат и как он может сочетаться с другими. Я люблю приводить в пример запах цветка розы: вдыхая его, наш нос чувствует сочетание более трёхсот шестидесяти разных ароматических молекул. По сути, это созданный природой парфюм, и моя задача была в том, чтобы разобраться, как это устроено», — вспоминает Солодов. Этот период парфюмер называет стадией blends for friends — ароматы ему заказывали друзья и знакомые. Например, одной из первых духи заказала подруга из Лондона для своего мужа — с запахом елового леса, виски и детской макушки. Для Солодова «детская макушка» стала одним из первых вызовов с технической точки зрения.
Как замечает Тимур, в России есть ряд нюансов, которые усложняют процесс запуска парфюмерного бренда. Например, законодательные ограничения на работу со спиртом, почти отсутствующий выбор флаконов, спреев и крышек. Парфюмерные флаконы производят на заказ только тиражами в несколько десятков тысяч — для начинающих брендов это неподъёмные объёмы. Ингредиенты для композиций тоже приходится закупать за пределами России. В итоге на запуск производства и оформление бумаг ушло два года.
Одной из первых духи заказала подруга
из Лондона для своего мужа — с запахом елового леса, виски и детской макушки
Несмотря на все сложности, Солодов считает, что российский парфюмерный рынок уникален в мировом контексте. «Я нигде в мире больше не видел такого количества парфюмерных магазинов. У нас по всей стране, даже в небольших городах, тысячи сетевых точек, продающих парфюм. При этом, с тех пор как после Революции парфюмерное производство в стране практически было уничтожено, до сих пор особых успехов оно не достигло. До Революции российская парфюмерия славилась на всю Европу, получая международные премии. Русские князья заказывали у французских парфюмеров индивидуальные ароматы, которые входили в историю. Даже, известный факт, один из самых долго продаваемых ароматов за всю историю, Chanel № 5, был создан родившимся и обучавшимся в России Эрнестом Бо. Тем не менее в последние годы во всём мире, и Россия не исключение, развивается движение независимых парфюмеров» — рассказывает Солодов.
Официально запуск бренда назначен на весну 2020 года, но за три года у Nōse Perfumes уже набралось шесть ароматов, и некоторые из них обрели преданных поклонников. «Недавно я был в Таллине и передал девушке сразу три флакона Day Off, она сказала, что вся семья в восторге от аромата и они решили купить по флакону бабушке, маме и дочери», — вспоминает парфюмер. В другой раз тот же аромат он совершенно случайно уловил на девушке прямо в подъезде в Москве. Купить ароматы бренда можно и за пределами России: линейка Nōse Perfumes представлена в нескольких магазинах Таллина и Риги, а также в американском онлайн-сторе Ave Parfum.
Flame Moscow
За историей появления российской экомарки Flame Moscow, известной своими ароматами для дома, твёрдыми духами и ароматическими свечами, скрывается романтическая история. Её основатели — влюблённая пара, которые с раннего детства путешествовали и переезжали с места на место, пока не оказались одновременно в Москве, где и познакомились. «Мы продолжили изучение новых уголков мира вместе, часто возвращаясь в места прежнего обитания, показывая их друг другу, собирая пазл воспоминаний с помощью запахов и сохраняя новые в виде небольших ароматических сувениров: местных специй, пряных лакомств, свечей или парфюмерных композиций малоизвестных локальных брендов», — рассказывают Каталина Бас Флик и Павел Пахомкин.
Марка появилась в 2016 году — ребята начинали с ярмарок, а также сотрудничества с магазинами. Сложнее всего было объяснить, почему бренд делает акцент на органическом составе — натуральном воске, хлопковых фитилях без металлов и масле без химических добавок, — а также почему аромасвеча может стоить больше тысячи рублей. «Сейчас клиенты уже хорошо разбираются в составах и ароматах, знают, какие ноты им нравятся, и понимают, что качественные компоненты стоят дорого», — объясняют Каталина и Павел.
Все композиции делают в небольшой мастерской в Москве, каждая названа женским именем. В свечи добавляют кокосовый воск, натуральную вулканическую лаву и хлопковый фитиль — в марке считают, что это наносит меньше вреда окружающей среде. Кроме ароматов и свечей у Flame Moscow есть благовония, спреи для постельного белья, твёрдые парфюмы, диффузоры с палочками, гели для душа и масла для тела. Найти их можно как в зеро-вейст-магазинах, так и в крупных сетях — например, в отделе с товарами для дома на минус первом этаже универмага «Цветной».
Agatha в пространстве напоминает сочетание кисловатого лайма и пудровой гардении, а на теле раскрывается густой землистой смесью кипариса, можжевельника и серой амбры
И всё же главное в коллекциях марки — парфюмерные композиции: они предназначаются для помещения, но прекрасно ложатся на кожу. Сейчас в коллекции больше пятнадцати ароматов — цены на них начинаются с 1200 рублей. Jackie — это кориандр, табак и ваниль, Sonia — чёрный перец, чёрный чай, сандал, Maria — бодрящая хвоя, мята, лимон, напоминающая только что открытую бутылку газировки «Байкал», и так далее. Ароматы действительно получаются многослойными и раскрываются на коже и в помещении по-разному — чаще всего это зависит от температуры. Последняя новинка — Agatha (каннабис и ветивер) — в пространстве больше напоминает едва уловимое сочетание кисловатого лайма и пудровой гардении, а на теле раскрывается густой землистой смесью кипариса, можжевельника и серой амбры.
Основатели Flame Moscow отмечают, что с каждым днём в России появляется всё больше и больше влюблённых в своё дело мастеров и очень сильных проектов. «Мы с трепетом относимся к работе соотечественников — Holynose, Aether, Nōse Perfumes. Также следим в основном за австралийскими, американскими и английскими коллегами. Особенно нравится стиль и ароматы Perfumer H, Frama, Laboratorio Olfattivo и вдохновляет, как развивают свои концепции и бренды Soh Melbourne, Sooh Yang и DS & Durga», — рассказывают они.
Odor Objects
Парфюмерная марка Odor Objects появилась в 2019-м. Этому предшествовали четыре года подготовки и проработок — ароматные композиции основатель бренда Антон Брат сперва делал для друзей и знакомых. Парфюмерией он увлёкся спонтанно, но, как признаётся сам, не случайно. «Я не учился на парфюмера, но окончил факультет истории, политологии и права. Только кажется, что парфюмерия и политология с историей далеки друг от друга! Но фундаментальным для парфюмера вещам — искусству обманывать и приукрашивать реальность — я научился именно там», — объясняет основатель марки.
Первые несколько лет получалось с переменным успехом — создавать ароматы оказалось сложнее, чем рассчитывал Антон. Помогла книга — начинающий парфюмер перевёл её, систематизировал в таблицах информацию и полностью пересмотрел подход к созданию ароматов. После этого дела пошли в гору. Название книги Брат держит в тайне, но советует другую работу по теме — «The Magical and Ritual Use of Perfumes» Ричарда Алана Миллера.
Парфюмер отмечает, что пока индустрия развита слабо. «Основная сложность в том, что в России нет соответствующего качественного образования. Нет конкуренции между множеством хороших молодых парфюмерных брендов (для качественного рывка вперёд их нужно больше). Нет российских производителей парфюмерно-ароматических ингредиентов. Ингредиенты приходится закупать за рубежом или через посредников. Но главное — это отсутствие образования, это и характеризует рынок, и определяет его», — перечисляет сложности Брат. Из российских брендов он отмечает молодую марку Holynose, из зарубежных парфюмеров — Гезу Шёна, автора ароматов Escentric Molecules и основателя одноимённой марки.
«На мой взгляд, аромат становится прекрасным в тот момент, когда в нём проявляется „уродливая“ нотка. Она делает запах более многомерным и притягательным», — рассказывает Брат
Все композиции Odor Objects создаются по принципу «прекрасного уродца» — такое название для своего подхода придумал Антон вместе с подругой Аней. «Прекрасным уродцем может быть что угодно — предмет, животное или человек, который не является красивым в классическом понимании этого слова и очаровывает благодаря своей несовершенности. Мы частенько присылаем друг другу подобные картинки, да и сами стремимся быть ими. Мои парфюмы — тоже прекрасные уродцы. На мой взгляд, аромат становится прекрасным в тот момент, когда в нём проявляется „уродливая“ нотка. Она делает запах более многомерным и притягательным. В ближайшее время собираюсь выпустить несколько духов, в основе которых будет лежать аромат кока-колы, — надеюсь, что из них выйдут достойные прекрасные уродцы», — рассказывает Брат.
Сегодня самый популярный аромат бренда — Odor Objects № 3 с нотами ладана, груши и чёрного перца. Кроме него у марки есть ещё пять композиций в строгих прозрачных флаконах с крупными логотипом в духе граффити. Любимые ноты Антона Брата — груша («отсылает к детству, радости и беззаботности»), жасмин — «запах, напоминающий книги Габриэль Витткоп» — и индол, «аромат разложения, который придаёт жасмину сложность и притягательность».
Все ароматы, а также их твёрдые версии в жестяных баночках, можно попробовать в московском магазине украшений Symptome. Цена на увесистый флакон в 50 миллилитров — 5000 рублей.
Wood Moss
Дизайнер интерьеров Карина Величковская долгое время совмещала основную работу с созданием ювелирных изделий и пошивом сумок. В какой-то момент хобби превратилось в основное дело, а к нему прибавилась парфюмерия. «Я родом из Сибири, и в одной из поездок домой я заехала в Хакасию. Невероятная природа, чистый воздух, пещеры, а главное — густой лес с невероятным запахом мха, влажной земли, осенних листьев и смолы. Мне очень захотелось унести этот запах с собой и наслаждаться им дома. Естественно, в магазинах масс-маркета я не встретила ничего похожего, были отдельные ноты, но в целом мне ничего не нравилось. Поэтому я решила попробовать сама, вбив в гугл запрос „какой ингредиент отвечает за запах земли, мха“», — вспоминает Величковская.
Wood Moss стал тем самым ароматом влажного густого леса. Вместе со своими украшениями парфюмер выставляла его на ярмарках, в которых участвовала, — не все прониклись глубоким древесным ароматом, но позитивные отзывы вдохновили женщину на создание ещё нескольких композиций. Так четыре года назад начались первые эксперименты с ароматами. «Я иду собственным путём, изучая самостоятельно ольфакторные сочетания, возможно, что я что-то делаю не по канонам, возможно, мой парфюм — это больше импровизация, чем классика, но мне нравится результат. И то, что есть те, кому помимо меня действительно импонируют ароматы Wood Moss, заставляет и дальше экспериментировать», — признаётся Карина.
«Manticora — это запах зверя, идущего сквозь мрачный, густой тенистый лес. Пробираясь сквозь него, он собирает
на шерсти аромат мха, пряных трав, деревьев и забвения», — рассказывает парфюмер
Величковская начинала с разнообразных эфирных масел, но скоро стало понятно, что не все они подходят для создания парфюмерных композиций. Сейчас девушка заказывает масла в сертифицированном магазине. Самая большая проблема — когда они заканчиваются и приходится ждать следующей поставки. «Из-за того, что восемь ароматов уже созданы с определёнными маслами, купленными в определённых местах, я не могу их заменить на альтернативные. Разновидностей одного и того же масла с разными оттенками запахов очень много, но называются они все одинаково», — объясняет она. Другая проблема — флаконы и комплектующие. Поначалу Величковской хотелось поддерживать отечественных производителей, но достаточно быстро стало понятно, что работающих стекольных заводов не так много, да и они производят преимущественно тару для винно-водочных продуктов и вазы. Крышки и насосы для духов российского производства тоже не найти — спроса на такой товар нет.
Сегодня у Wood Moss семь унисекс-ароматов, базирующихся на древесных нотах. Лаконичные флаконы по 30 миллилитров стоят 4500 рублей и продаются на сайте марки или регулярных маркетах «Ламбада-маркет». Большую часть композиций Величковская создала, вспоминая родные края. «Меня вдохновляет лес, хожу туда подзарядиться и придумать что-то новое. Периодически вспоминаю свой родной, сибирский — непроходимый, с кедровыми орешками и брусникой. Иногда новые ароматы — это впечатление от поездки, картины или фильма, образ из сна. Например, Manticora — это запах зверя, идущего сквозь мрачный, густой тенистый лес. Пробираясь сквозь него, он собирает на шерсти аромат мха, пряных трав, деревьев и забвения», — рассказывает парфюмер. К весне основательница бренда готовит новую коллекцию. Она тоже будет построена на образах и воспоминаниях: например, аромат цветов, лежащих на алтаре, церковного ладана и потухших свечей; венка из цветов на Ивана Купала, который плывёт по реке, исполняя чьё-то желание; или запах таврической полыни, которую растираешь в руках посреди поля с луговыми травами.
Обложка: magma perfumes