АроматыВеликолепные выделения:
8 ароматов с запахом человеческого тела
«Новые неженки» и итальянская богема
Текст: Ксения Голованова, автор телеграм-канала Nose Republic
Ароматов, воспроизводящих стилизованные запахи человеческого тела, существует немало — это не только кровь и сперма, но и десятки других, не менее интересных оттенков. Наш парфюмерный критик Ксения Голованова выбрала восемь «телесных» композиций с очень разными сюжетами.
Miel de Bois
Serge Lutens
за 75 мл
О Miel de Bois хочется говорить строчками из ветхозаветной Песни песней: «волосы твои как стадо коз, сходящих с горы Галаадской», «мёд и молоко под языком твоим» и так далее. Самая физиологичная композиция в линейке Serge Lutens пахнет медовыми сотами, пчелиным воском, ланолином и цветущим боярышником — вещами отнюдь не безобидными, поскольку в запахе мёда, как мы уже писали, есть отчётливый уринный аспект, а боярышник отдаёт спермой. Вот где настоящие «великолепные выделения» — на фоне цветов и благородных деревяшек.
Dans Tes Bras
Éditions de Parfums Frédéric Malle
за 30 мл
Марку Frédéric Malle часто пытаются уличить в элитаризме — потому что очень дорого, потому что Фредерик Маль, племянник важного режиссёра Луи Маля, в своих интервью нередко говорит о каком-то особом «круге людей, среди которых вырос», потому что, в конце концов, в названии бренда аж три аксана. Словом, пузырьки c чёрными этикетками кругом виноваты. Но правда в том, что для гуманизации ароматного мира Frédéric Malle сделал поболее многих — например, в начале 2000-х первыми вывел парфюмеров из тени, поместив их имена на флаконы.
Кроме того, вся линейка бренда вертится вокруг людей: есть в ней и ботанические зарисовки вроде Carnal Flower и En Passant, но интереснее всего парфюмерному издателю Малю человек — Дрис ван Нотен, жена Эдмона Рудницки Тереза, месье с геранью в петлице и так далее. Вот и «В твоих объятиях» — история о запахе любимого (или любимой), солоновато-мускусный, древесно-фиалковый, очень интимный.
Obsessed
for Women
Calvin Klein
за 30 мл
Женский Obsessed вышел в паре с мужским, но из двух ароматов именно он наиболее «мужественный» — с точки зрения традиционных гендерных кодов в парфюмерии. Это отличный фужер: здесь и крепко взбитая пена для бритья, и накрахмаленная рубашка, и лавандовая вода, и даже какое-то приятное зелёное мельтешение в окне (фужеры — «загородный» жанр). Словом, всё, что современная душистая индустрия может сказать на тему скрипучей чистоты — плюс немного чистого мускуса из подмышки Кейт Мосс.
Grace by Grace Montecristo
Masque Milano
за 35 мл
Миланцы Masque очень уважают поэтику телесного низа: их нарциссовый Romanza пахнет цветами, навозом и несвежим бельём, а Times Square — попкорном и алкогольным выдохом выходных. Но крепче всех благоухает Montecristo, «гостиная старой виллы в Тоскане» (описание с сайта марки): тлеют угли в камине, незатушенные сигареты коптят деревянные потолки, красивые, не вполне трезвые люди в кашемире, забывшие про душ с самой пятницы, тянут подвальное брунелло на старых кожаных диванах. «Мы хотели сделать запах итальянской богемы, — говорит основатель Masque Milano Алессандро Брун, — кажется, что-то получилось».
Ambrette 9
Le Labo
за 50 мл
Запах младенческой макушки и детского питания с грушей, едва ли не самая нежная композиция из существующих. Сегодня такие неяркие и деликатные ароматы модны как никогда: в прошлом году в The New York Times вышла статья, чей автор дал им совершенно вирусное название — «the new softies», то есть «новые неженки». Подозревать духи соответствующего жанра в отсутствии яркой индивидуальности неправильно — они вообще сделаны не для того, чтобы производить на кого-то впечатление. Скорее это своеобразные фильтры, которые сообщают владельцу дополнительные, не слишком заметные качества — и в случае с Ambrette 9 это, конечно же, умилительность.
Vaan
NOT Perfumes
за 15 мл
«Владельцы козлов, отзовитесь! Срочно нужна козья шерсть — делать тинктуру. Если у ваших козлов сейчас гон, вообще идеально», — пишет в фейсбуке шведская парфюмерка Йоханна Венейблз. Запрос не праздный: в составе духов NOT Perfumes действительно попадаются довольно брутальные штуки, например кастореум, цибетин, серая амбра и топлёное масло.
Высокая концентрация натуральных душистых материалов придаёт духам NOT Perfumes интересную «матовость» — они кажутся плотными и вязкими, как древесная смола. Vaan, или «Ваны» — так в скандинавской мифологии называют богов плодородия, — самый, пожалуй, воздушный и нежный из всех: как будто сдёрнул с кровати медвежью полость, а под ней, в ямке, которую кто-то оставил ночью, обнаружились пряные, слегка подвядшие розы.
At the Beach 1966
CB I Hate Perfume
за 50 мл
Парфюмеры давно интересуются тем, как живой человек взаимодействует с миром и какие запахи при этом производит. Одна из самых востребованных историй в пределах этой темы — очень специфический, узнаваемый аромат тёплой, слегка влажной кожи под тонким слоем солнцезащитного крема. Таких на полках магазинов и аптек великое множество, но для парфюмерии их существует всего два: Ambre Solaire и Coppertone. Первый, французский, имеет тропически-цветочный и салицилатный, «солнечный» запах, второй — более кокосовый, оба — шаблоны, от которых пляшет большинство ароматов пляжного жанра. Красивее всего солоновато-молочный аккорд Coppertone вписан в морской пейзаж At the Beach 1966: хрустят под ногами ракушки, парит теплом песок, потеет у кромки моря нежный отдыхающий.
Hammam Bouquet
Penhaligon’s
за 100 мл
Вот ещё один умеренно популярный в парфюмерии сюжет: человек идёт в баню. В нашем случае человек — викторианский джентльмен, а баня — турецкая (любовь к хаммаму привил англичанам того времени видный дипломат Дэвид Уркварт). Но если Hammam Bouquet — запах тальковой пудры, классического одеколона и розовой помады для волос, словом, запах уборной, в которой мужчина одевается после водных процедур, то Elixir всё тех же Penhaligon’s (работа Оливии Джакобетти, не так давно снят с производства) пахнет самим хаммамом: эвкалиптовым паром, пряностями и свежим, чистым по́том.
ФОТОГРАФИИ: Escentual, eBay, NOT-Perfumes, Fragrantica, Amoris, Penhaligon’s, articoli, New London Pharmacy, ЦУМ, molecule