АроматыЗапах наступающей зимы:
7 лучших ароматов
с сандалом
Пряный чай на крыше небоскрёба и ночь в горах
Текст: Ксения Голованова, автор телеграм-канала Nose Republic
Продолжаем прицельно выбирать популярные «осенние» ноты и искать их в самых нестандартных композициях. На этот раз под горячую руку нашего парфюмерного критика Ксении Головановой попал сандал — мы привыкли ассоциировать его с «загадками Востока», но на деле у этого древесного компонента много ароматических обличий. Показываем семь лучших.
Escentric 04
Escentric Molecules
за 30 мл
Парфюмер Геза Шон хотел сделать свежий, несладкий сандаловый аромат и для четвёртой серии Escentric Molecules выбрал соответствующее вещество: в первую очередь яванол пахнет сандалом, но ещё — металлом, грейпфрутом и розами. На мой взгляд, Escentric 04 — лучшее и точно самое необычное, что выходило у марки, настоящая «молекулярная кухня». Шону удалось вытравить из сандала весь Восток с его волоокими принцессами и резными ларями, набитыми золотой парчой, — получилась сандаловая голограмма, подсвеченная радиоактивными цитрусами.
Concrete
Comme des Garçons
за 80 мл
Недавно Vicе сделали отличный текст о том, как в парфюмерию постепенно проникает будничное и повседневное, узнаваемое. Автор, в частности, приводит в пример «бетонный» Concrete, Comme des Garçons, собранный вокруг сандаловой древесины — материала, который ещё до недавнего времени ассоциировался у нас с экзотикой и махараджами, а теперь успешно притворяется банальным стройматериалом.
Эту тенденцию Эмма Грейс Бейли из прогнозирующей тренды компании WGSN объясняет так: «Современный мир мрачен, сбивает с толку и на всех парах несётся в сторону глобальной катастрофы — радужным названиям духов доверия нет, они кажутся фальшивыми, далёкими от реальности и настоящей жизни». Что ж, если ваша ежедневная реальность — пряный чай с молоком, заваренный на крыше небоскрёба, Concrete, выражаясь языком Vice, покажется вам будничным.
Moonmilk
Stora Skuggan
за 30 мл
О «Лунном молоке» шведской марки Stora Skuggan мы уже вкратце написали, но расскажем подробнее. История у Moonmilk такая: в 1545 году натуралист Конрад Геснер совершает восхождение на гору Пилатус в Швейцарских Альпах и проводит ночь в одной из её пещер, а десятью годами позже описывает свой опыт в обширном трактате — первом в истории пособии по альпинизму. «Ночью лунный свет столь ярко озаряет пещеру, что, кажется, принимает форму тумана, — пишет Геснер. — Он собирается под потолком и окружает сиянием сталактиты, которые роняют белые слёзы в лужи между камнями — те никогда не высыхают. Лунное молоко».
То, что так поэтично описывает учёный, не что иное, как раствор солей кальция (в переводе с греческого stalaktos — «натёкший по капле»), но к сандалу — основе Moonmilk — шведский парфюмер Томас Хемпель явно пришёл от молока: действительно, эфирное масло сандала и его синтетические аналоги имеют характерный древесно-сливочный аромат. Сандал в Moonmilk хорошо охлаждён ландышем и кардамоном — всё-таки ночь в горах — и имеет интересный солоновато-минеральный, как у боржоми, оттенок. Странно, красиво.
Dries Van Noten
Frederic Malle
За 30 мл
Из всех ароматов бренда Dries Van Noten, вероятно, самый недооценённый. Одним он кажется непохожим на классических «малей» (странный, тихий, не сказать чтобы лощёный), другим — не имеющим отношения к образу, стилистике или реальности, в которой живёт собственно дизайнер Дрис ван Нотен. Действительно, нет в композиции ни смелых цветосочетаний, ни фирменного наложения узоров и принтов, ни ориентальности, переведённых на парфюмерный язык.
Согласно классификации «Фрагрантики», Dries Van Noten — восточный древесный аромат, но по факту это очень необычная гурманика: парфюмер Бруно Йованович выкручивает природную сладость и молочные оттенки сандала на максимум, превращая его в тесто, а при помощи копчёного гваяка и сульфурола, вещества с «жареным» запахом, снабжает пирог аппетитной корочкой. Не столько Дрис ван Нотен, сколько натюрморт Клары Петерс, но — прекрасно.
Sandalwood Temple
Sana Jardin
за 50 мл
Вот ещё один cандал, пустивший корни на территории гурманских ароматов. Sana Jardin — новая марка, которая позиционирует себя как первый в мире социально ответственный парфюмерный бренд; основала её Эми Кристиансен Си-Ахмед, в прошлом попечительница фонда Чери Блэр, помогающего женщинам в Африке, Азии и на Ближнем Востоке. Что делает Си-Ахмед: фактически даёт постоянную работу сборщицам роз, жасмина и флёрдоранжа в Марокко, откуда происходит бо́льшая часть душистого сырья для композиций марки. Обычно сбор цветов длится несколько недель в году, и в остальное время работницы перебиваются случайными заработками. Но, получая согласно контракту с Sana Jardin вторичные продукты дистилляции и экстракции (цветочные воды и воск), они в течение года занимаются производством собственной косметики и сохраняют всю прибыль от её продаж.
Ароматы Sana Jardin не только совестливые, но и прекрасно сделанные — автором малевских Eau de Magnolia и Music for a While Карлосом Бенаимом. Sandalwood Temple, возможно, не самый яркий аромат коллекции, залитой медовым светом неролиевого Berber Blonde и илангового Revolution de la Fleur, зато самый медитативный: вдыхать его ванильно-сандаловую, тягучую сладость хочется бесконечно — как запускать руку в коробку с молочными бисквитами.
Orb_ital
Nomenclature
за 100 мл
Cинтетическое соединение Iso E Super, вокруг которого построен аромат Orb_ital (у Takasago, крупного японского производителя ароматизаторов и парфюмерных композиций, это вещество зовётся орбитоном, отсюда и название аромата), пахнет исключительно приятно и прозрачно — карандашной стружкой и рассыхающейся деревянной этажеркой со старыми книгами. В Orb_ital его воз, а так называемого хиндинола, имеющего древесно-сливочный, слегка цветочный запах сандала, — тележка. В сочетании друг с другом они производят интересный, несколько сюрреалистичный эффект — магриттовского дерева, парящего в воздухе.
Amsterdam
Gallivant
за 30 мл
Британская марка Gallivant («Фланер») посвящает ароматы городам и, в отдельных случаях, районам — есть, например, в коллекции отличный Brooklyn. Идея старая, но рабочая: парфюмерию и путешествия точно выпекают в одном, самом сладком и благоуханном цеху вселенской кухни. Amsterdam, по замыслу создателя Gallivant Ника Стюарда, фиксирует тот странный и тревожный для русского человека, но приятный и волнительный для европейца момент, когда осень плавно перетекает в зиму.
Ключевым для мудборда стало голландское понятие «gezellig», близкое к датскому «хюгге» (тепло, уют, комфорт), который парфюмерка Джорджия Наварра воспроизвела с помощью молочного сандала и различных оттенков перца. Получился тёплый городской аромат в духе Poivre Piquant, L’Artisan Parfumeur, но менее съедобный.
ФОТОГРАФИИ: Escentric, Comme des Garçons, Stora Skuggan, Frederic Malle, Sana Jardin, Nomenclature, Gallivant