АроматыТёмная материя: Самые мрачные ароматы и свечи для поздней осени
Сырая земля, ладан и раскалённое железо — эталонные примеры замогильной красоты из мира парфюмерии
Текст: Ксения Голованова
Сегодня Хеллоуин, и, если вы провели выходные на вечеринке, уже оттёрли с лица грим и вновь вернулись к обычному виду, понедельник — не повод прощаться с мистическим шиком. Предлагаем заполировать праздничные ощущения самыми мрачными ароматами, которые собрала для нас парфюмерный критик Ксения Голованова.
Парфюм Elvira’s Vamp
Demeter Fragrance Library, 1 500 рублей
Elvira’s Vamp посвящён бессмертной комедии «Эльвира: Повелительница тьмы», которая радует нас уже без малого 30 лет. В фильме главная героиня даёт отпор зловещему Князю тьмы при помощи пуделя, старинной поваренной книги и убийственного декольте, здесь — снарядом из белладонны, цветов табака и орхидеи рода Dracula (во всяком случае, именно они заявлены в составе). Что проклюнулось на самом деле: мрачнейшая, прямиком с могильного холмика тубероза и гардения с характерным для неё тоном сырой земли. Прекрасный аромат для хеллоуинской вечеринки.
Парфюм Charogne
Etat Libre d’Orange, 7 500 рублей
Жизнь, как чеканно сформулировал Энгельс, есть форма существования белковых тел, а белки — это цепочки аминокислот. Одна из важнейших — триптофан, вещество, входящее в состав всех живых организмов. При распаде из него получается индол — ингредиент, который в парфюмерии отдувается за неочевидные ароматы гнили, разложения и фекалий. Словом, сам по себе он ни разу не деликатес, зато сообщает природным запахам жасмина, нарцисса или лилии глубину и нутряное тепло, благодаря чему их часто называют опьяняющими. В Charogne, чьё название переводится с французского как «мертвечина», индол очень заметен: лилия и жасмин здесь зрелые и землистые, как в похоронном бюро, а воображаемые шубы переложены лавандой и нафталином. Странный, печальный, красивый аромат — настоящая «усадьба Трупецких».
Свеча Edgar Allan Poe
Paddywax, 2 000 рублей
Запах у «Эдгара Аллана По» вполне себе мрачный, но не безнадёжный — как будто дом Ашеров не пал, а вовремя ушел с молотка новым хозяевам. Те хорошенько его проветрили и, как смогли, привели в порядок: на первом этаже вместо «холодного, тяжкого и безысходного уныния» поселился запах кардамона, которым молодая хозяйка заправляет свой утренний кофе, массивную деревянную мебель натёрли грецким орехом, а в пыльных шкафах положили сушёную полынь — отваживать крыс и мышей.
Парфюм Devil’s Nightcap
Lush, £44
Devil’s Nightcap — народное прозвище огромного, древнего и умеренно знаменитого камня, непонятным образом угодившего в плюшевую серединку вересковой пустоши на юге Англии. Переводится оно как «ночной колпак Сатаны», но есть у слова nightcap и другое значение — «стаканчик чего-нибудь крепкого на ночь». Второе аромату подходит лучше: это очень пьяный и горький зелёный шипр, выдержанный в дубовой бочке, что-то такое, чем могли бы согреваться друиды во время ночного октябрьского ритуала. Из русских Lush аромат, увы, пропал (осталось лишь одноимённое и очень хорошее, хотя и недешёвое мыло), но его по-прежнему можно заказать на английском сайте марки.
Парфюм Rose Infernale
Terry de Gunzburg, 15 555 рублей
Лучший аромат Terry de Gunzburg — дымная готическая роза в облаке благовоний. Это идеальный унисекс: его мог бы носить и Дин Корсо, букинистический дилер в «Девятых вратах» Полански, промышляющий редкими фолиантами, и зеленоглазая вавилонская блудница из того же фильма. Роза здесь медовая, ладан — холодный, а дерево — старое и тёмное, как в библиотеке, где хранятся похищенные инкунабулы.
Свеча Apocalyptic
Byredo, 4 387 рублей
Метеорит упал в непроходимой тайге: пахнет калёным железом, тлеющим торфом и оплавленным камнем, шипят и «стреляют» наплывы смолы на еловой коре, коптят отсыревшие ветки.
Парфюм Black Tourmaline
Olivier Durbano, 11 800 рублей
Чёрный турмалин, как сообщают нам «Магия камня» и другие сайты, тронутые лапкой оккультного жука, — любимый минерал ведьм и колдунов. В прошлом из него делали так называемые траурные украшения: расцвет этого ювелирного жанра, наряду с посмертной фотографией и морбидными рассказами о привидениях, пришёлся на викторианскую эпоху. Понятно, что в переводе на парфюмерный язык турмалин не может звучать солнечно и весело — ждёшь концентрированной темноты и мистической жути. Последнюю нагоняют объёмным и плотным, как сценический дым, ладаном, а за тёмные краски отвечает копчёная, жирная, обугленная шкура — жертвенный зверь в осеннем костре.
Парфюм Coven
Andrea Maack, по запросу
«Шабаш» прост, но эффективен, как рецепт народного средства: взять пять частей сухой земли, три — ольховых шишек и по две — чабреца, мяты и чаги, дать настояться и махнуть полстакана сразу после заката. Зелёная, горькая и минеральная микстура берет за живое и немного беспокоит — так пахнет рыхлая почва у свежей норы в глубине самой тёмной чащи.
Свеча Moonshine
Broad Street, 2 500 рублей
Moonshine (опять двойной перевод — не то «лунный свет», не то «самогон») пересказывает осенний вечер в логове контрабандистов: пахнет крепким вишнёвым табаком, домашним виски и кожаными сапогами, оставленными сушиться у костра.
Фотографии: Demeter, Parfum Palace, Сandlesbox (1, 2), Lush, Agent Parfumer, Barneys, Fragrantica, Lucky scent