Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

Красота«Каждый проект — это маленькая жизнь»: Художницы по гриму — о специфике своей работы

«Каждый проект — это маленькая жизнь»: Художницы по гриму — о специфике своей работы — Красота на Wonderzine

«Мне никогда не было стыдно за свой выбор профессии»

Художник по гриму — серый кардинал проекта. Для некоторых людей работа гримёра до сих пор кажется чем-то «несерьёзным», а образы актёров воспринимаются как то, что само собой разумеется, однако за сложным гримом стоят недели, а то и месяцы упорной работы, многочасовые смены, не всегда идеальные условия труда и большая ответственность.

Наши сегодняшние героини разными путями пришли к профессии художниц по гриму. Они рассказали нам о том, чем их зацепило это дело, как устроен рабочий процесс и сталкивались ли они с обесцениванием своего труда.

Екатерина Изотова

художница по гриму


работала над образами: к/м «Магия превыше всего», клипов Алёны Швец «Удалю», «Вредина», «Луна» и группы «Кис-Кис» «Отчим»

Меня ещё с детства интересовало творчество, но конкретно о гриме я задумалась только после получения высшего образования. Я отучилась на художника по театральному костюму, но в процессе обучения поняла, что это не моё. В эскизах мне было интереснее прорабатывать лица и причёски, нежели костюмы, поэтому после получения диплома я решила попробовать себя в гриме.

Театральный грим мне никогда не был интересен, так что я захотела поработать в кино. Получила профильное образование по гриму, но осталась недовольна качеством обучения, поэтому потом пришлось переучиваться у других мастеров. Параллельно с учёбой мне удалось попасть ассистентом в студию пластического грима, где познакомилась с двумя чудесными художниками по гриму, которые взяли меня на площадку. Ассистируя всем понемногу, я получила опыт и связи, необходимые для продвижения в профессии. Постепенно за три года упорного труда мне удалось стать художником по гриму и получать действительно классные проекты.

Художник по гриму — это руководитель, ответственный абсолютно за все нюансы подготовки и ведения проекта. Наём сотрудников в департамент, составление сметы, договорённости о ставках, закупка материалов, коммуникация с другими цехами и многое-многое другое является частью работы художника по гриму, помимо составления художественного концепта. Даже небольшие проекты порой требуют серьёзной подготовки и долгих обсуждений.

Что касается технических навыков, то в первую очередь от художника требуется умение создать образ. Необязательно делать и постиж, и стрижки, и пластический грим. Как по мне, нельзя быть профессионалом сразу во всех областях, лучше нанять людей, которые занимаются этим всю жизнь, результат будет гораздо качественнее. Но тем не менее нужно знать, как будет смотреться тот или иной элемент в кадре, на что обратить внимание, как выполнить задачу, которую требует режиссёр. Также необходимо знать, как создать образ, который выдержит весь съёмочный день, уметь делать быстрые поправки, понимать, что такое монтажность. Важным моментом является тайминг, как правило, никто не даст вам много времени на грим, и самая большая сложность — это создать интересный образ, который нетрудно повторять много раз и который не займёт по времени больше часа.

Ещё художник несёт ответственность за людей в своём отделе — гримёры, ассистенты, другие специалисты. Для меня важна атмосфера в команде, я никогда не позволяю себе относиться к младшим сотрудникам пренебрежительно, что часто свойственно «олдскульным» гримёрам. В начале карьеры я часто сталкивалась с ужасными художниками, которые позволяли себе самоутверждаться за счёт младших сотрудников и ассистентов, — это ужасно и недопустимо. Наблюдая и пройдя через подобные вещи, я твёрдо решила, что никогда не стану таким руководителем и буду заботиться о людях, которых нанимаю.


Для меня важна атмосфера в команде, я никогда не позволяю себе относиться к младшим сотрудникам пренебрежительно, что часто свойственно «олдскульным» гримёрам

Как художник я также должна составить концепт и утвердить его с режиссёром и другими художниками, внести правки. И самая интересная часть — пробы. Это репетиция образа, его поиск. Именно на пробах художники воплощают свои художественные идеи на практике, на тех актёрах, которые будут играть в фильме. Во время проб можно понять, работает ли идея, что можно поменять, что можно скорректировать. Поиск образа — самая сложная часть работы, но и самая интересная.

Все проекты уникальны, но, наверное, больше всего мне заполнились мои первые съёмки, где я была художником. Это был амбициозный дипломный проект студентки ВГИКа Кати Краснер «Магия превыше всего». Команде удалось создать уникальную атмосферу и даже собрать небольшую фан-базу. А ещё из особенно интересных проектов — работа над клипами Алёны Швец и группы «Кис-Кис», где мне дали полную творческую свободу и я получила огромное удовольствие от съёмок.

Нюансов в этой профессии очень много, но всё это, хоть и звучит сложно, на самом деле довольно быстро познаётся на практике. Достаточно отработать на нескольких съёмках, совершить свои ошибки, получить опыт, и вот вы уже имеете представление, на что обратить внимание и о чём стоит узнать побольше. Наверное, если бы я попала в прошлое и могла дать себе совет, то попросила бы больше ценить свой труд в начале пути. Многие новички не ценят себя, этим пользуются недобросовестные люди, а это, в свою очередь, прямая дорога к выгоранию. А ещё я бы попросила себя никогда не использовать пищевой краситель в качестве крови, это была большая ошибка.

Несмотря на сложность работы, с обесцениванием приходится сталкиваться постоянно, потому что до сих пор есть стереотип, что якобы если работа связана с бьюти, то она несерьёзная — «ну что там сложного, макияж, причёски». Однако за образами стоит огромное количество работы, а мы не какие-то «феи красоты» и вкладываемся в проект не меньше, чем другие. Пренебрежительное отношение расстраивает, но на самом деле людей, ценящих и уважающих наш труд, тоже много, поэтому не стоит принимать его близко к сердцу.

Юлия Туник

художник по гриму


работала над образами сериалов «Трудные подростки» (2-й, 3-й, 4-й сезоны) и «Стрим»

До того, как прийти в профессию, я особо никогда не интересовалась макияжем. Меня занимали миллионы других вещей: я занималась спортом, окончила музыкальную школу, отучилась на преподавателя немецкого и английского языка. Но на четвёртом курсе института я открыла для себя бьюти-ролики, которые меня зацепили так, что я стала изучать мейкап. Позже захотела поехать в Москву, чтобы продолжить обучение, погружаться в индустрию, потому что в моём родном городе Пятигорске тогда — семь лет назад — это дело не особо было популярно и визажист ассоциировался только со свадьбами.

Я отучилась на курсах в Москве, выбрала самые дешёвые, потому что мне хотелось просто опробовать накопленные с YouTube знания в жизни. Когда я уже оканчивала школу макияжа, ко мне на экзамен пришла модель, которая после переслала объявление — на один проект срочно искали гримёра. Она прислала мне сообщение в два часа ночи, но там было сказано, что можно связываться в любое время, так что я сразу позвонила. Сбор назначили на пять часов утра, спросили только, работала ли я раньше в кино, — пришлось сказать, что да, и разбираться уже на месте. В итоге всё прошло успешно, я какое-то время продолжала работать, но меньше чем через год ушла из кино, потому что не выдержала соотношения «цена — объём работы», не хватало сил, я начала много болеть. Ушла на четыре года в свободное плавание: в рекламу, клипы, фэшн-съёмки, которые не требовали таких затрат энергии, но в итоге всё равно вернулась в кино.

Специфика работы художника по гриму в том, что нужно придумать от и до, как будут выглядеть все персонажи какой-либо истории. В один момент начинаешь относиться к проекту как к ребёнку: ты вынашиваешь идеи, долго работаешь над сценарием, утверждаешь и создаёшь образы. Привлекает меня эта профессия тем, что можно использовать абсолютно все знания, которые ты приобрёл в жизни, к тому же ты постоянно сталкиваешься с новыми вещами. Я ненавижу однообразие и обожаю новые задачи, ограничения, так как они рождают креатив.


Специфика работы художника по гриму в том, что нужно придумать от и до, как будут выглядеть все персонажи какой-либо истории

Каждый проект — это маленькая жизнь. Мы буквально живём на площадке во время съёмок, все люди на ней — наша семья. И когда любой проект заканчивается, появляется чувство пустоты, потому что тебя выдернули из этой съёмочной жизни обратно в реальность. Я работала на разных проектах, каждый из них меня в том или ином плане прокачивал, но на данный момент самым важным стал сериал «Трудные подростки» (драмеди о взрослении ребят из центра «трудных подростков». — Прим. ред.). Когда меня пригласили поработать на второй сезон художником по гриму, я уже четыре года как не работала в кино. Кроме того, во время работы над проектом был разгар коронавируса, все сидели дома, ходить куда-то можно было только с QR-кодами, что, с одной стороны, усложняло работу, но с другой — делало её интереснее. Я тогда практически не спала, всё свободное время посвящала проекту, заново училась, каково это — работать в кино.

Самые главные трудности профессии — это стыки и монтажность. Например, в «Трудных подростках» за несколько серий у героев проходит десять дней жизни, а снимаем мы это на протяжении условно трёх месяцев. Сначала мы снимаем сцены в одной локации, затем переходим в другую — и так весь проект. Всем кажется, что, когда актёр переходит из одного пространства в другое, это происходит за несколько минут, но это вообще не так. Наша работа заключается как раз в том, чтобы у зрителя создавалось впечатление линейности, чтобы у актёра в разных локациях сохранялся один и тот же образ. За один съёмочный день у нас может быть десять перегримов у каждого актёра, так как мы в одном месте снимаем сразу все сцены сериала, которые там должны происходить по сюжету. При этом это могут быть абсолютно разные дни именно в сериале, и мы сначала красим героев для первого дня, потом для десятого, можем вернуться к третьему и так далее. Перегримы всегда нужно делать очень быстро, на них никогда нет времени. В процессе работы к тебе могут подбегать каждую секунду уточнять, когда всё будет готово, а мне в этот момент надо раздать указания пяти ассистентам и иногда придумать, что мы в итоге будем делать.

Подготовка образов начинается с чтения сценария, у меня уже тогда появляются предположения, как будет выглядеть тот или иной герой. Следующий этап — командная читка, когда присутствуют все главы разных цехов (свет, костюм, грим и т. д.) и дают свои комментарии, как и что должно выглядеть в кадре. Дальше я собираю все предложения и составляю мудборд по каждому персонажу, разрабатывая их стиль для всего проекта, и затем утверждаю это. Мне важно видеть локацию, костюмы, свет, чтобы я точно понимала, какой грим делать, но так как в «Трудных подростках» мало времени на подготовку, такой возможности нет и многое приходится решать на месте. Над сериалом я работаю уже три года и, конечно, сейчас гораздо лучше понимаю, какой грим подойдёт тому или иному персонажу, кто что любит, так что в этом плане работать стало легче.

Выносливость — тоже важный момент в нашем деле. У нас огромный объём работы, съёмки могут длиться и по 18 часов, на сон почти нет времени. Смена, кстати, может начаться в любое время — в пять вечера или три утра — и день недели, для нас не существует традиционных выходных. Когда ты живёшь в таком режиме несколько месяцев, можете представить, что происходит с организмом, и, конечно, под конец становится тяжеловато. Реалии российского кино таковы, что большое количество материала нужно снять быстро, а это значит, что вся съёмочная группа будет бегать с языком на плече и пытаться сделать невозможное. Но это меня только привлекает, потому что получить опыт как в кино больше просто негде.

Екатерина Коновалова

художник по гриму


работала над образами рекламы «30 лет Samsung в России», клипа Алёны Швец «Вредина, Удалю, Луна»

 Впервые я заинтересовалась макияжем классе в девятом. Я тогда увлекалась зарубежными YouTube-блогерами, которые не просто рассказывали о косметике, а создавали необычные образы из фильмов. Мне это очень нравилось, хотелось делать нечто подобное, но был блок, что раз я не умею рисовать, значит не смогу заниматься макияжем. Думала, что не смогу преодолеть этот стереотип и остаётся сидеть и издалека наслаждаться.

Окончив школу, я поступила во ВШЭ на филфак, потом перешла на журфак, но меня сильно разочаровали факультет и университет, так что я задумалась о том, почему осознанно отказываюсь от своей мечты. Решила, что нужно рискнуть и хотя бы попробовать, перешла на заочное обучение в другой институт и пошла на курсы по гриму. Они в итоге оказались отвратительными, так как там была устаревшая программа, причёски мы делали на полулысых манекенах, накладки нас не учили сводить, а просили зафотошопить. Я уже тогда хотела попробовать поработать в кино, но школа не предоставила такой возможности, да и преподаватель был мизогином, девушкам всячески перекрывал кислород, уделяя больше внимания парням. После курсов начала работать в «Иль де Ботэ», а также в MAC Cosmetics — именно там я наконец научилась очень хорошо красить. Потом у меня был перерыв: я пошла работать в офис, пыталась отойти от макияжа, была убеждена, что это «несерьёзная» профессия. Но как-то работа не пошла, и в итоге я всё равно ушла во фриланс, перед этим пройдя обучение на курсе Даши Холодных PRO Intensive. Сначала я бралась за каталоги, фэшн-съёмки, а затем меня позвали ассистентом художника по гриму на полнометражный фильм, и я наконец смогла осуществить свою давнюю мечту.

Визажист и художник по гриму — профессии похожие, но всё же сильно различающиеся. Визажист обычно занимается только лицом, у художника по гриму гораздо больше задач. Специалист должен уметь делать хотя бы простые повседневные причёски, работать с «банальным» классическим гримом вроде ссадин и синяков. Работа художника по гриму — не всегда про красоту. Визажист так или иначе всегда создаёт красивую картинку, а от гримёра может потребоваться создать размазанный макияж, показать растрёпанность. Грим не обязан быть красивым — он должен соответствовать задачам и передавать нужное настроение.

Художник по гриму — это ещё и менеджер проекта. Он должен рассчитывать, сколько людей ему нужно в команду, каким образом лучше распределять задачи, как сделать съёмочный день эффективнее. Для того чтобы быть хорошим художником, нужно быть коммуникабельным, внимательным, чётко распределять обязанности, быть честным и не жадным, так как именно ты несёшь ответственность за зарплату своей команды, уметь отстаивать себя и свой труд, но делать это дипломатично.


Грим не обязан быть красивым — он должен соответствовать задачам и передавать нужное настроение

Ещё на предпродакшене художник по гриму уже активно включается в работу. На этом этапе нужно уметь защитить концепт своего грима перед продюсером и режиссёром и в то же время где-то пойти им на уступки, потому что чаще всего эта работа не про вседозволенность. На площадке художник отвечает за работу своей команды, весь грим, качество, стойкость и монтажность работы. За все бьюти-косяки также несёт ответственность художник по гриму, даже если ошибку допустил не он. Ещё в обязанности входит коммуникация с сотрудниками на площадке. Ты общаешься с режиссёром и продюсером, обсуждаешь финансовые аспекты — не только зарплату, но и закупку грима. Также ты общаешься со вторым режиссёром, чтобы составить расписание на съёмочный день, поскольку от грима очень многое зависит.

Обычно когда я создаю образ, то собираю картинки, которые меня вдохновляют, составляю мудборд, а затем фейсчарт. Когда у тебя на руках есть сценарий, ты отталкиваешь от него — думаешь, как герой мог бы выразить себя через макияж; а если уже известен актёр, то начинаешь обыгрывать его черты лица, цвет волос, глаз. Также очень важно собрать референсы, поскольку без них твою идею не поймёт ни один человек, который не занимался макияжем.

Мой первый проект с крутым продакшеном — это фильм «Голова-жестянка». За время работы над ним я смогла подтянуть свои софт-скиллс, поняла, что могу общаться с людьми разного темперамента, отстаивать себя и свой цех. Также прокачала свои профессиональные навыки, например научилась делать креативный макияж за десять минут. После этого проекта я вышла другим человеком. А ещё недавно я снимала небольшой творческий фильм в Дагестане. Это был тоже необычный опыт для меня — первая экспедиция, куда я ездила абсолютно одна. Я впервые работала на длинном проекте в полевых условиях, снимали мы в горах, где невозможно было обеспечить гримваген. К тому же погодные условия тоже были довольно экстремальными, я должна была быстро реагировать, делать более стойкий грим.

Самая большая трудность в профессии для меня — это мизогиния. Многие считают, якобы мы такие «милашки», делаем красивенький макияж, бегаем с кисточкой и нам вообще несложно работать. Из-за этого некоторые работодатели считают нормальным мало платить под предлогом, что «девушки же любят макияж, им должно быть в удовольствие работать даже бесплатно». На площадках к тебе могут приставать, делать намёки, флиртовать. Неприятно, что такое отношение иногда поддерживают и сами гримёры, всё-таки хочется, чтобы к твоей профессии относились с уважением, понимали, что она тяжёлая, выматывающая, требующая художественного таланта. Наше дело достойно гораздо большего уважения, чем ему придают и внутри сферы продакшена, и вовне.

Ещё один сложный момент — это минимальное количество сна. Когда ты начинаешь работать в кино, то не всегда подозреваешь, что будешь спать катастрофически мало, иногда по два часа в день. Из-за такого графика у меня однажды даже развился депрессивный эпизод, я целый месяц не могла нормально спать и есть, постоянно плакала, организм просто не выдержал. Также важно понимать, что эта профессия требует навыков коммуникации. Ты постоянно будешь бороться, отстаивать уважение к себе и своей работе. Это не работа в офисе, где можно один раз и навсегда себя зарекомендовать: в кино ты постоянно меняешь проекты и везде начинаешь выстраивать отношения с командой практически с нуля. Это каждодневная борьба, и если вы идёте в эту профессию, то надо быть к ней готовым.

Как ни странно, я сталкивалась с обесцениванием своего дела в основном только внутри цеха. За пределами площадки люди, напротив, часто с интересом слушают рассказы о моей работе. Кино для многих — другой мир, поэтому люди рады возможности пообщаться с человеком оттуда. В любом случае мне никогда не было стыдно за свой выбор профессии, и я всегда с гордостью говорю о ней.

ФОТОГРАФИИ: фото 1, 3 — Екатерина Изотова, фото 2 — Иван Владимирович, обложка и фото 6 — Юлия Туник, фото 4 — kris kiki, фото 5 — Елена Козлова, фото 7, 8, 9 — Екатерина Коновалова

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться