Красота«Насилие — новый бьюти-тренд»: Что не так с макияжем, гламуризирующим побои
«Это не дань моде, а символ домашнего насилия, которое мне пришлось пережить»
Прошедшая неделя моды в Париже была насыщена событиями и, пожалуй, впервые с пандемии привлекла так много внимания. Один из самых обсуждаемых показов провёл бренд Balenciaga: шоу открывал рэпер Канье Уэст, модели шли по подиуму-грязи, а креативный директор Демна Гвасалия в своём манифесте категорично заявил, что больше не будет объяснять смысл коллекций. Среди всех провокаций самой незаметной осталась бьюти-часть показа — макияж моделей, имитирующий побои. Интересно, что в то же время, но только не на подиуме, а на бэкстейдже Balenciaga позировала рэп-исполнительница Doja Cat, случайно сделавшая идентичный «побитый» макияж: визажистка София Синот нарисовала инфлюэнсерке синяк под глазом и ссадины.
И хотя изначально ни Демна, ни Doja Cat вроде бы не собирались романтизировать побои и уже тем более триггерить пострадавших от насилия, бьюти-решение вызвало массу вопросов и критики. Разбираемся, кто и как сегодня имитирует следы насилия и что не так с макияжем, гламуризирующим побои.
Гламур для одних, травма для других
«Каждый день превращается в поле битвы, на котором вы защищаете свою уникальную идентичность. И чем больше вы пытаетесь быть собой, тем больше вас бьют в лицо. Однако как же здорово быть непохожими друг на друга. Задача — встать и продолжать идти к своему истинному „я“ после того, как вас избили и сбили с ног», — такую заметку для прошедшего показа Balenciaga оставил креативный директор бренда Демна Гвасалия. Символичный текст манифеста практически дословно цитировался на шоу — с «побитым лицом» модели шли по подиуме в виде грязи. И с одной стороны, спорный макияж, имитирующий следы насилия, можно попытаться оправдать задумкой Гвасалии, его желанием показать, какие раны — физические или ментальные — можно получить в борьбе за свою идентичность. Но с другой стороны, возникает вопрос, дошло ли его сообщение до широкой аудитории, было ли оно однозначным для понимания? Видео с показа Balenciaga быстро разлетелись по интернету, чего нельзя сказать о манифесте Демны, который опубликовали лишь некоторые модные медиа. Очевидно, по задумке команды, макияж должен был стать фэшн-стейтментом, вызовом и символом сопротивления, но в итоге мог больше считываться как символ насилия.
Подобные неоднозначные реализации хороших идей случаются в модной индустрии даже чаще, чем кажется. Так, в начале этого года в соцсетях раскритиковали кутюрный показ Chanel: пользователям не понравился макияж моделей шоу, растушёванные вокруг глаз тени, напоминающие побои. Задумывался образ как отсылка к авангардному мейкапу начала XX века, но в итоге больше напомнил последствия насилия. «Это не дань моде, а символ домашнего насилия, которое мне пришлось пережить», — написала в соцсетях пользовательница Лиза Дрю.
Но если в случае с Balenciaga и Chanel спорный макияж ещё можно попытаться оправдать «благой» задумкой и неудачным воплощением, то, например, с появлением рэп-исполнительницы Doja Cat на бэкстейдже показа Демны всё гораздо сложнее.
«Я хотела создать образ, где у меня будут синяк под глазом, разбитый нос и губа, но при этом мои ресницы оставались бы красивыми, чтобы добавить гламура», — рассказывает в ролике Vogue инфлюэнсерка. Doja Cat признаётся, что первая в её жизни неделя моды оказалась ужасно выматывающей и побои на лице должны были стать метафорой её внутреннего состояния. «Тебя избили сегодня? Кто это сделал?» — спрашивает стилист по волосам Doja Cat. «Неделя моды. Она сделала это со мной», — отвечает исполнительница. Пока визажистка София Синот наносит макияж, Doja Cat рассуждает, что в таком образе чувствует себя бойцом ММА, а ещё придумывает историю, что она получила эти «травмы», якобы поскользнувшись и ударившись о мебель.
Образ исполнительницы для шоу Balenciaga сразу привлекает внимание на бэкстейдже, ведь её макияж случайным образом совпадает с мейкапом моделей показа. Однако далеко не все в соцсетях разделили восторг от образа инфлюэнсерки. «Гламур для Doja Cat, травма для меня», «Как пострадавшей от домашнего насилия, мне этот образ совсем не импонирует», «У меня был такой же „макияж“, когда я встречалась со своим абьюзивным бывшим», «Физические насилие — новый бьюти-тренд» — такие комментарии пользователи оставляют под роликами с макияжем певицы. Сама Doja Cat никак образ — кроме как в ролике Vogue — больше не комментировала, как и её визажистка София Синот, в профиле которой можно найти много подобных бьюти-работ.
Также мейкап, имитирующий следы насилия, в начале октября опубликовали (используют местоимение они/их. — Прим. ред.) визажист_ка Гаранс Муру. По их задумке, пугающий макияж должен стать частью серии образов для Хеллоуина, а также трибьютом их любимому артисту Янг Лину. И пока часть комментаторов восхищалась реалистичностью «побоев» и талантом Гаранс, другие пользователи раскритиковали их работу. «Ваше мастерство восхищает, и вы выглядите потрясающе. Но, пожалуйста, учтите, что этот чрезвычайно правдоподобный макияж может сильно триггерить людей, столкнувшихся с насилием. Перестаньте гламуризировать побои для бьюти-образов. Существует много других более забавных бьюти-идей для Хеллоуина», — пишет пользовательница Лола. В ответ комментаторке Гаранс написали, что образы на Хеллоуин как раз и должны быть «плохими/страшными/триггерными», в этом и заключается их смысл. Однако они всё же признали, что у кого-то такой макияж может вызвать неприятные эмоции, поэтому позже добавили к посту триггер-предупреждение.
Похожая история со спорным макияжем для Хеллоуина произошла в 2020 году у актрисы Беллы Торн. Накануне праздника она выложила селфи, на которых были видны синяки на подбородке и под глазом, а также порез на губе, с подписью: «Наймите меня для вашего макияжа на Хеллоуин». Несмотря на пояснение многие пользователи в комментариях стали переживать за актрису и решили, что на девушку действительно напали. Другие же комментаторы осудили Торн за выставление побоев чем-то «забавным» и отметили, что насилие и его следы — не повод для шуток.
Оправдывает ли Хеллоуин макияж, имитирующий побои? Точно нет. Образы для этого праздника, как верно заметили Гаранс Муру, действительно могут быть пугающими, однако в то же время костюмами и макияжем принято восхищаться. А следы насилия — явно не то, что должно вызывать у окружающих восторг.
Магшот-челлендж и фильтр, имитирующий побои
Дискуссия о гламуризации побоев возникает не впервые. Так, в 2020 году в соцсетях завирусился магшот-челлендж. Пользователи выкладывали постановочные фотографии или видео, якобы сделанные под арестом, где позировали с нечётким макияжем, фальшивой кровью, синяками и царапинами. В TikTok хештег «mugshot trend» посмотрели почти десять миллионов раз, ролики с постановочными машготами сняли более тысячи человек, но, несмотря на такую популярность челленджа, к нему есть вопросы.
Во-первых, в основном в тренде принимали участие белые привилегированные люди. Как верно отмечает Dazed, небелые меньшинства до сих пор сталкиваются с непропорционально высокими уровнем арестов в Великобритании и США. Этот тренд оскорбителен, потому как «пока у белых людей есть привилегия косплеить арестованных, другим в реальной жизни приходится сталкиваться с расизмом и жестокостью полиции». Да и в целом подобная романтизация магшотов не кажется хорошей идеей — всё же на «референсах» люди на какой-то срок лишились свободы или получили иное наказание, а не просто пришли попозировать на камеру. Во-вторых, многие пользователи соцсетей увидели в этом челлендже гламуризацию побоев и романтизацию насилия. Так, блогер и визажист Джеймс Чарльз столкнулся с критикой после того, как поучаствовал в челлендже и выложил магшот с фальшивыми синяками и кровью. Джеймса обвинили в преуменьшении и даже прославлении домашнего насилия, после чего блогер удалил фотографии. «Сотни других инфлюэнсеров и артистов выложили подобные снимки, но я всё равно решил удалить публикацию, потому что никогда не собирался кого-то провоцировать. К тому же не собираюсь тратить время на открытую дискуссию с людьми, которые меня ненавидят при любом раскладе», — заявил Джеймс. Кроме того, по мнению блогера, эта «глупая тенденция» не имеет ничего общего с домашним насилием: «А как же боевики? Хеллоуин? Спецэффекты? Простые окровавленные носы? В этом нет ничего нового».
Джеймс был лишь одним из тысячи пользователей, кто принял участие в челлендже. Многие не только романтизировали насилие, но даже пытались выставить побои как нечто «сексуальное» и «горячее», что в свою очередь возмутило пострадавших от домашнего насилия — они называли эту тенденцию «провоцирующей» и «оскорбительной». «Мне пришлось сделать две операции на носу из-за домашнего насилия. Мой нос всё ещё кривой. Я вспоминаю те события каждый день. Это не та тема, к которой можно относиться легкомысленно. Вы должны извиниться перед всеми. Это раздражает и оскорбляет», — написала в Twitter пользовательница Кэрри Дэй.
Через год в TikTok появилась ещё одна похожая тенденция — фильтр, имитирующий побои. И если для магшот-челленджа людям нужно самостоятельно накраситься, тут достаточно наложить виртуальную маску на своё лицо, чтобы создать ощущение, будто вас избили. Помимо «эстетичных» видео под музыку, с этим фильтром пользователи соцсетей стали снимать пранки: они отправляли близким людям фото с фильтром и пугали тех, что их якобы избили.
Что не так с гламуризацией побоев
«Твоё лицо тоже может делать заявления. Говорить всё, о чём ты пожелаешь, поддерживая твой бренд», — рассуждает о силе макияжа Doja Cat всё в том же ролике Vogue. И с рэп-исполнительницей нельзя не согласиться. Макияж действительно может превратиться в высказывание, поэтому так важно определить, о чём вы действительно хотите сказать и как правильно преподнести эту мысль. Образы с кутюрного шоу Chanel — пример того, как неверный выбор акцентов может привести к серьёзному недопониманию. А макияж Balenciaga или Doja Cat — того, что инфлюэнсерам стоит чаще задумываться о том, доходят ли их манифесты до более широкой аудитории, а не только до людей, сидящих в первом ряду модных шоу.
Разумеется, кому-то такое отношение может показаться преувеличенным: в комментариях под роликами с «гламурными побоями» можно нередко встретить возмущения людей о том, что никто не обязан думать о чужих триггерах. Однако действительно ли в 2022 году могут быть актуальны подобные обесценивающие заявления о том, что чувства других неважны, а травма незнакомого человека — лишь его «проблема»?
Сегодня макияж может быть делом политическим и социальным. Сложно с этим спорить, когда даже определённое сочетание цветов в одежде, макияже или маникюре может принести вам неприятности в некоторых частях мира. К тому же создание образов с фейковыми побоями просто ради «красивой» картинки выглядит возмутительно в условиях, когда вокруг так много насилия, ненависти и войн. Популяризация подобных макияжей в бьюти- или модной индустрии может изменить отношение людей к реальным следам насилия, которые будут восприниматься не как проблема, а как нечто обыденное и даже модное.
Образы, пранки и челленджи, имитирующие следы насилия, могут показаться некоторым людям смешными, а их критика — «занудством» и «раздувательством». Однако кому точно не покажется смешным имитация побоев, так это тем, кто действительно их получал. В соцсетях многие пользователь_ницы писали о том, что подобный макияж или фильтр в ленте для них триггер, возвращающий к травматичному опыту. Поэтому ответ на вопрос, действительно ли следы насилия — то, что сегодня хочется выводить в тренды, выставляя «модным», «забавным» или «горячим», кажется вполне очевидным.
ФОТОГРАФИИ: Balenciaga, Sophia Sinot / соцсети, Garance Venus Gaelle Murru / соцсети, James Charles / соцсети