Красота«Мелочь, а приятно»: Девушки о том, как бьюти-процедуры помогают прийти в себя
Уход, забота и заземление
С началом военных действий многое потеряло смысл и стало казаться несущественным на фоне происходящего. Тем не менее даже самые простые вещи вроде любимых банок и цветных теней могут помочь хотя бы на время прийти в себя и абстрагироваться от новостей. Наши героини рассказали о том, как изменились их отношения с косметикой после 24 февраля и могут ли бьюти-процедуры носить терапевтический характер.
Юля
Двадцать четвёртое февраля стало для меня рубежным периодом. Помимо работы, прежде я много времени уделяла учёбе и курсам. Я находила в себе силы регулярно читать профессиональную литературу и изучать новые библиотеки в своём языке программирования. После мне стало сложно что-то дополнительно воспринимать на фоне эмоциональной нагрузки из-за новостной повестки. На смену моим стандартным практикам пришли бьюти-процедуры: они казались менее энергозатратными и помогали переключить внимание для снятия стресса.
Я понимала, что из-за высоких цен сейчас худшее время для покупки новых продуктов для кожи и тела или для поиска специалиста — однако без этого мне было бы совсем нервно, грустно и тревожно. Иначе я бы не справилась. Мне нравится пользоваться ухаживающей косметикой — она занимает время, но я как будто нахожусь в особой атмосфере. Сначала я стала использовать крем для рук перед сном. Это был подарочный крем, который я обычно передаривала другим людям, — я поняла, что настал момент, когда мне нужно открыть его самой. Когда крем для рук стал входить в мою жизнь на регулярной основе, я докупила средства для кожи лица. Сейчас начала принимать ванны с солями.
В качестве бонуса моя компания сделала предложение, и мне время от времени обеспечивают бесплатный массаж и поход в сауну. Я стараюсь выбираться раз в неделю — мне часто приходится работать из дома, так что это лишний повод сменить обстановку. При этом домашние ритуалы мне нравятся больше: массаж я воспринимаю как утверждённое событие, которое нужно с кем-то согласовывать, что вызывает дополнительный дискомфорт.
Из дома я, как правило, выбираюсь только на важные встречи, поэтому в таких случаях всегда пользуюсь декоративной косметикой. Сейчас я заметила, что начала искать новые интересные методы нанесения. Я не стала докупать новые средства, но достала те, что давно пылились, и ввела обратно в использование. Стала чаще ими пользоваться, чтобы занять время у себя и сделать свой день лучше на визуальном уровне.
После процедур я чувствую себя лучше. Не знаю, сколько это навязано стереотипами о том, что женщина не считается женщиной без косметики, и сколько из этого реально расслабляет и успокаивает меня. Объективно считаю, что использование косметики помогает справиться с чувством непродуктивности — появляется ощущение, что я позаботилась о себе и день прошёл не зря.
С февраля я сменила несколько стран. Вокруг меня постоянно менялись жилищные условия, я постоянно переезжала с места на место. Единственное, что всегда было рядом со мной, — моя работа и бьюти-практики. С собой я вожу три банки и вне зависимости от ситуации пользуюсь ими каждый день. Это помогает немного заземлиться и возвращает меня к мысли, что в моей жизни есть что-то постоянное. Это дарит мне спокойствие.
Саша
После 24 февраля изменилось всё. Я то выныриваю из мрака, то снова погружаюсь в него. Что-то сломалось бесповоротно. Я уехала в другую страну и взяла с собой один не очень большой чемодан, при этом примерно на четверть он был заполнен любимыми банками.
Не скажу, что в эмиграции стала чаще пользоваться ухаживающей косметикой, но я будто приклеилась к своей рутине. Мне очень важно соблюдать этот ритуал, словно иначе со мной точно что-то случится. Плюс мне очень помогает спорт и движение в любых его проявлениях. А ещё мечтаю сходить в баню и всё смыть, вот бы так работало.
Я не особо пользовалась декоративной косметикой и до 24 февраля, а сейчас, честно говоря, чувствую себя лучше, если не крашусь. Но я восхищаюсь людьми с сине-жёлтыми стрелками, яркими губами, да и любым крутым макияжем. У меня, кстати, уже дня три есть очень сильное желание раздобыть себе красную помаду.
Я считаю, что у бьюти-ритуалов однозначно есть терапевтический эффект. Я иногда чувствую острую потребность вот прямо сейчас подпилить ногти или использовать крем. Это как будто помогает мне почувствовать себя живым человеком, у которого растут ногти и волосы, у которого сохнет кожа. С которым происходит множество разных чудесных процессов.
Маша
Моей первой реакцией на 24 февраля стала паническая атака. Ситуацию усугубило то, что у меня диагностировано тревожно-депрессивное расстройство. Я приняла дополнительные лекарства вместе со своими антидепрессантами и провалялась сутки без каких-либо эмоций. После этого момента я захотела делать что-то, что могло отвлекать меня от новостей. Через неделю-полторы я перестала читать новости, сложив их в отдельную папку под названием «Не читать», и просматривала только в определённое время: по выходным один час или с утра по пять минут. Либо получала самые яркие сводки из репостов или сообщений от друзей.
В тот момент я также начала работать креативной продюсеркой, поэтому попала в более творческую обстановку. Это всё подтолкнуло меня к тому, чтобы разнообразить свои будни и отвлечь себя каким-либо образом. Мне хотелось совершать утренний ритуал, который будет меня настраивать на рабочий день и отгонять тревожные мысли. Я устроила эксперимент: в начале марта решила каждый день делать не повторяющийся макияж перед работой или прогулкой.
Хотя прежде я практически не пользовалась декоративной косметикой или красилась только в нюдовом стиле, сейчас я полностью изменила своё отношение к мейкапу. Теперь каждое утро я стабильно трачу 40 минут на создание образа и поиск референсов. Нанесение занимает много времени: я часто переделываю и смываю получившееся, потому что до этого никогда часто не красилась. Это новое открытие, новое хобби, которое помогает мне прийти в себя.
Мой эксперимент длится почти два месяца. В мейкапе я уделяю особое внимание глазам и ярким оттенкам, которые помогают поднять настроение. Я купила специальный блестящий глиттер, подводки и кисти, при помощи которых создаю разные рисунки — от сердечек до колючей проволоки. Пытаюсь смешивать цвета, делая акцент на зелёном и фиолетовом, поскольку, по моим ощущениям, эти оттенки лучше подходят к моим волосам и карим глазам. Сам макияж, как правило, зависит от утреннего настроения — например, однажды я нарисовала на щеках разные эмодзи.
Макияж помогает разнообразить день, каждый из которых больше не похож на предыдущий. Сейчас очень легко попасть в состояние постоянной апатии из-за непрерывного чтения новостей и рутинной работы — все будни словно превращаются в один бесконечный день. За счёт своих образов я могу различать дни и лучше ориентироваться в событиях. Например, я переезжала в день, когда сделала себе розовый макияж, украсив его звёздочками. С каждым мейкапом своя ассоциация — происходит фиксация на настоящем, и в памяти откладывается гораздо больше вещей.
Больше всего мне запомнился образ, когда я украсила всё лицо ромашками. Сделала белой подводкой лепестки, а в центре прорисовала жёлтой. Тот мейкап приглянулся моим соседкам, которые даже попросили нарисовать им аналогичный. Поэтому могу сказать, что макияж дарит мне не только эмоциональную поддержку, но и дополнительное социальное взаимодействие. В частности, бьюти-эксперимент помог ближе познакомиться с отделом, в котором я начала работать: другие сотрудники часто спрашивают меня об образах и делают комплименты.
Сейчас эмоциональное состояние улучшилось — однако стоит отметить, что здесь может играть роль смена препарата. Влияет множество факторов, в том числе адаптация и разговоры с близкими, но косметические процедуры наверняка позволили мне лучше заземлиться и почувствовать, что у меня есть своя жизнь на фоне происходящего.
Макияж стал для меня медитативным процессом, во время которого я полчаса отдыхаю от своих мыслей, подбираю цвета и фантазирую. Вдобавок эффект остаётся на весь день — можно посмотреть на себя в зеркало, услышать приятные слова от коллег, что очень поддерживает. Творчество помогает мне держаться на плаву в это непростое время.
Милана
С началом военных действий, мягко говоря, рухнул весь мой мир — и внешний, и внутренний. Сначала не хотелось верить в происходящее, настолько было плохо. Потом, пройдя через отрицание и несколько последующих стадий принятия, я смогла выползти на какое-то плато примерно к началу апреля.
Сначала я полностью забросила уход за собой: всё казалось совершенно не важным и не имеющим значения. Как только стало лучше, вернула в обиход бьюти-практики, хотя было тяжело снова прийти в прежний ритм — к тому же я вообще перестала краситься. Сейчас мне очень хотелось бы прибегнуть к спа-процедурам, однако у меня нет ни финансовых, ни временных ресурсов. Поэтому все свои отношения с косметикой сублимирую через маникюр и поход к парикмахеру раз в месяц.
Я считаю, что бьюти-практики определённо помогают прийти в себя. Когда чистишь лицо тридцатью тремя масками, как будто чувствуешь себя чуть более чистым внутренне. И почти хочется, как раньше, жить.
Маша
Четвёртого марта я улетела из России. Перед отъездом я находилась в диком ужасе и целыми днями крутила трансляцию «Дождя» (Минюст считает «Дождь» иноагентом. — Прим. ред.), который тогда ещё не заблокировали. Ещё у меня был абонемент в студию, и в один из дней я пошла на йогу на полотнах, чтобы развеяться, — однако вместо этого со мной случилась паническая атака.
Пятого марта я прилетела в Грузию, где мне стало легче. Но всё равно я долгое время ощущала дереализацию. Меня трясло от каждой новости, и я не знала, что будет со мной через день, заблокируют ли мне карты, будет ли у меня работа и придётся ли снова переезжать. В такой ситуации я на удивление стала чаще пользоваться ухаживающей косметикой. Уход успокаивал меня и придавал ощущение реальности. Использование кремов было простым и понятным процессом, одной из немногих рутин, которые у меня остались. Я даже шутила, что благодаря этому, вероятно, во время ядерной войны умру красивой.
Возможно, я стала чуть больше и ярче краситься: сейчас мне хочется освоить новые техники макияжа и купить новые тени. Тем не менее это не радикальная перемена — моё поведение скорее продиктовано желанием быть ярче и замечать саму себя, чтобы не раствориться в ужасе и бытовых проблемах.
Почти сразу, как я приехала в Тбилиси, начала ходить к косметологу. Поездка в салон и беседы со специалисткой также помогают на несколько часов выпасть из потока новостей и почувствовать себя лучше. В эмиграции в этом есть и социализирующий фактор — можно пообщаться с местными косметологинями, получить какие-то советы о жизни в Грузии. Вдобавок наблюдение за результатом позволяет перевести фокус на своё тело и немного заземлиться.
Ещё я почти сразу записалась на маникюр и брови. Однако после истории про женщину с маникюром из Бучи я решила отказаться от нейл-арта. Мне кажется, я больше никогда не сделаю себе яркий маникюр, поскольку та жуткая фотография до сих пор стоит у меня перед глазами.
Иногда моё стремление к бьюти-процедурам кажется мне слабостью и эскапизмом. Ловлю себя на мысли, что стыдно думать о красоте, когда умирают люди. Тем не менее психологиня убеждает меня, что, если мне нужны косметические процедуры для дальнейшей жизни, в этом нет ничего страшного. Пока я ей верю. В чём-то косметолог и кремы заменяют мне антидепрессанты.
Если бы у меня было больше сил и денег, я бы уделяла ещё больше внимания бьюти-сфере. Для меня самой такой подход удивителен, поскольку прежде в стрессовых ситуациях я, наоборот, переставала заботиться о своей внешности. Предполагаю, что слишком сильное потрясение изменило реакции психики. Я знаю, что так не только у меня: несколько моих подруг в разговорах отмечали, что косметика помогает чувствовать себя лучше и находить какую-то опору. Я заметила, что сейчас мне помогает прийти в себя только то, что обычно считается «несерьёзным»: поп-музыка, смешные видео в ютюбе, одежда и косметика.
ФОТОГРАФИИ: saquizeta — stock.adobe.com, Oleg Gekman — stock.adobe.com