КрасотаВопрос эксперту: Правда или миф, что в сетевых магазинах косметики много подделок
И как проверить подлинность товара
ОТВЕТЫ НА БОЛЬШИНСТВО ВОЛНУЮЩИХ НАС ВОПРОСОВ мы все привыкли искать онлайн. В этой серии материалов задаём именно такие вопросы — животрепещущие, неожиданные или распространённые — профессионалам в самых разных сферах.
Многие из тех, кто когда-либо покупал косметику или парфюмерию на «Авито» и других подобных ресурсах, наверняка видели, как продавцы гордо сообщали, что их продукт не из сетевых российских магазинов (имея в виду, конечно, что там продаются одни подделки). Рынок контрафактной косметики и парфюмерии в России действительно большой: по оценкам аналитиков компании по борьбе с контрафактом и защите брендов BrandMonitor, в 2020 году их суммарный оборот превышал 10 миллиардов рублей. При этом большая часть этой продукции продаётся офлайн — в магазинах, на рынках или в киосках у метро.
Контрафактную продукцию покупают и через интернет — в основном у одиночных продавцов или на маркетплейсах. Однако официальные магазины брендов или сетевые косметические гипермаркеты по-прежнему остаются самым безопасным способом купить косметику или парфюмерию в России. Масштаб бизнеса обязывает работать только с официальными поставщиками или самостоятельно сертифицировать продукцию, в противном случае над ними повисает угроза судебных исков и, соответственно, огромных репутационных потерь. Что ещё нужно знать о том, как магазины продают косметику? Спросили у креативного директора магазина косметики FOAM Тани Дроб.
Таня Дроб
креативный директор FOAM
Услышав слова «подделки» и «косметика» в одном предложении, я почему-то сразу вспоминаю магазин «Арбат Престиж». Этой сети магазинов нет уже больше десяти лет («Арбат Престиж» закрыл последний магазин в 2009 году — компания обанкротилась после того, как её владельца Владимира Некрасова летом 2008 года обвинили в неуплате налогов. В 2011 году уголовное дело против него и партнёра по бизнесу Сергея Шнайдера прекратили из-за отсутствия состава преступления. — Прим. ред.), но вокруг «Арбат Престижа» постоянно ходили слухи, что там продаются подделки. Судебных процессов из-за этого почти не было — если не считать иск польской компании Pulanna, представители которого обвиняли сеть в закупке продукции у их бывших партнёров из Китая. Тем не менее, наверное, сама эта история взлёта и падения первой косметической империи в России посеяла сомнения в качестве и оригинальности косметической продукции для людей моего поколения.
Pulanna обвиняла «Арбат Престиж» в том, что в сети продают не подделки, а контрафактный товар. В их понимании это разное: для того, чтобы косметика считалась контрафактом, достаточно просто неофициально завезти её в Россию и продавать. При этом само средство может быть оригиналом — то есть купленным у бренда, а не сваренным в подпольной лаборатории. Например, мы — официальный представитель бренда Timeless Skin Care: у нас есть контракт, мы самостоятельно сертифицировали все продукты (а это очень дорого) и имеем сертификаты соответствия для продажи на русском рынке. Однако продукты бренда можно купить в другом месте — у предпринимателей, которые привезли их в чемоданах. Или, например, имеют те же официальные полномочия, как и у нас, только в другой стране. Подделка же может быть любой по своему качеству, но суть неизменна: это всё ещё подделка, к которой заявленный бренд-производитель не имеет никакого отношения.
Сейчас у крупных магазинов косметики есть несколько сценариев работы: либо сотрудничать с брендами напрямую, то есть самостоятельно сертифицировать и импортировать продукцию, либо работать с официальными дистрибьюторами в России. По требованию закона любой косметический продукт в России должен быть сертифицирован. Такие сертификаты выдают только лицензированные лаборатории, которые берут образцы, проверяют составы, действия и безопасность средств. Известны случаи, когда достоверных сертификатов у брендов не было, — здесь можно вспомнить историю бренда Fem Fatal, в составе которого нашли антибиотик (антибиотики в косметической продукции запрещены. — Прим. ред.).
Как клиенту убедиться, что перед ним оригинальный продукт? Каждый покупатель может в магазине запросить сертификацию по каждой единице из ассортимента бренда — и ей или ему в любом месте продажи обязаны предоставить номер сертификата соответствия. Проверить его можно на сайте ФГИС — это самый точный способ проверить подлинность продукта.
Кроме того, недавно в России заработала система «Честного знака» («Честный знак» — единая национальная система цифровой маркировки и прослеживания товаров; подробнее о том, как маркируются товары, можно узнать на сайте проекта. — Прим. ред.). Сейчас маркируют только парфюмы, но скоро маркировка появится на всей косметике. Как она работает? При ввозе в страну каждому флакону парфюма присваивается уникальный QR-код — это возможно только при официальном импорте. На всём пути движения товара до покупателя этот уникальный код движется вместе с товаром в специальной системе. Когда мы приобретаем оптовую партию, то поставщик вместе с товаром передаёт нам коды, которые выводятся из оборота, когда клиент оплачивает продукт на кассе. По маркировке можно понять, что покупатель получил оригинальную «банку». Чтобы быть уверенным в подлинности товара, он или она может проверить его в специальном приложении.
ФОТОГРАФИИ: viktoriya89 — stock.adobe.com, jroballo — stock.adobe.com