КрасотаКлей, лепестки и глина: Визажистки и художницы об экспериментальном фейс-арте
Новое направление на стыке макияжа и искусства
Сегодня в соцсетях появилось новое поколение визажистов и фейс-арт-художников, которые уходят от классического макияжа или эффектных, но всё же привычных рисунков на лице в намного более экспериментальное направление. Они часто используют в своих работах не только традиционную косметику или грим, но и необычные материалы вроде продуктов, растений, бытовых предметов и многое другое. Мы поговорили с несколькими арт-визажистками и художницами по лицу о том, как они пришли к креативному визажу и как придумывают свои сложные образы.
Текст: Анна Елисеева
Анна Рудзит
Однажды мы с подругой раскрасили лица красной помадой и пугали прохожих из окна. В каком-то смысле сейчас я занимаюсь тем же, только онлайн
Макияжем я увлекаюсь практически с детства. Моя семья никогда не запрещала мне мои увлечения, поэтому у меня появились доступ к косметике и возможность экспериментировать ещё в начальной школе. Однажды мы с подругой в юном возрасте раскрасили лица красной помадой и пугали прохожих из окна. В каком-то смысле сейчас я занимаюсь тем же, только онлайн.
Я окончила магистратуру по специальности социология и последние несколько лет работала в маркетинговом агентстве. Но потом уволилась и занялась творчеством. Я не работаю как визажист в классическом понимании, но такой опыт у меня есть. Я закончила курсы базового макияжа, чтобы понять правила работы с лицами, косметикой, кистями. Всё, что было после — мои собственные эксперименты и поиски. Так как нынешнее занятие арт-визажем занимает у меня довольно много времени, я уже не могу назвать его просто хобби. Сейчас я стремлюсь сделать своё занятие профессией.
К экспериментальному направлению я пришла, наверное, потому что мне было скучно и недостаточно простого макияжа. Мне может нравиться классика, но творческое «шило» никогда не давало покоя. Поэтому примерно полтора года назад я стала создавать экспериментальные образы на своём лице и фотографировать их. Для меня арт-визаж — это способ поделиться с другими своим восприятием прекрасного и «уродливого» одновременно. Рассказать историю, используя визуальные символы. В процессе экспериментов я могу переносить свои идеи и фантазии в реальность — и здесь почти нет границ, кроме этических.
Обычно я не зацикливаюсь на определённом мотиве, но есть вещи, которые всплывают повторно сами по себе. Например, тема связывания, бондажа. В самом начале у меня было несколько образов со связыванием лица — тогда я использовала нити, а позже леску и ленты. Для меня эта тема пересекается с чувством внутренней свободы. Один из моих любимых приёмов — это работа с текстурами. Последнее увлечение — делать макияж с помощью косметической глины, смешивая её с гримом. Удивительный материал, который позволяет создавать сюрреалистичные образы.
В материалах я себя не ограничиваю. Использую косметику (в основном это базовый набор), грим, аквагрим, специальный клей, пластик для создания объёмных деталей, а также маски для лица разных текстур. И, конечно же, предметы — это могут быть семена растений и сами растения, пластиковые пакеты, надувные шары, фрукты, ткани, цепи, шерсть, бумага, рыболовный крючок и так далее.
Довольно часто мне задают вопрос про поиск вдохновения, и каждый раз я немного теряюсь, перечисляя банальные вещи — музыка, кино, искусство, архитектура, природа, люди, личный опыт. Вдохновляемся мы в целом одним и тем же. Главный трюк состоит в том, чтобы пропустить это через свои чувства. Создавая макияжи для своего блога, я не прорабатываю идеи заранее — отпускаю процесс, даю себе право на ошибку. Если это совместная работа с кем-то, требующая от меня готовой идеи, то тут я хочу быть уверенной, что конечный результат удовлетворит обе стороны и готовлюсь заранее.
Почти каждый день я получаю слова поддержки и любви от своих подписчиков и незнакомых людей. Мейкап-комьюнити может быть очень классным, если ты с уважением относишься к другим. Тем не менее, негатива тоже достаточно — людей сильно триггерит наличие предметов на моём лице, особенно на глазах. Самый распространённый негативный (и невинный) комментарий под фото: «WTF?!» Безусловно, это часто задевает меня. Но в такие моменты я говорю себе, что мир не нейтральный и невозможно угодить тем, кто ищет повода обидеться или тех, кого бы обидеть.
Сейчас я открыта к творческим проектам, мне хочется реализовывать больше невероятных идей. Также я задумываюсь над созданием объекта — возможно, это будет предмет интерьера в виде головы со своим макияжем. В планах также прокачать скиллы в фотографии и запустить косметички с дизайном на основе моих работ.
Катя Молчанова
Некоторые люди используют маски и макияж, чтобы выстроить дистанцию между собой и внешним, отстраниться и защититься
Я художница и работаю с телесностью, лицо занимает центральное место в моей работе. Это самая открытая часть тела, из-за чего она кажется максимально уязвимой. Некоторые люди используют маски и макияж, чтобы выстроить дистанцию между собой и внешним, отстраниться и защититься. Для меня человеческое лицо — это что-то уникальное, оно может быть совершенно разным в зависимости от ракурса, под которым ты на него смотришь. Такое открытое трёхмерное пространство — идеальное место для творчества и экспериментов.
Я не ограничиваю себя в материалах и приёмах, для меня главное — зацепиться за идею и воплотить её. При этом кажется важным использовать именно бытовые предметы, которые всегда под рукой. Любой листик, камешек и щепка могут стать идеальным материалом для фейс-арта. Важно подобрать правильное сочетание места на теле и материала, и тогда лепесток тюльпана может превратиться в язык, а слайсы редиски в самую красивую губную помаду.
Меня привлекает возможность посмотреть на свою и чужую телесность под другим углом, сбить ритм того, что принято считать красивым и некрасивым, приемлемым и неприемлемым. В теле много жизни, оно никогда не замирает, не находится в статике — из-за этого за ним очень интересно наблюдать и фиксировать его на фото. У телесных работ есть особый эффект — они отзываются у зрителя. Работы могут вызывать бурю естественных эмоций: от радости до гнева и отвержения.
Я никогда серьёзно не интересовалась косметикой, но при этом меня всегда привлекала возможность преображения с помощью неё. Выводить длинные чёрные стрелки, приклеивать накладные ресницы и ногти я начала в тринадцать-четырнадцать лет. Обожала экспериментировать с образами, ярко краситься и рисовать у себя на лице. Если бы тогда существовал тикток, я бы идеально вписалась в его формат. Сейчас я почти не крашусь, но нежное отношение ко всему «искусственному» осталось.
Я много работаю на съёмках и обожаю наблюдать за работой профессиональных визажистов, которые чутко относятся к чужим лицам и работают с хирургической точностью. Но для меня важно оставаться в экспериментальном поле, где можно позволить себе ошибаться, использовать дурацкие приёмы и материалы, быть неточной, шершавой и несовершенной. Только в условиях постоянного поиска получается придумывать самые смешные визуальные шутки. Мне нравится строить свои работы на парадоксах, подменять понятия и жонглировать образами. Этот процесс похож на детскую игру, в которой листья превращаются в деньги, грибы в наушники, лепестки в ногти и ресницы. Я долго пыталась найти подходящую формулировку для того, чем занимаюсь, и недавно стало понятно — это визуальная комедия наблюдений. Просто вместо микрофона и сцены я использую камеру и инстаграм.
Анна Медер (Семёнова)
Я всегда хотела создавать что-то необычное, не иметь чётких правил — в общем, быть свободной. В арт-визаже свобода меня и привлекает
Я не всегда увлекалась макияжем. По образованию я бухгалтер, но у меня есть масса хобби, и не только творческие. Недавно я задумалась, как охарактеризовала бы то, что транслирую в инстаграме — и поняла, что у моих экспериментальных работ нет определённого названия. Скажу так — я просто дегустирую невероятное!
Ещё в школьные годы меня увлекали модные показы. Мне нравился нестандартный взгляд дизайнеров как на одежду, так и на причёски и макияж. Я всегда хотела создавать что-то необычное, не иметь чётких правил — в общем, быть свободной. В арт-визаже свобода меня и привлекает. Можно дать полную волю своему воображению, что я, собственно, и делаю.
В какой-то период макияж поменялся: активно начали использовать стразы, глиттер, более сложную графику и тому подобное. Меня это очень вдохновило, я поняла, что люди стали более восприимчивы к высокой моде. Креативный макияж начал «выходить» на улицы. Я подумала, что было бы интересно показать и свой творческий взгляд. Так, я люблю совмещать жуткое и красивое одновременно.
Для меня лицо в качестве холста ближе, потому что так я чувствую гармонию между мной и работой. Это удивительно. Не знаю, как точно описать ощущения, но, наверно, можно назвать это полным единением. Будто мои эмоции выходят наружу и визуально демонстрируют моё состояние в данный момент. Передать это на холсте, разумеется, можно, но мне интереснее по-другому.
В своём творчестве я чаще всего использую органические материалы — это различные растения, люблю предметы для флористов. Как-то у меня в вазе стояла хризантема, я на неё взглянула и подумала: «Увядает. А так хочется, чтобы её красота осталась навечно». После этого я начала серию работ под названием «Reborn» («Перерождение»). Глаз служил центром растения, а вокруг него я приклеила лепестки. Так мне удалось увековечить красоту этого чудесного цветка!
Также мне нравятся и неорганические материалы, например, люблю работать с искусственной кровью. Говорю — полная свобода: что-то увижу, понравилось, беру.
В основном меня вдохновляет природа и её обитатели, а также предметы и их формы. Часто, когда рождаются идеи, я недолго над ними размышляю. Но иногда беру и блокнот с фейсчартами и продумываю уже что-то конкретно. Чаще всего я покрываю участок вокруг глаза тенями (делаю фон), а затем клею материалы. Также я могу нарисовать что-то на лице без использования дополнительных предметов. А нейл-арт в моём исполнении обычно не обходится без объёма.
Не бросить бы это всё — вот мои ближайшие планы. А если говорить глобально, то у меня есть одна цель, но я предпочитаю сначала сделать, а потом говорить об этом.
Юлия Анисимова
Я поняла, что теперь меня никто не может ограничивать кроме меня самой, что я сама себе и стилист, и фотограф, и ретушёр
С самого детства меня тянуло к косметике. Блески «Маленькая фея» были моей манией. Так и началась непреодолимая тяга к изменением во внешности, мне навсегда стал интересен контакт с лицом. После учёбы по экономическому направлению (я училась международной торговле), я поняла, что это мне ни к чему и что я хочу заняться чем-то творческим. На ум пришли варианты визажиста или гримёра. Поехала учиться в Москву в Vivicoxy School — я сразу рассматривала школу именно креативного подхода, там прошла базу. Затем начала работать в M.A.C визажистом — это была школа техники и других знаний. Также я предпочитаю учиться самостоятельно, пробовать, познавать.
Меня всегда интересовал более экспериментальный аспект. Я начала работать на съёмках, макияжи были робкими, но креативными — правда, в меру, согласно указаниям по съёмке. Мне всегда хотелось большего, но был страх, что этого не поймут. Когда началась пандемия, у меня появилось много свободного времени, я решила сделать себе макияж — и тут понеслось, пошёл поток творчества. Я поняла, что теперь меня никто не может ограничивать кроме меня самой, что я сама себе и стилист, и фотограф, и ретушёр. Я могу самостоятельно делать всё согласно своему видению, и это было потрясающее чувство — ощущаешь себя настоящим художником.
Экспериментальный макияж для меня — это проявление своего подсознательного, возможность познавать собственные горизонты творчества, это свобода и новаторство. Я люблю спонтанность: что придёт в голову и будет под рукой, то и пробую. Я никогда не продумываю идеи заранее, мне нравится хаос, фристайл, состояние потока. Во время экспериментальных макияжей я действительно использую то, что попадётся под руку (типа продуктов питания, растений, канцелярии), но у меня всегда также должны быть клей и хорошая палитра цветов.
Вдохновение в основном приходит от предметов, которые я вижу перед собой. Иногда придумываю целый образ сразу или только какой-то кусочек образа — затем начинаешь это развивать, распознавать настроение, считывать себя же, погружаться в своё состояние, осознавать, что хочешь транслировать в данный момент.
Отзывы я начала получать, когда стала делать работы на себе. Люди делятся результатами моего творчества, выкладывают его в качестве вдохновения. Это так приятно, я благодарна за это! Я очень радуюсь репостам известных пабликов, которые сама когда-то использовала как источники вдохновения. Так развивается коммуникация по всему миру, начинаешь общаться с визажистами из других стран, чувствуешь поддержку. Для художника важно признание, и когда он его получает даже в лёгком его проявлении — это счастье. Негативные отзывы бывают — иногда они меня расстраивают, начинаешь даже сомневаться: «И правда, хорошо ли это выглядит?». Но потом я думаю, что всё субъективно и мы все видим мир по-разному. Объективной оценки для творчества просто не может быть, ведь это твоя энергия и твоё видение, и у каждого они свои.
В планах — освоить грим, научиться работать со спецэффектами. Я хотела бы стать крутым художником по лицу, чтобы моё творчество поражало, и работать в кино.
Глаша Гурьянова
В садике я красила щёки свёклой, я красила маму, бабушку, соседок и себя. Я выросла на журнале Burda и серии книг «Зачарованный мир» с роскошными иллюстрациями
Тема красоты меня интересовала сколько я себя помню. Первое воспоминание, связанное с изменением внешнего вида: я сижу под столом, со «стайлингом» в виде слюней накручиваю волосы на палец и злюсь, что они не фиксируются. В садике я красила щёки свёклой, я красила маму, бабушку, соседок и себя. Я выросла на показах, журнале Burda и серии книг «Зачарованный мир» с роскошными иллюстрациями. В первом классе отрисовала свою первую коллекцию платьев в разрезанной пополам тетрадке в клетку, потом были мечты и слабые попытки уйти в моделинг, фотографию и стать стилистом.
Я всегда мечтала работать в сфере моды, но именно визажистом почему-то никогда себя не видела. В макияж я пришла в двадцать четыре года (до этого работала в разных сферах) и сразу, ещё на базовом курсе, начала им зарабатывать на жизнь. Через три месяца работы мой месячный доход был в полтора раза больше, чем на предыдущем месте. Сейчас это моя жизнь, главная страсть, работа и хобби.
Базовый курс я прошла в Школе Ольги Петровой. Сначала я пришла на групповое занятие по макияжу: все принесли маленькие косметички, а я притащила огромную сумку косметики; мы накрасились, ко мне подошла Оля и позвала на базовый курс. Это было отправной точкой от мечт к действию. С начала базового курса я предвкушала и фантазировала, какой макияж сделаю на выпускной съёмке. Поэтому иронично, что мне достались классические стрелки и яркие губы. К арту и экспериментам меня тянуло изначально, но и азы были очень интересны — я всегда понимала, что креатив креативу рознь. Чтобы картинка была дорогой и качественной, нужно уметь делать базовые вещи — «читать» лицо, учитывать его пропорции, нюансы.
С помощью мейкапа (мне кажется, это выражение шире охватывает мою деятельность, чем перевод «макияж») я разговариваю с миром на своём уникальном языке. Мне повезло, что я нашла его и теперь могу на нём выражаться. Ещё меня очень захватывает переменчивость этого мира: происходит событие и, подобно кругам на воде от брошенного камня, следует реакция в разных сферах, в том числе и в моде.
Самые повторяющиеся мотивы или, скорее, ДНК моих работ — это сексуальность, сила, бунтарство и мистика. Мне очень импонирует образ «плохой девочки», но при этом искреннего человека. Если речь идёт об образе для клиента, то он должен быть правдивым, органичным, должен дышать. Не люблю пластиковую идеальность на серьёзных щах.
Самый главный фаворит моего кейса за последний год — это конкриты. У меня есть почти все цвета, они помогают добиться нужного оттенка быстро и легко. Но вообще я использую всё, что не вызывает аллергии у модели. Например, в прошлом году в моём арсенале были даже сушёные мухи. Ещё у меня есть шикарный гербарий, собранный самостоятельно и дающий возможность использовать цветы круглогодично без лишних затрат. Я храню кожу змей, различные бусины, перья и использую иx наравне с более тривиальными предметами.
Основные источники вдохновения у меня такие же, как и у всех — искусство, книги, фильмы, музыка и природа. Мечтаю уехать в большое путешествие в тёплую страну и создать коллекцию образов, вдохновленную локациями. Иногда вдохновить может модель — её черты лица, энергетика. Чаще всего я отрисовываю мейкапы заранее, прописываю историю персонажа. Но иногда оставляю себе возможность для вдохновения в моменте — это тоже очень бодрит.
Из целей — поработать в Европе с командами мирового уровня. Мечтаю напечататься в Tush Magazine (публиковалась у них только онлайн), поработать с фотографом Армином Морбах. Я, действительно, люблю свою работу, свою сферу, чувствую себя очень органично в ней. К тому же она меня неплохо кормит. Так что планирую продолжать этот диалог с собой, с миром искусства и моды дальше. Он безграничен!
Маргарита Арт
Моя мама любит макияж, дома всегда была косметика, которую я таскала. Поэтому свои эксперименты начала рано — лет в пять
Я определяю себя как артиста и занимаюсь много чем: делаю маски, скульптуры для лица, макияжи, мультики на лице, фотографии, коллажи. У меня есть свой бренд — Soft Punk — с разноцветными мягкими и безопасными чокерами с пирсингом. Я также начала экспериментировать с музыкой, в планах — дизайн одежды и аксессуаров. Но уже три месяца я почти ничего не делаю, так как за последние год-два сделала столько всего, что оказалась в психиатрической больнице и сейчас заново собираюсь. Пока восстанавливаюсь, думаю, на чём сфокусировать свои силы, а на что не тратить время. Пока получается так себе.
Моя мама любит макияж, дома всегда была косметика, которую я таскала. Поэтому свои эксперименты начала рано — лет в пять. Я всегда любила краситься и делала это неплохо. В один из переломных моментов решила научиться макияжу профессионально, было интересно, понравится ли мне красить других. Чтобы позволить себе учёбу, я работала на двух работах, а по выходным отрабатывала макияжи на курсах — и так полтора месяца. Очень задолбалась, но была дико счастлива. Потом много работала с фотографами, стилистами, на любых проектах, ходила на разные мастер-классы, ездила на курсы в Москву. Основной заработок я получаю от съёмок: клипы, реклама, журналы.
Когда я училась макияжу шесть лет назад, то шутила, что открою свой «фрик-салон». Я c самого начала экспериментировала с цветом и текстурами, выбеливала лицо, делала виниловые веки, приклеивала перья вместо стрелок. Потом, после курса у Даши Холодных в Москве, я полностью раскрепостилась — меня понесло. Сейчас я сама вдохновляю многих любителей макияжа по всему миру, своих последователей называю монстриками, как Леди Гага.
Экспериментальный макияж для меня — это свобода в каком-то смысле. Захотела что-то необычное и сделала это — супер ведь. Косметика выглядит плоско, а я люблю детали и разнообразие форм и объёмов. Для арт-макияжей подойдет всё, кроме токсичных продуктов, небезопасных для кожи. Классические средства я использую на съёмках или для себя, когда есть настроение быть не персонажем, а обычным человеком, но вообще мне надоел бум косметики.
Мой любимый приём и авторский стиль — это максимальный нюд (или чистое лицо) плюс детали. До кризиса я фанатела от своей же концепции: когда мейкап выглядит как AR-фильтр, но в реальности. Считаю, что это новая ветвь в макияже.
Я хочу сделать серию мейкапов, которые можно будет сложить в коробку в конце дня и надеть на следующий такую же или другую комбинацию. Пока я реабилитировалась после больницы у родителей, создала первую футуристичную коллекцию конструкторов — стрелки, которые можно собрать и прикрепить на лицо. Как появятся силы и желание — презентую её.