КрасотаОт веснушек до «маски беременности»: Что нужно знать о пигментации
О лечении, диагностике и факторах, влияющих на образование пигментных пятен
Пигментация, пожалуй, самая сложная тема в косметологии во многом из-за того, что в ней не часто получается установить причинно-следственные связи. Разбираемся во всех тонкостях с врачами и теми, кому удалось от неё избавиться.
Диагностировать нарушения пигментации и справиться с ними — вызов и для дерматологов, и для пациентов. Нередко борьба с пигментацией растягивается на годы и оказывается безрезультатной, потому что в процесс образования пигмента вовлечено множество факторов. Способствуют ей и триггеры — от солнечного излучения до гормонального сбоя. Правильно диагностировать и лечить пигментацию сложно из-за разнообразия её происхождения. Видов пигментных пятен около 11, самая распространённая группа вызвана ультрафиолетовым излучением.
ТЕКСТ: Дарья Богомолова
Как образуется пигментация?
Цвет кожи определяется наличием в ней красящих веществ — пигментов, к которым относятся меланин, оксигемоглобин, липофусцин, а также билирубин и каротиноиды. «Оптические свойства, то есть блеск и яркость кожи, зависят от толщины её отдельных слоёв, состояния сосудистого русла и рогового слоя. Несмотря на многообразие факторов, влияющих на оттенок кожи, главным является меланин — именно он определяет базовый цвет кожи. На процесс образования меланина воздействуют меланоциты и кератиноциты: первые производят пигмент, а вторые его хранят и перемещают к поверхности кожи. Вся эта цепочка приходит в движение после стресса (например, загар или любые гормональные нарушения) и представляет собой вариант адаптации кожи к стрессовой ситуации, которая направлена на укрепление защитных функций», — объясняет Светлана Коршикова, врач — косметолог-дерматовенеролог Quantum Clinic.
Помимо стресса, спусковым механизмом для нарушения процесса меланогенеза могут быть аутоиммунные, воспалительные, токсические и гормональные процессы. А также генетические — пигментацию регулирует 125 генов. Пигментация может возникать от акне, атопического дерматита, из-за приёма оральных контрацептивов, во время или после беременности.
Какой бывает пигментация?
Врач-дерматокосметолог медицинского центра «Атлас» Оксана Чащина говорит, что чёткие пигментные пятна на лице или верхней части тела — это мелазма. Возникает она, как правило, из-за нарушения гормонального фона (повышения эстрогена и прогестерона), анемии или проблем с ЖКТ. Симметричные пятна на лице — чаще всего хлоазма, которая образуется из-за гормонального дисбаланса во время беременности. Называют ее «маской беременности», и проявиться она может не только на лице, но и также на животе в виде круга или полосы, вокруг сосков. Как правило, после родов, лактации и адаптации организма после беременности хлоазма проходит. По этим же причинам с пигментацией чаще сталкиваются женщины. «У мужчин гиперпигментация обычно имеет постоянный характер и возникает по генетическим или посттравматическим причинам. Очень редко к этому приводит гормональный дисбаланс», — поясняет Оксана Чащина. По данным исследования 2018 года, в разных странах процент мужчин с гиперпигментацией не превышает 10.
Все неопределённые состояния называют гиперпигментацией. К ним относятся генетические причины (веснушки), посттравматические (ожоги) и возникшие из-за приёма гормональных препаратов.
Как диагностируется пигментация?
Сперва нужно исключить самые очевидные факторы: наследственность, беременность, перенесённые кожные заболевания, травмы кожи. Затем врач-терапевт или врач-дерматолог могут назначить анализы и отправить к специалистам других профилей. «Со стороны ЖКТ могут быть заболевания печени и желчного пузыря, нарушение обменных процессов, нехватка витаминов и микроэлементов. Эндокринолог может назначить УЗИ щитовидной железы и анализы на гормоны, а гинеколог — УЗИ органов малого таза и также анализы на гормоны, так как гиперпигментация возможна при дисфункции яичников», — объясняет врач — косметолог-дерматовенеролог Quantum Clinic.
Что может помочь?
Главное — это защита от солнца. Солнцезащитный крем с SPF 30 или 50 нужен при UV-индексе от 2. Это единственная и самая важная профилактика пигментации.
Далее индивидуально для каждого подбирается лечение, если есть цель скорректировать пигментацию. Эксперт Quantum Clinic говорит о том, что дерматокосметологи могут лишь уменьшить окраску пятен и снизить выработку меланина, выйти из острого процесса и перейти в хронический. Наиболее инновационные технологии на сегодня — BBL и другие виды фототерапии. Как правило, необходим курс
из 5–8 процедур с интервалом в четыре недели. Также могут помочь срединные пилинги (5–10 процедур), поверхностные пилинги (7–12 процедур) и шлифовка лица (5–7 процедур).
Важно понимать, что любые методики могут как помочь, так и усугубить ситуацию из-за сильной травматизации кожи. «Фототерапия и лазерные методики могут ухудшить ситуацию, если врач ошибся с параметрами и периодом назначения процедуры, если не соблюдались правила поддержки и стимуляции регенерации пациента до и после процедуры», — отмечает врач-дерматокосметолог медицинского центра «Атлас». Эксперт добавляет, что повлиять на пигментацию могут также плазмотерапия благодаря нормализации меланогенеза, биоревитализация и, конечно, домашний уход с антиоксидантами, кислотами и ретинолом. По данным исследований, хорошо проявляют себя также средства с азелаиновой кислотой, ниацинамидом, витамин С и экстракт лакрицы. Как и с любыми другими кожными проявлениями, комплексный подход — самое важное.
Лана Тавалинская
ювелир-энтузиаст
У меня пигментация началась с маленького пятна на лбу. Заметила я его, когда прилетела в Испанию, буквально через день после пребывания на пляже. Защитой от солнца я пользуюсь. Пятнышко начало разрастаться и уже к осени стало сантиметра 2–3. В салоне я делала лазер — это было очень больно, по ощущениям как будто скальп снимали. Через какое-то время место покрылось корочкой. Во многом из-за болезненности процедуры я решила, что лазер больше делать не буду. Пятно сошло, но не стало намного светлее. Происхождение мне непонятно до сих пор, я сдавала анализы на печёночный комплекс, проверяла гормоны после рождения третьего ребёнка — всё было в порядке, и в целом я веду здоровый образ жизни. Только один мой знакомый медик сказал, что это, скорее всего, послеродовая реакция организма.
Я пользовалась кремом за 100 долларов с гидрохиноном в составе — ничего не помогало. Затем купила в Турции за 10–15 долларов крем с тем же гидрохиноном. Зимой он немного осветлял лицо, но от пигментации не избавлял. Сейчас я совсем не переживаю из-за пятнистости кожи, я считаю себя молодой и красивой. Выглядит моя пигментация как веснушки, но черты лица и харизма гораздо более важны в жизни. Я не использую тональные средства, но очень редко наношу полупрозрачный тонирующий флюид. Я не хочу быть заложником косметических салонов.
Ирина Казакова
врач-отоларинголог
Пигментация у меня на щеках в виде неправильных пятен размером около 0,5 сантиметра. Изначально это был не просто пигмент, но ещё и ткань в небольшом количестве. Вероятно, возникло из-за солнца. Я трижды делала IPL-терапию. После первой процедуры были корочки, которые сошли вместе с тканью, но пигментация осталась. Ещё я делала ретиноловый пилинг, но не могу сказать о каком-то эффекте. Никакими отбеливающими кремами не пользовалась. Пигментация больше не увеличивалась, возможно, немного посветлела, но глобальных результатов нет.
Наталья Арановская
юрист
Пигментация у меня есть на лице и спине в виде темноватых пятен. Одно самое крупное пятно даже переросло из пигментного в кератоз. Вероятнее всего, причина — в солнце. Я несколько раз сильно обгорала.
Я прошла очень длительный путь избавления от пигментации. Сначала сдавала анализы крови, чтобы убедиться, что она не связана с гормональными проблемами или изменениями в работе ЖКТ и печени. Когда выяснилось, что с организмом всё нормально, стали лечить кожные проявления. Поначалу это были пилинги, биоревитализация и домашний уход. Результат меня не устроил, а после одного из срединных пилингов пигментация усилилась. Позже по совету врача-дерматолога я прошла диагностику кожи на аппарате Observ, который показал, что пигментация залегает очень глубоко и для её удаления требуются более действенные методы. В результате я прошла курс фотоомоложения BBL из десяти процедур. Пигментация немного ушла и посветлела, но через какое-то время снова появилась. На консультации дерматолога-онколога оказалось, что крупные пятна по структуре напоминают кератоз, поэтому мне их удалили лазерным ножом и лазером в несколько этапов.
Сейчас на лице пигментации нет, но на месте пигментных пятен остались следы выжигания, которые долго проходят. По рекомендации врача я ежедневно пользуюсь солнцезащитным кремом SPF 50.
ФОТОГРАФИИ: Pixel-Shot — stock.adobe.com (1, 2)