Красота«Ощущение, что лицо обернули целлофаном»: Женщины об отказе от тональных средств
И своих ощущениях
Сложно не заметить, как меняется наше отношение к тональным средствам. Появился пул блогеров и визажистов, которые выступают за демонстрацию естественного состояния кожи в модных съёмках, без оттеночных кремов или консилеров. С другой стороны, отказ от тональных средств до сих пор всё-таки остаётся привилегией. Ведь минималистичный бьюти-образ — чаще всего замена декоративной косметики дорогим уходом. Людям с акне сложнее отказаться от тональных средств: на них до сих пор давит общество и стандарты индустрии красоты. Мы поговорили с разными женщинами о том, почему они не пользуются тональными средствами или пользуются ими редко, и об их отношении к косметике в целом.
Текст: Анна Елисеева
Соня Джунг Шин Ан
создательница бьюти-зина Agasshin
Меня с детства отталкивали мейнстримные представления о красоте — я видела в этом только насилие над женщинами. Всё, что показывали в рекламе косметики, казалось мне искусственным и далёким от того, как я себя вижу и ощущаю, поэтому лет до восемнадцати-девятнадцати я не красилась вообще. Позже, с открытием инстаграмного бьюти-комьюнити, я поняла, что декоративную косметику можно использовать и для того, чтобы выразить совсем другое понимание красоты.
Мне очень нравится, что мейк может стать медиумом коммуникации: с другими или даже с самой собой. При этом максимум того, что я могу сделать с кожей, — лёгкий тинт Chanel Les Beiges, хайлайтер и румяна Glossier. Тональное средство с высокой степенью покрытия мне в России найти довольно сложно: нет подходящих оттенков с нужным мне подтоном, много где используется спирт, что для моей кожи с розацеа просто смертельно, и так далее. Но я не сильно из-за этого расстраиваюсь, так как степень маскировки лично для меня не самое главное — всё-таки я крашусь не на охоту.
В какой-то момент я заметила, что мне стало тяжело выходить из дома без лёгкой основы. У меня как раз случилось обострение розацеа, и было трудно смириться с тем, что я не выгляжу так, как мне хочется. Но как только я заметила этот дискомфорт, решила отказаться от тонального средства на время. Казалось, что если буду чаще видеть «новое» лицо в зеркале, мне станет легче смотреть на него без стресса. Так и случилось, чему я очень рада. Я всё ещё замечаю странные взгляды новых знакомых и понимаю, что два почти идеальных круга бордового цвета на щеках могут привлекать внимание: некоторые думают, что это из-за смущения или алкоголя. Но лично мне проще сразу показывать себя такой, какая я есть и внутри и снаружи, чем переживать, что меня могут увидеть без защитного барьера.
Сейчас из декоративной косметики я использую только оттеночный бальзам для губ Kiehl’s и жидкую помаду Chanel Rouge Allure Ink, которую растушёвываю в лёгкую дымку. Из-за постоянного ношения маски у меня возникает ощущение ожога на щеках, поэтому наносить на кожу что-то, кроме ухода, совсем не хочется.
Дарья Косарева
совладелица спортивного клуба «Бобо»
В подростковом возрасте у меня начались дикие проблемы с кожей. Во времена моей юности, которая пришлась на середину 90-х, ни прогрессивных косметологов, ни рынка процедур и эффективной космецевтики просто не существовало. Я осталась один на один со своими прыщами: по вечерам я ковыряла лицо до кровавых кратеров, а утром перед выходом на улицу замазывала подсохшие корочки тремя слоями густого тонального крема.
Так продолжалось вплоть до моего тридцатилетия. В очередной раз взглянув в зеркало, я вдруг очень чётко осознала, насколько плохо выгляжу и как такое положение дел влияет на моё эмоциональное состояние и качество жизни в целом. Я всерьёз взялась за лечение кожи, поставив себе цель: довести её до такого состояния, при котором я буду чувствовать себя уверенно, не пользуясь косметикой. Процесс занял в общей сложности лет пять. Было потрачено много денег, времени и нервов, но результат радует: несмотря на то, что на лбу остались рубцы и шрамы, сейчас у меня ровный тон лица, хороший тургор и больше никаких воспалений. А ещё я навсегда избавилась от ненавистных следов тональника на одежде и этого невыносимого ощущения, что твоё лицо обернули целлофаном, — оно возникает даже при использовании самых передовых и лёгких оттеночных средств.
Тональными кремами я не пользуюсь, наверное, лет шесть. Это огромное облегчение и невероятная оптимизация затрачиваемых на свой внешний вид ресурсов: я так и не смогла научиться классно тонировать лицо, даже когда моя кожа стала гладкой. Я тратила кучу времени на изучение отзывов и скупала дорогие тональники литрами, но ни один из них мне не подошёл идеально, всегда было что-то не так: то цвет оказывался странным, то стойкость подводила, то появлялся жирный блеск, то сухость и стянутость.
Я очень быстро привыкла к ощущению свежести и натуральности, которое дарит отсутствие тональника. Про смущение даже мыслей не возникало: все запасы стеснительности и неловкости были израсходованы во времена, когда на моём лице буйно цвело акне.
К декоративной косметике отношусь очень хорошо, мне нравится, что современные продукты дают огромный простор для творчества. Здорово, что макияж больше не служит идее «подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки», а является мощным инструментом для выражения себя. Но лично мне сейчас больше интересны ухаживающие средства, а из декоративки на ежедневной основе я пользуюсь только румянами и бесцветным гелем для бровей. Для торжественного случая могу макнуть палец в хайлайтер и распределить его по скулам. Декоративную косметику я не покупала несколько лет: на сайте, где обычно приобретаю ухаживающие средства, часто бывают щедрые акции, благодаря которым в моей косметичке и появляются все эти чудесные штучки и коробочки.
Катя Шабалова
специалист по коммуникациям
Всю сознательную жизнь я работала в сфере модного PR, а это значит — ежедневные мероприятия, вечеринки, встречи и так далее. Поэтому тональным средством я пользовалась довольно часто: не каждый день, но пару раз в неделю — стабильно. Я никогда особо не красилась: не то чтобы мне не нравилось, просто не было времени и сил. И профессия наложила свой отпечаток: ты часто не успеваешь даже нормально поспать и поесть, не говоря уже о том, чтобы нанести косметику. На макияж я редко тратила более двадцати минут, даже с учётом стрелок. К тому же я твёрдо убеждена, что никакая тональная основа не скроет состояние кожи. Как такового отказа от тонального средства не случилось, просто приоритетом всегда была и остаётся хорошая кожа. Именно поэтому предпочитаю инвестировать в уход: K-beauty, ретинол, кислоты и SPF — моя любовь.
Мне кажется, попасть в яблочко в выборе тона с первого раза невозможно — слишком много нюансов. «Свою» тональную основу я искала долго и, можно сказать, нахожусь в поисках идеальной до сих пор. То не тот оттенок (никогда не покупайте тональник без дневного света, это наверняка будет провал), то слишком тяжёлый, то жирнит кожу к вечеру, то красит всё вокруг и так далее. Мне никогда не нравились плотные текстуры с эффектом маски, учитывая, что с кожей не было особых проблем. Поэтому и выйти с «голым» лицом в люди не проблема, я совершенно спокойно к этому отношусь.
Однажды я открыла для себя BB- и CC-кремы — они оказались более подходящим вариантом, если надо выровнять тон кожи. Я перепробовала банок двадцать, пока не нашла любимчиков: это Giorgio Armani Luminous Silk и Erborian CC Red Correct — оба не могу прикончить уже года два, нет необходимости. Важный нюанс — способ нанесения. Для меня открытием стали профессиональные кисти для макияжа, а именно кисть Annbeauty A1. До этого я пользовалась «бьютиблендером» — без вау, но работало. С кистью Ани любая тональная основа стала ложиться совсем по-другому — тонко, ровно, создавая тот самый эффект «макияжа без макияжа».
С тональным средством на лице мне некомфортно. Банально нельзя даже почесать нос, чтобы ничего не смазалось, а меня такое бесит. Вечер ещё могу потерпеть, но чтобы каждый день — это, на мой взгляд, издевательство. Плюс забитые поры и невозможность поднести телефон к щеке, потому что остаются следы. Как говорится, пусть стесняются те, кто это видит. Мне без тональной основы комфортно — это самое главное. Если человек чувствует себя уверенно при полном параде — его право. Я чувствую себя уверенно максимум со слоем SPF.
Сейчас вся моя косметика лежит и, видимо, ждёт истечения срока годности. Чаще всего пользуюсь румянами и средствами для бровей.
Саша Савина
редактор Wonderzine
Как и многие, косметикой я начала пользоваться в подростковые годы. В школе у меня было довольно серьёзное акне, но я понятия не имела, что с этим можно сделать, и вместо бережного ухода пользовалась спиртовыми тониками. Я стремилась закамуфлировать прыщи и пользовалась для этого пудрой, которую наносила щедрым слоем. Тональных средств я боялась — отчасти потому что слышала, что декоративная косметика «портит» кожу, отчасти потому что многие мои одноклассницы выбирали неподходящий оттенок покрытия (это были нулевые), который смотрелся неестественно, а мне такого не хотелось.
Пудрой я постепенно перестала пользоваться: когда стала старше, состояние кожи выровнялось и мне удалось подобрать подходящий уход. Но привычка пользоваться тональным так и не появилась. Я несколько раз пробовала разные средства, но мне было некомфортно. Не нравилось ощущение плотного средства на лице: у меня жирный тип кожи и я только недавно научилась чувствовать себя комфортно с её естественным блеском. Не нравилось и то, что тональный крем может смазаться и испачкать одежду. Наверняка сегодня можно найти лёгкое и стойкое средство, которое мне подойдёт и не будет лежать на лице маской, но, если честно, я не вижу в этом особого смысла. Мне вполне комфортно с тем, как выглядит моя кожа, и я не чувствую необходимости как-то особенно выравнивать тон.
Для синяков под глазами и высыпаний пользуюсь консилером, визуально более «отдохнувшим» лицо делаю с помощью персиковых или розовых румян или хайлайтера. В последнее время я стала пользоваться оттеночным флюидом Clarins, но мне кажется, это скорее символический жест, когда я хочу потратить чуть больше времени для макияжа «на выход»: средство очень лёгкое, я наношу его совсем немного и не вижу особой разницы с ним и без него.
Декоративную косметику в целом я люблю, и мне не нравится выходить из дома без макияжа — делаю так, только когда совсем нет сил и желания тратить на это время. С косметикой я чувствую себя спокойнее и увереннее, хотя очень часто ограничиваюсь консилером и тушью. Когда время есть, пользуюсь разными средствами: цветной подводкой, помадой, тенями, хайлайтерами и румянами. В последнее время, правда, это происходит всё реже: с середины марта я работаю удалённо и не вижу смысла краситься даже на созвоны в зуме. Зато теперь при каждом выходе из дома я гораздо активнее продумываю, чем накраситься, и получаю от процесса удовольствие.
Мария Шишенина
архитектор, альпинист
Я очень редко пользуюсь тональным кремом — точнее, почти никогда. При этом у меня совсем не идеальная кожа, бывает всякое. Но тональный крем как-то сразу «не зашёл». В школе замазывать было нечего, а позже в институте я его использовала мало — случаи можно сосчитать по пальцам. Один раз со мной произошла неприятная история: я сломала нос. Я начала замазывать жуткие синяки кремом — идею мне подсказала подруга, и средство тоже было её. Несколько дней я старательно тонировала сине-чёрные круги под глазами, но как только они чуть прошли, перестала им пользоваться и начала просто носить солнцезащитные очки. Дело было на горнолыжном курорте, и на меня никто внимания почти не обращал.
Единственный тональный крем, который у меня был, мамин. Она отдала мне крошечный тюбик, тон подошёл, но использовала его в итоге пару раз. Мне тяжело ощущать его на своей коже. Кажется, что я в маске, я испытываю дискомфорт.
Я не стесняюсь обходиться без тонального средства — наоборот, скорее ощущаю стеснение от крема. Как-то у меня было свидание: друг пригласил меня в Большой театр, и я решила, что это отличный повод накраситься по полной. Я обратилась к услугам профессионала: накануне ко мне приехала мастер и сделала дневной макияж (на вечерний я не решилась). Результат был классный, мне было забавно, так как я редко крашусь. Но в зеркале я себя не узнала. Опять же мне было некомфортно, я чувствовала что-то инородное на своём лице.
Между тем мне очень нравится смотреть, как красятся другие. Иногда могу залипнуть на каком-нибудь видео на ютьюбе. Часто встречаю девушек с очень классным и оригинальным мейком. На других — огонь, на себе — неудобно и непривычно. Из декоративной косметики у меня сейчас есть только красная помада — совершенно универсальная вещь. А ещё румяна и карандаш для бровей — всё. Для меня декоративная косметика сейчас — это скорее приключение и что-то праздничное.
Анна Киселёва
фуд-блогер, бренд-шеф, автор кулинарной книги «Свободные отношения с едой и не только»
В подростковом возрасте я часто пользовалась тональными средствами. У меня веснушки, и в период взросления мне казалось, что это ужасно некрасиво. Я покупала средства на тон темнее своей кожи и перед походом в школу намазывалась толстенным слоем, чтобы их спрятать. Делала это неумело: из-за более тёмного тона на лице уши и шея казались белыми, а кожа была пересушена (она склонна к сухости, а я, видимо, её не увлажняла).
Когда мне было пятнадцать-шестнадцать лет, я попала в модельный бизнес, где все восхищались моими веснушками: говорили, что это очень красиво, что это моя особенность и ни в коем случае нельзя их закрашивать. Это помогло мне посмотреть на веснушки по-другому: теперь я не пыталась их скрыть, а, наоборот, старалась чаще появляться на солнце, чтобы их было больше. Тогда же я перестала пользоваться тональником — поняла, что моя кожа намного красивее без него.
Сейчас я уже плохо помню, но мне кажется, я недолго привыкала обходиться без него. Настолько меня убедили в том, что веснушки — это красиво и мне нужно быть благодарной за то, что они у меня есть, и я в это поверила. К тому же мне повезло — у меня хорошая кожа. Но тональное средство я всё равно оставила, чтобы иногда замазывать точечные воспаления.
Я не испытывала никакого стеснения из-за отказа от тональника — наоборот, и сейчас, в двадцать семь лет, и раньше я получала много комплиментов и вопросов, как я поддерживаю такое состояние кожи. Все очень удивляются, когда отвечаю, что ничего для этого не делаю и, более того, не пользуюсь никакой косметикой.
В целом к декоративной косметике отношусь положительно, главное, чтобы она не становилась чем-то, без чего ты не можешь выйти из дома и чувствовать себя комфортно. Лично для себя я не вижу в ней необходимости и очень редко ею пользуюсь: сейчас у меня нет не только тонального крема, но и консилера и многих других вещей. Есть только тушь для ресниц и для бровей: первую использую где-то раз в полгода, когда есть настроение, а вторую — иногда, когда хочется сделать брови потемнее, потому что они у меня светлые. Возможно, это связано с тем, что в период моделинга меня на каждой съёмке всё равно очень сильно красили и я устала от косметики. В любое свободное время давала коже отдыхать, и это вошло в привычку. Сейчас даже немного неестественно себя чувствую, когда крашусь.
Фотографии: Nikolay — stock.adobe.com (1, 2, 3, 4)