КрасотаПарабены-сульфаты: Почему не нужно бояться «страшных» ингредиентов
Так ли они страшны, как их малюют
Растущая популярность «clean beauty» вместе с поразительной живучестью мифов о косметике поспособствовала распространению мнений о небезопасности и даже вредности компонентов, которые можно найти в большинстве составов наших банок. Самые известные объекты опалы — парабены и сульфаты: кажется, будто в косметической индустрии маркировку «SLS-free» сегодня используют как оберег от падения продаж. Мы попытались разобраться, откуда взялась народная нелюбовь к этим веществам и существуют ли причины не доверять им с точки зрения косметической химии.
Текст: Кристина Фарберова,
автор телеграм-канала «Крис печатает»
Парабены
Парабены — химические вещества, которые используют как консерванты и пищевые добавки. В косметике, средствах личной гигиены и продуктах питания они выполняют роль предохранителя: не допускают, чтобы в массе появились микробы, плесень и дрожжи. Без парабенов косметика превратится в забродившее болото в течение нескольких часов. В начале
80-х группа по обзору косметических ингредиентов (CIR) проверила безопасность метил-, этил-, пропил- и бутилпарабенов и пришла к выводу, что для человека они безвредны.
«Парабены есть в разной косметике: в губной помаде, туши для ресниц и консилере, в санскрине, в зубной пасте, — рассказывает Алина Баева, косметический химик и основатель бренда Bjarmia. — Война с этими консервантами началась в 2004 году, после публикации исследования, авторы которого обнаружили следы парабенов в некоторых образцах опухолей рака молочной железы. С тех пор парабены засели в чёрных списках экоблогеров, а производители оперативно вывели их из рецептур, чтобы не будить лихо и не навлекать на себя гнев покупателей».
Результаты исследования 2004 года показали, что у парабенов есть эстрогеноподобные свойства. Эстрогены — это гормоны, которые вызывают рост и деление клеток молочной железы, как нормальных, так и злокачественных. Некоторые состояния женского организма (поздняя менопауза, резкий набор веса, отсутствие детей) могут увеличивать воздействие эстрогена на организм, а это связано с повышенным риском развития рака молочной железы. Этот факт и обеспокоил учёных. Тем не менее науке известно, что даже у самого «сильного» из парабенов — бутилпарабена — слабая эстрогеноподобная активность (в десятки тысяч раз ниже, чем активность эстрогенов, которые вырабатываются в человеческом организме). Поэтому природные эстрогены (или те, которые взяты в качестве замены гормонов) вероятнее сыграют в развитии рака молочной железы, потому что их активность во много раз выше, чем у парабенов.
Компания CIR ещё раз изучила мнение комиссии и подтвердила предыдущие выводы: парабены безопасны
как косметический консервант
Научный комитет Европейской комиссии по безопасности потребителей (SCCS) в 2011 году объявил, что в низких концентрациях метилпарабен и этилпарабен безопасны: 0,4 %, если вещество используется отдельно, 0,8 %, если смешивается с другими консервантами. SCCS рекомендовал снизить уровни пропилпарабена и бутилпарабена: сумма их индивидуальных концентраций не должна превышать 0,19 %. Индустрия взяла решение в работу, и концентрации парабенов снизили. В остальном выводы комиссии не сильно повлияли на косметическую индустрию, только в Дании правительство запретило использовать пропил- и бутилпарабены в косметике для детей до трёх лет. Компания CIR ещё раз изучила мнение комиссии и подтвердила предыдущие выводы: парабены безопасны как косметический консервант. В 2012 году их снова оправдали. Правда, спокойствие CIR и химиков, привыкших работать с парабенами, длилось недолго. Полгода назад экологическая организация Women’s Voices, исследующая токсичные химикаты в косметике и товарах для дома, попросила пересмотреть статус консервантов. Так что скоро, вероятно, мы узнаем новые факты о парабенах.
Но если эти вещества безвредны, почему производители косметики всё ещё пишут «parabens free» на упаковке? «Люди до сих пор верят, что парабены могут вызывать рак молочной железы и эндокринные нарушения, — поясняет Алина Баева. — Поэтому лейбл „без парабенов“ на этикетке по-прежнему снижает тревожность потребителя при выборе косметического средства».
Сульфаты
Лаурил сульфат натрия (SLS) и лаурет сульфат натрия (SLES) — поверхностно-активные вещества, которые часто встречаются в составах стиральных порошков, гелей для умывания, зубной пасты, шампуней, пены для бритья и даже в продуктах питания (FDA разрешает использовать SLS как пищевую добавку). А задача любых поверхностно-активных веществ — хорошо пениться и удалять жир и грязь. SLS справляется с этим лучше прочих — он дешёвый и эффективный, поэтому производители косметики и средств личной гигиены используют именно его.
«Почему сульфаты ругают? Молекулы любого ПАВ могут встраиваться в липидный барьер кожи и ослаблять его, делать проницаемым, — рассказывает косметический химик, соосновательница брендов InnSkin и SKINIO Виктория Шарапова. — Анионные ПАВ, такие как SLS и SLES, делают это особенно агрессивно: естественный барьер становится „решетом“, повышается потеря влаги. Это приводит к шелушению, раздражению и обезвоженности кожи».
Комиссия CIR исследовала оба ингредиента: впервые в 1983-м и повторно в 2002 году. Эксперты выяснили, что SLS и SLES могут раздражать кожу, если будут находиться на ней в высокой концентрации продолжительное время. Воздействие раствора SLS в концентрации свыше 2 % в течение суток может увеличить трансэпидермальную потерю влаги рогового слоя кожи и вызвать лёгкое, но обратимое воспаление. Чем выше концентрация сульфатов и чем дольше они остаются на коже, тем вероятнее раздражение. Также они обнаружили, что при продолжительном использовании лаурил сульфат натрия провоцирует комедоны у кроликов, серьёзные изменения на коже и повреждение волосяных фолликулов у крыс. Авторы исследования, опубликованного в Journal of Toxicology and Environmental Health, считают, что основную проблему — раздражение глаз и кожи под влиянием SLS — можно решить правильной разработкой формул и соответствующих испытаний.
Например, кудрявым людям сульфаты
не подойдут — они «распушают» волос.
Для атопичной или реактивной кожи они тоже не желательны, а вот для жирной будут в самый раз
Эксперты CIR считают, что сульфаты безопасны для здоровья человека в продуктах, которые быстро наносятся и так же быстро смываются: в шампунях, очищающих гелях, бытовой химии. Потребителю не нужно держать их на себе несколько часов, а производителю — класть больше 1 % в состав. Остальные результаты тестов на животных (комедоны у кроликов, повреждение волосяных фолликул у крыс) CIR рекомендует учитывать при разработке косметических продуктов.
«Можно ли чем-то заменить SLS/SLES в косметике? Можно, но будет меньше пены и ниже очищающая способность, — говорит Виктория Шарапова. — Альтернативные ПАВ есть, но потребительские свойства продукта из-за них часто страдают: косметика на глюкозидах склизкая и плохо распределяется, лаурилсаркозинат натрия и кокоамфоцетаты хуже пенятся, а соответственно, хуже очищают, что критично в случае жирной или себорейной кожи головы. Ещё можно сбалансировать SLS и SLES в составе другими, более щадящими ПАВ. В таком случае средство будет гораздо мягче».
Что же делать? Принять, что сульфаты безопасны для здоровья человека. Но, как и любой другой компонент — будь то витамин С или ретинол, — могут кому-то не подходить. Например, кудрявым людям сульфаты не подойдут — они «распушают» волос. Для атопичной или реактивной кожи они тоже не желательны, а вот для жирной будут в самый раз. Можно покупать продукты без сульфатов — их много, но вместо SLS и SLES в составе обязательно будут другие ПАВ. Можно покупать привычные продукты с сульфатами, следовать инструкции и не держать лосьон, шампунь или пенку на коже слишком долго.
Триклозан
Пока потребители громко ругают сульфаты и парабены, в тени остаётся ещё один из разряда спорных — триклозан. Его часто используют в антибактериальном мыле и гелях для рук, антиперспирантах, зубной пасте. Триклозан выполняет роль косметического биоцида (подавляет действие микроорганизмов), дезодоранта и консерванта. Он легко впитывается в кожу и слизистые, оседает в тканях и жидкостях. В сентябре 2016 года FDA запретило использовать триклозан в жидком и твёрдом мыле, но разрешило добавлять в зубную пасту, дезинфицирующие средства для рук и ополаскиватели для рта. Евросоюз ограничил максимальную концентрацию триклозана в косметике и средствах личной гигиены: его должно быть не больше 0,3 % в зубной пасте, мыле для рук, гелях для душа и пудре.
Учёные всё ещё изучают, как триклозан влияет на здоровье человека и окружающую среду. Одни исследования показали, что высокие дозы триклозана снижают уровень гормонов щитовидной железы у крыс. Другие выявили возможность развития рака кожи после длительного воздействия триклозана на животных. Пока эти гипотезы не подтвердились.
«Исследования FDA и ЕМА не доказали, что триклозан в мыле или в косметике провоцирует рак, аллергию и устойчивость к антибиотикам, — говорит Екатерина Шимановская, PhD Life Sciences в Vienna Biocenter. — Но есть исследования, которые указывают, что триклозан может активизировать белок р16, замедляющий деление клеток. Это плохо: клетки должны делиться, обновляться. Также есть наблюдения, что триклозан влияет на увеличение размера печени у крыс и приводит к обратимым аллергическим реакциям у свинок, но опять же в повышенных концентрациях и при продолжительном воздействии». По словам Шимановской, пока нет научных исследований, доказывающих, что триклозан опасен для здоровья человека. Но уже известно, что использование продуктов с триклозаном приводит к метаболизму этого вещества в человеческом организме. И если из-за использования мыла триклозан просто накапливается в верхних слоях кожи, то с зубной пастой и средствами для полости рта быстро всасывается в кровь через слизистую.
Уже известно, что использование продуктов с триклозаном приводит к метаболизму этого вещества в человеческом организме
CIR и SCCP тоже изучали вопрос безопасности триклозана и решили, что его можно использовать в регламентированных концентрациях: сегодня это 0,3 % в Европе, Канаде и Австралии, 0,1 % в Японии. Проблема в том, что науке до сих пор неизвестно, полезен ли этот ингредиент для потребителей. Например, антибактериальное мыло с триклозаном ничем не лучше обычного: не убивает больше микробов, не делает руки чище. Исследования показали, что оно работает эффективнее, только когда бактерии «купаются» в нём не двадцать секунд (а именно столько времени Всемирная организация здравоохранения советует мыть руки), а девять часов подряд.
Пока то, что триклозан вызывает рак или аллергию, нарушает работу щитовидной железы, не доказано, но злоупотреблять антибактериальным мылом не стоит. «С научной точки зрения здоровому и чистоплотному человеку вообще лучше мыться только водой: и для экологии полезно (меньше рыб и микроорганизмов погибнет в водоёмах), и для тех „хороших“ бактерий, что живут у нас на коже (во рту, в животе, и в интимной зоне) и храбро защищают от вредных бактерий, — добавляет Екатерина Шимановская. — Но тем не менее обычное мыло подойдёт для мытья рук и будет безопаснее для окружающей среды».
ФОТОГРАФИИ: kaowenhua — stock.adobe.com (1, 2, 3)