Красота«Они не делают подтяжку»: Продолжаем исследовать миф о французском шике
Почему идеал парижанки далёк от идеала
маргарита вирова
Мы уже писали о том, как в индустрии моды и красоты одним из самых продаваемых образов стала собирательная молодая француженка, от природы стройная и соблазнительная любительница небрежных пучков, беретов и брюк по фигуре. Загадочная «парижанка» не только помогает продавать самые разные продукты, но и воплощает собой не вполне безвредный комплект бьюти-стандартов, а то и директивных представлений о том, какой должна быть женщина.
В блогах Lancôme, одной из самых популярных и важных французских марок, можно найти множество материалов о «парижанках» и их бьюти-уловках — в русскоязычной версии им посвящён целый раздел. Одержимость французским стилем объединяет и старейшие модные дома, непосредственно участвовавшие в создании культового мифа, и модные-прогрессивные марки вроде Glossier, консервативный глянец и блоги для молодой аудитории. Образ, существующий десятки лет, воскрес в современной интерпретации. Универсальность представлений о внешности и стиле француженки позволяет этой фантомной женщине вновь и вновь становиться образцом для подражания. Если наших мам на её примере учили сдержанности, элегантности и умению уделять время уходу за собой, то нам рекомендуют быть как девушка, которой после пробуждения нужно потратить от силы пять-десять минут, чтобы выглядеть великолепно и быть готовой покорять мир.
Статьи-клоны, состоящие из одних и тех же советов для тех, кто хочет приобщиться к компании носительниц истинного французского шарма, неизменно собирают свои просмотры. Не так уж важно, кто об этом рассказывает: тут могут встретиться и советы французских моделей, и материалы, содержание которых основывается на приблизительном представлении о жизни среднестатистической парижской девушки. Перечисляют в таких текстах, кажется, одни и те же заповеди: хорошо высыпайся, пей воду, носи с собой красную помаду, сделай небрежный пучок, порхай как бабочка, жаль как пчела. «Можете ли вы представить себе француженку с накладными ресницами и очевидным контурингом? Да никогда», — уверены бьюти-авторы. Нам остаётся только согласиться с существованием целой касты женщин, которые все как одна стригут чёлки как у Джейн Биркин и для которых очевиден выбор между накладными ногтями и прозрачным покрытием. Всё более модными становятся простой и быстрый уход, невидимый макияж, или полное его отсутствие и исключительно «естественная» красота — и это всё тоже про таинственную парижанку.
Сложно не заметить, что этот образец был выкован специально для аудитории стройных и белых женщин и содержит в основном представления о женщинах из середины XX века. Не о самых простых женщинах, а о тех, кто может позволить себе тратить время и деньги на заботу о собственной внешности и покупать только дорогие, особенные духи. Времена меняются: даже Chanel, бренд, который в первую очередь ассоциируется с Францией и её «неповторимым стилем», главным лицом своих рекламных кампаний делает американку Кристен Стюарт. Примечательную, кстати, не тем, что она идеально выглядит до того, как опустит ноги с кровати, а тем, что не боится выйти на улицу без укладки или вообще отбросить все вопросы об укладке, побрившись налысо. Абстрактная «парижанка», ставшая общим местом не только для французских марок, сильно проигрывает личности с выдающимся талантом и нестандартной жизненной позицией. И вроде бы на пресловутый парижский шик стараются посмотреть под углом, учитывающим сегодняшние реалии: его по-своему раскрывают темнокожие бьюти-блогеры, например Фату Н’Диайе. Но в широком понимании парижанка так и остаётся худой и белой — к сожалению, наиболее «французские» косметические продукты и законы ухода за собой предназначены для неё же.
Все гиды по обращению в каноническую жительницу Парижа предлагают использовать минимум средств для ухода — ведь ей достаточно хорошего увлажняющего крема, — а также не тратиться на тональную основу, ведь всегда можно обойтись парой капель консилера. Уже эти советы работают далеко не для всех, зато способны заставить стыдиться тех, кого природа не одарила гладкой сговорчивой кожей. Небрежный пучок, главную «французскую» причёску, сложно сделать за выделенные десять минут, а те самые естественные брови не всем удаётся создать, просто уложив гелем то, что есть. Но проблема не в том, что возможность побыть француженкой столь обманчива — это, справедливости ради, намного проще, чем сделать фирменный макияж клана Кардашьян. Гораздо страннее то, что в век разнообразия и попыток посмотреть на красоту шире нам предлагают ориентироваться на несуществующий архаичный идеал. У девушки, на которую нам предлагают быть похожими, нет проблем: ни с кожей, ни со сном, ни с экзистенциальным кризисом. Наверное, она хороша и для того, чтобы учиться у неё любви к своему телу — но это тело должно выглядеть определённым образом, иначе чуда не произойдёт.
В стремлении украсить себя мы ищем в первую очередь уверенность и удовольствия, и вечно живая француженка приходится как нельзя кстати — и то и другое предполагают её жизненные установки. Под французскими штампами нам подают всё те же главные стандарты современной красоты: чистую кожу, нюдовый макияж, умеренную сексуальность. А рядом с ними — идеальный образ жизни, мечту о лёгком отношении к ней и возможность будто бы ничего не делать для того, чтобы всегда быть «красивой». О том, что «французский идеал» вредит в первую очередь самим французским женщинам, тоже написано немало. Несовпадение открыточного образца с реальными портретами француженок толкает авторов трактатов о секретах парижской красоты на подмену фактов: вот тут разгромно критикуется книга под названием «Француженки не делают подтяжку». Ложь начинается ещё в названии: француженки подтяжки лица очень даже делают и у них эта операция входит в разряд наиболее популярных. Впрочем, тот же оборот Мирей Гильяно повторила и в следующей книге, заявив, что «Француженки не толстеют».
Возможно, стоит оставить популярные рекламные легенды там, где они родились: француженка бесследно исчезнет тогда, когда её образ перестанет поднимать продажи. Но хорошо бы уже сейчас не верить загадочному идеалу, который запрещает толстеть, носить неправильную помаду и не уметь создавать небрежные локоны за несколько минут возни с щипцами. Увы, «парижанка» зарабатывает не на том, что учит нас внутренней свободе и умению быть собой, а на чувстве вины из-за того, что мы с ней совсем не похожи. И это главный изъян в её безупречном имидже.