КрасотаСверхновая искренность:
Реальная красота
в соцсетях
Какие стандарты транслирует интернет и что с этим делать
Не так давно начинающая модель Джез Эггер запустила в своём инстаграме хештег #truthbehindthisshot. Суть челленджа в том, что под каждым снимком девушка рассказывала историю, которая за ним стоит. Вот фото с модельных проб, под которым она пишет, что в этот день агентство сообщило ей: её бёдра великоваты и надо бы похудеть. Вот ещё один типичный профессиональный снимок — Джез рассказывает, что её кожа отретуширована до скрипа и в тот
день она не была идеально чистой.
А вот сделанное две недели назад селфи, на котором хорошо видно, что кожа модели не похожа на отполированный вариант «совершенства». В подписи
к фото она рассказала о том, что когда-то тратила не меньше часа на макияж перед выходом из дома, и призвала не стесняться того, что мы привыкли считать недостатками. Эти маленькие подробности здорово помогают понять, какая
на самом деле пропасть лежит между реальностью и её «глянцевой» репрезентацией.
Маргарита Вирова
Сегодня куда меньше людей вздрогнет
от «неидеальной укладки» или неровной кожи, по которой не прошлись кисти мастеров фотошопа
К концу 2016 года уже очевидно, что свои представления о красоте мы черпаем из соцсетей: там зарабатывают свою популярность новые модели, как на дрожжах растут косметические инди-бренды, а крупные игроки рынка стараются не отставать — заработать доверие аудитории сегодня проще всего, обращаясь к ней напрямую. Авторитет профессиональной бьюти-периодики как источника экспертных мнений стал стремительно падать с появлением блогеров, которые не прятали свою реальную кожу перед объективом. Вот, например, одна из авторитетнейших бьюти-блогерш Лиза Элдридж не скрывает свой естественный цвет лица (со всеми неровностями) и показывает всё на себе в видеоинструкции по нанесению тональной основы.
Чрезмерная ретушь и приукрашение реальности в принципе перестаёт считаться нормой: мы научились замечать в рекламных и журнальных съёмках слишком гладкие подмышки и колени, не имеющие ничего общего с человеческой анатомией. Бодипозитивное движение предложило совсем новые варианты того, как показывать человеческое тело. Естественные особенности, по разным причинам не попавшие в реестр «красивых», в его рамках не принято прятать и осуждать — и это начинает давать свои плоды. По крайней мере, сегодня куда меньше людей вздрогнет от «неидеальной укладки» или неровной кожи, по которой не прошлись кисти мастеров фотошопа.
Невероятный потенциал инстаграма, фейсбука, тумблера и других социальных сетей именно в том, что высказаться и быть услышанным (или увиденным) на этих ресурсах может любой человек, имеющий к ним доступ. Появились и те, кому было что рассказать о красоте и отношениях с телом. Поначалу соцсети были относительно свободной от бьюти-маркетинга территорией: ещё пять лет назад марки только нащупывали их возможности, а официальная реклама в инстаграме и вовсе появилась только в прошлом году. Одномерные образы, которым люди, особенно младшего поколения, уже перестали верить, какое-то время туда не проникали, так что казалось, что агрессивного насаждения недостижимых идеалов можно будет избежать.
Очень быстро ставший популярным Snapchat сблизил знаменитостей и их обожателей — дурашливое приложение разбило в пух и прах образ звезды, которая даже спать ложится в идеальном макияже и всегда прекрасно получается на фотографиях. Свои фото без фильтров и макияжа показали, кажется, вообще все, от Ким Кардашьян до Ренаты Литвиновой, — и эта тенденция была использована даже при создании последнего календаря Pirelli. Красоту с человеческим лицом стали принимать гораздо охотнее. Реальность, однако, вносит свои коррективы: хотя курс на новую искренность в области телесности в этом году оформился окончательно, вопросы к тому, как он понимается и работает, всё же есть.
С одной стороны, все самые популярные истории этого года связаны именно с борьбой за признание «нетипичной» внешности. Модель с витилиго Винни Харлоу регулярно мелькала в новостях и поучаствовала в создании видеоальбома Бейонсе «Lemonade», в котором, кстати, тема «fuck your standard» была заявлена довольно сильно — твёрк Серены Уильямс мы ещё долго не забудем. В считанные дни стала популярна Кейтлин Доброу, бьюти-блогер с инвалидностью, а модель Худия Диоп обратила внимание на то, что девушек с действительно тёмной кожей в большой бьюти-индустрии всё ещё не хватает. Мы видели, как разнообразие красоты берут на вооружение не только Glossier, ориентированные на миллениалов, или уже выразившие свою позицию по этому поводу Dove. Одним из самых обсуждаемых вирусных видео стал ролик H&M, посвящённый осенней коллекции. Одежду по задумке марки должны были представить самые разные «реальные» женщины: разного возраста, телосложения и цвета кожи.
В то же время даже в подобных проектах всё же появляются девушки, обладающие «социально приемлемой» внешностью, а над постулируемой небрежностью и естественностью трудятся профессионалы. Кажется, что до сих пор откровенность способна существовать исключительно на грани дозволенного: те же съёмки плюс-сайз-моделей по сей день сопровождаются масштабной ретушью, так или иначе призванной аккуратно подогнать друг к другу пропорции тела. Знаменитости нередко прибегают к помощи фильтров и мобильных редакторов перед тем, как выложить очередное фото — это вроде бы известно и понятно всем. В итоге мы видим лучший результат коллективных усилий, но о том, что за этими усилиями стоит, не задумываемся или не знаем.
Соцсети и интернет-издания ушли
не так уж далеко от допотопных представлений глянца
Такая ситуация сложилась именно в эру социальных сетей: рассматривая бьюти-съёмки в бумажных или интернет-изданиях, мы всё-таки отдаём себе отчёт в том, какое количество труда было потрачено на получение именно такого результата, и поэтому не готовы принимать всё за чистую монету и немедленно сравнивать себя с моделями. Домашнее селфи же словно подразумевает отсутствие стилистов и визажистов, должной подготовки, тщательной маскировки «лишнего» и других вещей, обычных для производства сложных коммерческих съёмок и обложек.
На самом деле с тех пор, как селфи превратилось в отдельный жанр, который обзавелся специальными ритуалами и атрибутикой. Лампы и штативы, приёмы в макияже, заточенные специально под близкую съёмку в ракурсе ¾, секреты мастерства знаменитостей и косметических марок — и конца этому всему не видно. Тот же контуринг, который не приемлют множество блогеров и визажистов, исповедующих менее требовательный подход к красоте. Проблема здесь не в самой технике, которая имеет обширный потенциал в том, что касается способов применения, а в том, что она сегодня находится на передовой создания пресловутой «лучшей версии себя». Получается, что от допотопных представлений глянца и «женской прессы» соцсети и интернет-издания ушли не так уж далеко.
С другой стороны, прогресс есть уже в том, что у нас появился выбор: можно говорить о поразительном разнообразии героев и подходов, буквально на любой вкус. Вы можете оставить в своей ленте Кайли Дженнер или эффектного Джеффри Стара, можете подписаться на честный фитнес-инстаграм Сары Пухто или следить за обновлениями в аккаунте бодипозитивной бельевой марки Lonely. Предупреждения о том, что времяпрепровождение в сети негативно влияет на самооценку, возможно, ещё долго будут справедливы в общих чертах, однако есть и другой взгляд. Нельзя не заметить здоровую тенденцию: сегодня самые разные идеи находят своих поклонников — и никто не может вам запретить искать альтернативные источники вдохновения.
Обложка: Lonely