КрасотаКак менялась мода на цвет волос за последние 100 лет
С 30-х до нулевых и дальше
Текст: Дарья Эванс-Радова
На двадцатый век пришёлся расцвет моды на окрашивание волос. Причина вполне понятная: технология осветления и придания другого цвета стала настолько доступной, что позволить её смогли не только богатые. Крашеные волосы перестали быть показателем статуса, зато стали отражать индивидуальный вкус конкретного человека или общественной группы. В прошлом материале мы изучили, как формировались стереотипы о цвете волос и характере вплоть до 20-х годов прошлого века, а теперь рассказываем, кто задавал моду на тот или иной цвет волос и что наши волосы ждёт дальше.
30-е
В это время впервые появился термин «платиновая блондинка», в английском это blond bombshell, а заодно с ним и первая каноническая обладательница светлых волос — актриса Джин Харлоу. Мэрилин Монро в это время ещё в буквальном смысле находилась в яслях. Назвав фильм «Платиновая блондинка», Говард Хьюз хотел капитализировать цвет волос молодой звезды. Фильм имел «ого-го какой!» успех, а вместе с ним и осветляющая краска, которую смели с прилавков поклонницы молодой Джин. Образ платиновой блондинки мужчины находили ярким и сексуальным, а женщины — достойным подражания. Кстати, актриса так и не призналась, что красила свои волосы, уверяя, что оттенок дан ей от природы. Харлоу умерла в возрасте 26 лет, прикованная к постели и теряющая волосы. Как-то она сказала: «Если бы не цвет волос, в Голливуде никогда бы и не узнали о моём существовании».
50-е
Осветляющая краска для волос вышла на новый уровень. Появилась формула Miss Clairol Hair Colour Bath, которая позволяла женщинам красить волосы в домашних условиях — это было важно, так как женщины предпочитали не афишировать этот факт. Походить, конечно, старались на Мэрилин Монро, за которой закрепился образ канонической блондинки, несмотря на других предшественниц. Актриса стала символом сексуальности и чувственности. Её образ был построен исключительно вокруг женственности и внешности: томный взгляд, пикантная мушка, тонкие стрелки, алые губы и, конечно, тугие светлые локоны. Мэрилин настолько монополизировала свой цвет волос, что он стал восприниматься практически неразрывно от неё самой.
В то время пока Монро занимала фантазии Америки, в Европе особенной популярностью пользовалась Брижит Бардо, которую тоже с лёгкой руки кинематографа прозвали «секс-символом». После фильма «И Бог создал женщину» образ Бардо стал отправной точкой в оценке женской привлекательности. И опять же внёс свой вклад в формирование стереотипа о блондинке в контексте его сексуальности. Невероятной популярностью в золотую эпоху голливудских див пользуется и Грейс Келлли, самая кассовая актриса своего времени — и ещё один образ для подражания, приближались к которому опять же за счёт пероксида водорода.
60–70-е
В это время появляется супермодель Твигги и вместе со своей короткой стрижкой привносит в моду совершенно новую эстетику. Хотя сама Твигги и обмолвилась как-то о том, что не прочь выглядеть как Мэрилин Монро, она, в общем-то, далеко задвинула её вместе с голливудскими стандартами. Сексуальность и привлекательность больше не ассоциируются с томной блондинкой-кокеткой.
Хотя светлые волосы до сих пор очень популярны. У L’Oréal появляется рекламный слоган «Ведь ты этого достойна» — компания выпускает осветляющую краску, которую называет самой дорогой в Америке. Оттуда и «Ведь ты этого достойна». Кроме того, в обществе меняется отношение к осветлению волос: женщины больше не скрывают того факта, что прибегают к краскам. Светлыми волосами всё не ограничивается. Женщины экспериментируют, на мировой арене появляются совершенно разные типажи: Одри Хепбёрн, Джейн Биркин, Твигги, Джеки Кеннеди, Брижит Бардо, Шер. Кроме того, наконец-то намечается тенденция красить волосы в яркие цвета, благодаря панк-движению. Цвет волос становится способом выражения своей позиции.
В СССР мода на крашеные волосы разгорелась в 1963 году. Волосы стали красить не только для того, чтобы скрыть седину, но и чтобы выразить индивидуальность. Специализированных красок в СССР не было, поэтому обходились подручными средствами. Для рыжего оттенка использовали хну, для каштановых смешивали хну и басму. Для осветления использовали луковую шелуху, а если хотелось радикальных изменений — совсем не безопасную перекись водорода. Оттуда и пошло выражение «пергидрольная блондинка». Типаж «зрелой женщины с сиреневыми/голубыми волосами» возник тогда же. Добивались оттенка просто — добавляли в воду самые обычные чернила. Эталоном моды была манекенщица Регина Збарская. В конце 60-х в СССР привезли первую настоящую краску — из ГДР.
80-е
Включи ты телевизор в 80-е — тебе сразу же попытаются продать краску для волос. На экране Сибилл Шеперд, Хизер Локлир и другие знаменитости продвигают новые продукты для смены цвета волос. Также бренды начинают сотрудничать с голливудскими знаменитостями 30-х годов, чтобы в рекламе показать, как, мол, краска их омолаживает и освежает. Входит в моду мелирование волос, креативное окрашивание — Мадонна меняет цвет волос чуть ли не каждый месяц, всё так же популярен блонд — его носит принцесса Диана, но модно иметь и натуральные длинные волосы — как у Брук Шилдс.
90-е
Красители совершенствуются — становятся более стойкими, но более мягкими для структуры волос. Производители краски вдруг озадачились блеском, поэтому красители этого периода и носят красноречивые названия обязательно со словом «shining». Тенденция с ярких цветов 70–80-х смещается в пользу натуральных оттенков. Среди блондинок это Клаудия Шиффер, ни на кого не похожая Кейт Мосс, Гвен Стефани, Ума Турман, Гвинет Пэлтроу, Дрю Бэрримор, Шэрон Стоун, Памела Андерсон.
Дженнифер Энистон вообще заставила американские салоны пережить массовую истерию. После её роли в «Друзьях» парикмахеры едва справлялись с потоком посетительниц, желающих «волосы как у Рэйчел». Среди брюнеток популярны образы Деми Мур, Виктории Бекхэм, Тайры Бэнкс, Синди Кроуфорд, Вайноны Райдер. Зародившаяся в 70-е тенденция красить волосы в ядовито-яркие цвета тоже имеет место — у японских подростков входит в моду красить волосы в травянисто-зелёный цвет.
2000-е
В нулевые, кажется, все одновременно вспомнили, что давно не красили волосы, и, собственно, дорвались. Окрашивания в одном тоне не увидишь — минимум два оттенка вместе, а лучше все и сразу. А ещё лучше — как у Кристины Агилеры. То есть светлые волосы с бордовыми и чёрными прядями. Помимо этого популярен «белый верх, чёрный низ», когда верхний слой волос оставляют в блонде, а нижний красят в каштановый — как у Николь Ричи. У Джессики Симпсон светлое мелирование на тёмных волосах, а у Аврил Лавин — розовое на светлых. Бейонсе осваивает омбре, Рианна красит отдельные пряди. Майли Сайрус — блондинка. Пинк не заморачиваясь красит волосы в голубой, а Гвен Стефани высветляет добела. Мадонна как регулярно меняет цвет волос с 80-х — так и меняет.
2010-е
В 2010-х омбре уверенно заняло лидирующую позицию среди разновидностей окрашивания. Вероятно, оно стало закономерным компромиссом, который пришёл к нам через всю историю окрашивания. Омбре применимо ко всем оттенкам волос, легко в поддержании, для разнообразия на него всегда можно нанести тонировку яркого цвета, а брюнетки при этом могут приблизиться к блондинкам, не связав себя особенными обязательствами с цветом. А главное для всех — нет проблем с отросшими корнями, омбре их, можно сказать, легализировало. Попробовали его, казалось, все — от Ким Кардашьян до Джареда Лето. Кроме омбре в 2010-е появились шатуш, брондирование, балаяж, а также калифорнийский блонд.
Какими волосы будут в будущем? Фантазии кинематографа здесь ограничиваются двумя крайностями: это либо волосы ярких цветов с причудливыми укладками и аксессуарами, как в «Голодных играх», либо минималистичные, «прилизанные» причёски и волосы натуральных оттенков. Однако, скорее всего, их у нас не будет вообще, ну или очень мало — такое мнение на этот счёт у науки со времён Чарльза Дарвина, считавшего волосы рудиментом. Во-первых, у наших предков волосы были гораздо гуще, чтобы защищать их от непогоды, сейчас необходимость в этом отпала. Во-вторых, цвет волос начнет темнеть. Профессор Йельского университета Стернс уверен, что глобализация приведёт к усреднению черт внешности, а брюнетов и брюнеток в населении мира подавляющее большинство. В итоге можно прикинуть два варианта: редкие тёмные волосы либо их полное отсутствие. Надо заметить, что последний вариант был бы гораздо практичнее для вживления разных там чипов и микросхем. Будущее же.
Фотографии: 1, 2, 3 via Wikipedia, 4, 5 via Wikimedia Commons, Warner Bros. Television, Kim Kardashian West/Instagram