Красота«Face Paint»: Бестселлер
Лизы Элдридж об истории макияжа
Прочли книгу знаменитого визажиста и рассказываем, почему ее стоит проштудировать всем
«Я знаю, что многие ожидали увидеть сборник моих советов, но я всегда хотела написать именно про историю макияжа», — немного извиняющимся тоном говорит международный визажист Lancôme Лиза Элдридж в презентации своей первой книги «Face Paint». Лиза скромничает, а скорее, мудро воспринимает макияж шире, чем это привыкли делать: не как более или менее гармоничную мешанину красок на лице, но ремесло, искусство и маркер общественной мысли.
Вышедшая месяц назад «Face Paint» охватывает большой кусок обозримой истории: от Древнего Египта до сегодняшнего дня. Сюжет книги не линейный: по словам Лизы, она сначала думала выстроить все события в хронологическом порядке, но затем поняла, что интереснее и проще для читателя будет скомпоновать факты тематически. Так что в первой части книги визажист исследует историю применения трех главных цвета в макияже: красного, белого и черного. Этот фрагмент насыщен историческими справками и может немного утомить монотонностью рассказа, но стоит себя пересилить и сконцентрироваться на чтении: Лиза копает глубоко и анализирует не только немногочисленные изображения, оставшиеся от культур прошлого, но труды медиков и общественных деятелей вроде Овидия и Леонардо да Винчи. Список литературы занимает ровно 20 % тома, и другого такого скрупулезного и во всех смыслах доступного исследования темы сегодня не найти, кажется, нигде.
Вторая глава в основном посвящена самому главному для современной индустрии косметики периоду — прошлому веку. Большинство компаний, благодаря которым у посетителя любого магазина косметики разбегаются глаза от выбора, были созданы за прошлое столетие. Биографии их основателей, к счастью, можно вырисовать довольно четко, было бы желание. У Элдридж оно, очевидно, было: именно благодаря насыщенности текста мелкими, но человечными деталями, история XX века предстает в книге многомерной и захватывающей. В ней умещаются фотографии коллекции винтажных помад и пудр, личностные и деловые разногласия соперниц Элены Рубинштейн и Элизабет Арден и зарождение тех механизмов маркетинга, на крючок которых нас продолжают цеплять в 2015-м. Вместе с тем автор не слишком отвлекается на сплетни полувековой давности и не смещает фокус внимания с развития индустрии косметики. Иными словами, не халтурит.
Еще Лиза успевает классифицировать всю современную косметику по происхождению бренда, проследить эволюцию привычных нам средств вроде кайала и туши и немного рассказать об ингредиентах, открытие которых позволило производить всё более удобную и красивую косметику. Про ингредиенты Элдридж рассказывает почти преступно мало, но не спустя рукава — надеемся, потому, что визажист видит в этой теме потенциал для новой книги (что «Face Paint» будет не единственной ее литературной работой, она не раз намекала).
Особое внимание Лиза уделяет «музам макияжа». Врезки их биографий рассредоточены по всей книге, так что читатель в нужное время узнаёт и про танцовщицу XIX века Лолу Монтес, первую женщину, составившую сборник невредных рекомендаций для ухода за собой, и про Эми Уайнхаус, знаменитые стрелки которой Лиза называет таким же узнаваемым элементом стиля, как широкие брови Одри Хепберн и нарисованные ресницы Твигги. Внешнему виду знаменитостей Элдридж уделяет особенное внимание не только потому, что они задавали тренды. Многие звёзды прошлого века были технически подкованы не меньше тогдашних визажистов и лепили свой имидж самостоятельно. Лиза не поленилась поискать конкретные лайфхаки, так что если вы когда-нибудь задавались вопросом, почему Марлен Дитрих или Бетт Дэвис красились именно так, то теперь понятно, где про это читать.
Нельзя не заметить, что Лиза часто делает феминистские реверансы и отмечает, что на протяжении всей изученной ею истории именно мужчины диктовали стандарты красоты, под которые женщинам приходилось подстраиваться. И если сегодня такие вынужденные прогибы под общественное мнение чреваты разве что неуверенностью в себе или психологической травмой, то женщины прошлого жертвовали и физическим здоровьем: про свинцовые белила знают, кажется, все, а это далеко не единственная примочка, к которой приходилось прибегать. Впрочем, Лиза не влезает на броневик, спекулируя на острой теме, а с холодной головой анализирует исторические предпосылки сегодняшних стандартов и позволяет читателю самому сделать выводы — такой подход заслуживает ответного уважения.
«Людей, которые хотят попасть в индустрию красоты из-за денег или богемной жизни, всегда видно за версту: они разряжаются в пух и прах и ничего не делают. Штука в том, что настоящий визажист не наряжается, а работает, позабыв о своем внешнем виде и буквально стоя на коленях, — потому что его действительно увлекает процесс», — как-то сказала Элдридж в интервью Business of Fashion. По ее первой книге можно сказать то же: не то чтобы в компетенции или трудолюбии Лизы приходилось сомневаться, но «Face Paint» лишний раз демонстрирует, как сложна и полезна может быть работа в сфере красоты, которую скептики любят ругать за несерьезность и чуть ли не вредность.
Фотографии: Amazon