Смерть ей к лицу: герои прошлого в ароматах
Бьюти-редактор Арсений Загуляев — об ароматах имени Sex Pistols, Мэрилин Монро и Дягилева.
Сергей Дягилев
В сентябре выходит аромат, на который непременно стоит обратить внимание. Заказчик необычный: не Дом моды, а музей. Лондонский Музей Виктории и Альберта. Исполнитель именитый: Роха Дав, один из самых известных и авторитетных экспертов в области парфюмерии, основатель лондонской парфюмерной достопримечательности – салона The Roja Dove Haute Perfumery на шестом этаже Harrod’s. Аромат создан к открытию выставки Diaghilev and the Golden Age of the Ballets Russes 1909-1929, которое состоится 25 сентября. Посвящен он, естественно, ее главному герою. Назван просто Diaghilev.
Возникает резонное опасение: во что выльется этот Diaghilev project? Не отправится ли он в парфюмерный паноптикум, к недавно выходившим ароматам Чемпионата мира по футболу 2010 или города Лас-Вегаса?
Наверное, нет. В аромате есть интрига. Дав решил не заниматься импрессионизмом и не передавать языком «головы», «сердца» и «базы» загадочную русскую душу, а использовать Diaghilev как хороший повод представить свою интерпретацию шипра. Вот ее-то и будет интересно оценить.
При этом музейщики в официальном релизе проводят параллель между своим сотрудничеством с парфюмерным кудесником и прошлыми ретроспективами Вивьен Вествуд и сэра Пола Смита. Таким образом аромат нужно воспринимать не только дополнение к выставке, но и как самостоятельный арт-объект.
В памяти возникает ассоциация с ароматом Sillage de la Reine. Дело было пять лет назад. Франсис Кюркджан тогда зажегся идеей воссоздать духи Марии-Антуанетты, прочитав книгу историка Элизабет де Федо A Scented Palace: The Secret History of Marie Antoinette's Perfumer, рассказывающую о придворном парфюмере королевы. Премьера аромата состоялась на закрытой вечеринке в Версале. Первоначально флакон стоил около 2,5 тысяч долларов. Год спустя он стал более доступен и продавался через сайт Версальского дворца.
Возвращаясь к Diaghilev, важно отметить, что аромат станет ярким примером тенденции последних двух лет: в парфюмерии возникла мода на героев вчерашних дней. Им посвящают новые ароматы, ради них возрождают старые, их делают лицами рекламных кампаний.
Кампания Eau Sauvage в 2010 году
Dior и Ален Делон
Показателен шаг Parfums Christian Dior. Летом вышли обновленные версии Eau Sauvage и Eau Sauvage Extreme. Можно было найти для аромата молодое лицо. (Вспомним Miss Dior Cherie с Мариной Линчук – режиссерский дебют в рекламе Софии Коппола.) И не важно, что одно дело – веселенький девчачий аромат, а другое – один из лучших ароматов ХХ века, который изменил вектор развития парфюмерии и для которого Рене Грюо рисовал постеры, вошедшие в историю модной иллюстрации. Вполне возможно найти молодого французского актера – подходящие лица есть. Или не совсем молодого. Скажем, Венсана Касселя в пару к лицу осеннего Hypnotic Poison Eau Sensuelle Монике Беллуччи. Чем вам не «соваж» — дикарь, то есть?
Постеры Рене Грюо для Eau Sauvage
Однако поступили нестандартно и, надо признать, очень изящно: взяли фото Алена Делона, сделанное в Сен-Тропе в год запуска оригинального Eau Sauvage. То есть, 54 года назад. Примечательно, что оригинал фото Жан-Франсуа Перье снимал на цветную пленку, но для кампании снимок перевели в ч/б. Вероятно, для большей винтажности и выразительности. Для ролика использовали кадры Делона из «Бассейна» 1969 года. При этом на презентациях аромата не просто выставляют портрет и крутят ролик. Дедушка ездит сам. В апреле он был в Москве: выходил на сцену Малого театра и ужинал в ресторане «Большой».
Кампания Paris Hilton Tease
Пэрис и Мэрилин
Пожалуй, еще более курьезный пример обращения к прошлому подала Пэрис Хилтон. У нее уже солидное партфолио с десятком парфюмов. Чаще всего каждый следующий посвящается либо себе самой (Just Me, Heiress и т.п.), либо сказочным героям. Музой ее нового аромата Tease стала Мэрилин Монро. В отличие от Dior Пэрис не стала брать старые фото своего идола, а сама снялась в ее образе – накрутила локоны и довела блондинистость до пергидрольности.
Sex Pistols
12 июля во французской сети Sephora начались продажи Le Parfum de Sex Pistols от L’Etat Libre d’Orange. Ударение, очевидно, по-французски, на последний слог, так что читайте «Секс ПистОльз». Невольно затаишь дыхание, опасаясь, чем же пахнёт на тебя панковский парфюм. Вроде все прилично, даже буржуазно. Скоро на полки той же Sephora загрузят и свежие флакончики Le Parfum de Josephine Baker.
Creed Windsor
Creed и Эдуард VIII
В прошлом году тоже обнаруживаются примеры ретро-тенденции. Дом Creed восстановил аромат, который готовился в 1936 году к вступлению на трон Эдуарда VIII. В то время, помня о репутации молодого принца как законодателя мод и денди, парфюмеры постарались на славу. Было решено собрать в композиции ингредиенты со всей «империи, над которой не заходит солнце». Так и возник необычный коктейль Windsor из сосны, лайма, розы, кедра, эвкалипта и джина. Название происходит от того, что Эдуард, как известно, пробыл королем недолго, отрекся от престола в пользу брата и стал герцогом Виндзорским.
Greed by Francesco Vezzoli
Франческо Веццоли и Марсель Дюшан
По созвучию с Creed назвал свой парфюмерный проект-мистификацию художник Франческо Веццоли, прославившийся римейком на «Калигулу» Тинто Брасса в декорациях Versace. В феврале 2009 года в римском отделении галереи Gagosian прошла его выставка, на которой главным экспонатом стал флакон не существующего в природе аромата Greed. Веццоли явно цитирует Дюшана. Еще в 1921 году тот вместе с Ман Реем придумал новый объект искусства – некий аромат Belle Haleine: Eau de Voilette. Провокаторы взяли флакон реально существующего аромата Un air embaume от Rigaud и наклеили на него свою этикетку.
Марсель Дюшан в образе Рроз Селяви (1921). Фотограф Ман Рэй
«Лицом» стал сам Дюшан, который переименовал себя в Рроз Селяви и предстал перед объективом Мана Рея в кокетливой шляпке, платье с рюшами и с томно подведенными глазами. Уникальный флакон сохранился до наших дней. Его приобрел Ив Сен-Лоран. После смерти кутюрье арт-объект был выставлен на торги аукционного Дома Christie's в феврале 2009 года. Веццоли не только сам сфотографировался в «мейке» под Дюшана, но и придумал для аромата рекламные постеры с черно-белыми фото художниц модернисток (самые эффектные – с плачущими Тамарой де Лемпицка и Евой Гессе), а также заказал Роману Полански рекламный ролик Greed с участием Натали Портман и Мишель Уильямс.
Означают ли все эти примеры, что вектор парфюмерии теперь направлен в прошлое и что парфюмерия превращается в этакое dead poet’s society? Конечно же, нет. Ныне живущие, здравствующие и активно действующие знаменитости как выпускали свои именные линии ароматов, так и продолжают это делать. В доказательство просто приведу список тех, у кого уже вышли или еще выйдут новинки в этом году: Дженнифер Анистон, Мэри Джей Блайдж, супруги Бекхэмы, Мэрайа Керри, Кейт Мосс, Дженнифер Лопес, Сара Джессика Паркер, Джессика Симпсон, Брюс Уиллис…
Все дело в том, что сейчас ароматов выпускается так много и представляются они так часто, что каждому из них нужна своя оригинальная подача. А значит, для всех место найдется. Аромат от современной звезды задумывается как фильм-блокбастер. А аромат от героя вчерашних дней — для парфюмерии примерно то же, что байопик для кинематографа.
|
Когда проходит презентация очередных духов или крема, ведущий говорит «Dear Ladies...», обводит помещение глазами, делает паузу и с удивлением добавляет: «…and Gentleman». Единственным джентльменом в компании бьюти-редакторов, как правило, оказывается Арсений Загуляев из журнала Fashion Collection. |