Тенденция«Цвет — это то, что нам нужно»: Триумфальное возвращение «арт-окрашивания»
Что нужно знать о технике и как её повторить
За последние несколько лет в бьюти-сферу триумфально вернулись сразу несколько знаковых стрижек и окрашиваний 90-х и нулевых: короткая чёлка, стразы в волосах, красные оттенки и двухцветное сочетание. Теперь на очереди, возможно, не самая очевидная, но точно самая яркая тенденция декады — арт-окрашивание. Рассказываем, как необычная техника вновь набирает популярность, кто создаёт арт-причёски и как повторить такую дома.
С чего всё началось
Окрашивать волосы люди начали ещё в древние времена — первые упоминания рецептов красящих косметических средств были сделаны ассирийскими травниками в 2177 году до нашей эры. Тогда в ход шло всё подряд: растения, хна, лук-порей, минералы и даже насекомые.
Первый химический краситель появился лишь в XX веке: химик Эжен Шуллер в 1907 году создал нетоксичную краску для волос, после чего окрашивание быстро вошло в моду. В 1930-е впервые появился культовый термин — «платиновый блонд», который сейчас больше ассоциируется с актрисой Мэрилин Монро, но на самом деле был популяризирован благодаря фильму «Платиновая блондинка».
Позже, в семидесятые, из-за роста популярности альтернативных культур и их самобытных адептов необычные окрашивания всё больше входили в моду. В 80-е экспериментировать с яркими оттенками и необычными техниками было уже в порядке вещей и всё чаще яркие цвета стали встречаться, например, в причёсках звёзд поп-сцены — Мадонны и Синди Лопер.
Искать броские окрашивания 90-х и 2000-х лучше всего на архивных снимках вроде тех, что снимал фотограф Филипп Миллер на рейв-вечеринках в Швейцарии; или в более личных архивах, как у дизайнера Джереми Скотта. И хотя в эти декады на пике был скорее блонд в стиле Памелы Андерсон или Пэрис Хилтон, нежели разноцветные причёски, многие знаменитости всё же пробовали экспериментировать с образами. Так, розовый цвет закрепился за певицами P!nk и Гвен Стефани, красный — за моделью Сибил Бак. В бьюти-авангарде была рэп-исполнительница Лил Ким, оды причёскам которой модные издания поют до сих пор. Её парики всех оттенков радуги с цветными прядями или кончиками, а также знаковые причёски с логотипами известных марок можно назвать предтечами актуальных сегодня тенденций.
Амбассадором же именно арт-окрашивания, с которым бьюти-энтузиасты активно экспериментируют в последние годы, был американский баскетболист Деннис Родман. Голова неоднозначного спортсмена пережила разные метаморфозы: на ней появлялись трибьют товарищу по команде, смайлики, красная лента — символ борьба со СПИДом, логотип баскетбольного клуба «Чикаго Буллз», жёлтый маппет Берт из шоу «Улица Сезам» и просто оригинальные узоры. В начале 2022 года бывший баскетболист даже выпустил серию NFT под названием «Парикмахерская Родмана», посвящённую его культовым причёскам.
Варианты арт-окрашивания и кто его продвигает
Сегодня можно без труда найти массу вариантов арт-окрашиваний — от экспериментальных до минималистичных. Финальный результат зависит только от желаний клиент_ки и способностей того, кто будет красить. Стилист студии Cut’n’Shout Даша Мишина приветствует тенденцию, потому что ей, как парикмахеру, постоянно интересно изучать новое и выходить за рамки своих возможностей, а популярная техника идеально подходит для этих целей. «Арт-окрашивание — это крутая возможность воплотить идеи, которые раньше казались недоступными. К тому же эта техника даёт ещё больше возможностей для персонализации — можно получить максимально неповторимый, индивидуальный результат, подходящий только твоему образу», — считает Даша.
По мнению стилиста, арт-окрашивание хоть и популярно сегодня, но его нельзя считать массовой историей. Во-первых, арт-окрашивание сложно назвать носибельным. Бывают исключения, но подавляющее большинство работ требует перманентного наблюдения и коррекции, а далеко не у всех есть возможность регулярно посещать салон, долго сидеть на окрашивании и в целом постоянно носить яркие образы. К тому же если окрашивание выполнено на длинных волосах, то некоторые рисунки могут выглядеть красиво исключительно в статике, но не в движении. «Думаю, сама тенденция, её адепты и воплощения действительно сейчас популярны и многим нравятся, но при этом людей, которые сами готовы попробовать что-то подобное, не так уж и много», — добавляет Мишина.
В соцсетях арт-окрашивание сейчас принимают с радостью: яркие работы постоянно выбиваются в рекомендации, а мастера, работающие с этой техникой, стремительно набирают аудиторию. Так, берлинская стилистка Янина Зайс стала известна именно благодаря своим необычным работам. Трайбл, реалистичные рисунки, узнаваемые символы, флаги и разнообразные абстракции — Зайс рисует на головах людей буквально всё. Девушка работает в бьюти-индустрии уже более десяти лет и в какой-то момент заскучала делать одно и то же изо дня в день. По словам Янин, она всегда чувствовала, что должна делать что-то более креативное и отличное от классических причёсок и макияжа. В 2018 году она встретила художника Тома Галле, который попросил девушку сделать её первый рисунок на волосах, — тогда-то всё и закрутилось. Зайс рада, что арт-окрашивание сейчас набирает популярность, и считает, что оно на самом деле универсальнее, чем кажется. «Вам не нужен определённый цвет волос для этой тенденции, потому что аэрограф и спрей-краска сделают своё дело и рисунок будет видно на волосах любого цвета. Вы можете играть с оттенками временных средств, потому что они сохранятся лишь до следующего мытья головы», — говорит стилист. По мнению Зайс, арт-окрашивание может быть не только красивым, но и говорящим. Так, девушка нередко размещает на головах своих клиент_ок надписи-заявления и призывает других использовать причёску в качестве «платформы выражения политических сообщений», привлекая внимание окружающих к важным темам.
Помимо Зайс, в соцсетях амбассадором арт-окрашивания можно назвать и стилистку из Лос-Анджелеса Жаклин Бибер. При изучении её работ начинает казаться, что девушка и правда работает на холсте, а не на волосах: рисунки детализированы, в них много элементов, сочетаний цветов и декоративных деталей вроде страз. Также модные медиа, говоря об арт-окрашивании, часто упоминают мастерку Джанин Кар. Девушка работает преимущественно с короткими стрижками — альтернативный ёжики она делает с 2016 года. За это время Джанин не только в совершенстве освоила привычные техники арт-окрашивания, но и стала практиковать метод выбривания рисунков. Ещё из интересного — перед нанесением картинки на волосы Джанин сначала рисует её на бумаге. Это помогает ей добиться максимально точного результата и обсудить с клиентом все детали работы.
Помимо личных профилей мастеров, советуем искать вдохновение для причёсок и в аккаунтах бьюти-студий. Например, популярной британской сети Bleach London или студии OOO-ing, базирующейся на Тайване. Кстати, обратите внимание и на аккаунт сооснователя последней студии — стилиста Мэй, который выкладывает в профиль необычные и самобытные работы.
Вообще, арт-окрашивание — «фишка» мастеров из Азии, ведь оно было популярно в некоторых регионах ещё в 1990-е годы. Сегодня стилисты, преимущественно из Китая и Японии, придумывают бесчисленные вариации ярких дизайнов: от минималистичных точек до нарисованных портретов. Такой стиль работ китайский мастер Исаак Ю называет «организованным хаосом». Он отмечает, что в Китае арт-окрашивание уже давно пользуется популярностью и в ближайшем будущем необычные сочетания будут доминировать. «Я с большим удовольствием наблюдаю, как эта тенденция становится всё более радужной. Я создал много подобных ярких образов для своих друзей. Это весело и оптимистично: цвет — это то, что нам нужно, чтобы размышлять о прошлом и приветствовать будущее», — говорит стилист.
Как повторить
Если речь идёт о тёмных, не осветлённых волосах и вам нужна разовая арт-причёска на выход, то стилист Даша Мишина советует попробовать сделать её баллончиком. «Если это ёжик, который потом будет не жалко сбрить, окрашивание в теории можно делать разного рода баллончиками — многие блогеры и стилисты экспериментируют со средствами. Но я всё же не рекомендую красить волосы неспециальными продуктами для волос. Непрофессиональные средства лучше наносить на парики или трессы», — делится стилист.
Даша добавляет, что если у вас натуральный блонд, то вы также можете работать с баллончиками, но нужно быть более внимательными. Обязательно читайте отзывы на продукты, так как некоторые из них могут остаться на волосах чуть дольше, чем вам бы того хотелось, — часто бывает, что они не смываются с первого раза. Ещё Мишина рекомендует использовать «пастель» для волос, чтобы, например, делать абстрактные пятна: «Только держите в голове, что пастель легко смывается с тёмных волос, а вот на блонде — натуральном или ранее осветлённом — может „застревать“».
Вместе с баллончиками лучше использовать трафареты — их без труда можно заказать на маркетплейсах или вырезать самостоятельно в зависимости от того, какой результат вам нужен. Ещё можно запастись кисточками: предварительно распрыскивать краску на палитру, а потом с помощью кистей рисовать. «Обычной краской я это делать не рекомендую, потому что велик риск её потом не смыть. Дополнять финальный образ можно разными деталями, например стразами или глиттером (подойдут даже продукты для лица на гелевой основе)», — отмечает Мишина.
Что касается окрашивания не на один раз, то Даша советует позаботиться о базе для окрашивания заранее и сходить для этого в салон. «Лично я не рекомендую обесцвечивать волосы самостоятельно, поскольку это многоступенчатый процесс, для чёткого контроля которого нужно быть парикмахером, иметь опыт, насмотренность, понимать, как работают продукты, знать химические реакции, — говорит стилист. — Это сложный процесс, который может получиться дома успешно, а может окончиться фатально. Бесплатные гайды из интернета никогда не дадут вам всю нужную информацию, которой владеет опытный мастер». После профессионального обесцвечивания уже можно самостоятельно с помощью прямых либо оксидативных красителей, баллончиков или пастели для волос творить на волосах от руки или используя трафареты.
Стилист рекомендует для арт-окрашивания использовать исключительно прямые пигменты, без красителей, которые смешиваются с оксидами: «Красители, которые смешиваются с оксидами, не дают наглядный результат. Прямые пигменты не будут меняться на волосах, вы будете чётко понимать, как наносить продукт. Изначально у краски цвет нейтральный — белый, светло-бежевый, светло-жёлтый, — а после нанесения она темнеет, окисляется, и из-за этого можно где-то нанести мало продукта, а где-то переборщить и получить некрасивые пятна».
Что касается длины волос, то если у вас ёжик, он должен быть достаточно коротким, поскольку чем длиннее ворс, тем сложнее по нему рисовать. Даша Мишина отмечает, что на длинных «ёжиках» лучше рисовать баллончиком и с трафаретом, ещё краску можно загружать в пульверизатор или аэрограф, разводить с водой, либо сразу брать жидкие пигменты, похожие по консистенции на тональный крем.
«На мой взгляд, чем более графичную задачу вы перед собой ставите, тем выше вероятность, что ничего хорошего не получится без художественного опыта. Детализированные рисунки или сложные психоделические узоры как на длинных, так и на коротких волосах, выполняются обычно кистью, и это очень напоминает то, как работает художник на холсте. Поэтому если у вас нет похожего опыта, а ваша цель — добиться графичности и перспективы, то лучше либо сделать трафареты и отработать баллончиком, либо выбрать что-то попроще», — делится стилист. Например, Даша советует обратить внимание на абстракции, которые легко исполнить. Главное выбрать цвета, которые при смешивании не будут давать грязь — это можно отдельно проверить на палитре с красками. Так, очень хорошо экспериментировать с пастелью, а после, если хочется больше контраста и деталей, можно нанести другие цвета дополнительно. Мишина не рекомендует работать с диаметрально противоположными оттенками, которые в цветовом круге стоят напротив друг друга: «Такие цветовые пары называют „нейтрализующими“, к ним относят жёлтый — фиолетовый, оранжевый — синий, красный — зелёный. Если поставить рядом эти цвета и они вдруг потекут друг на друга, то вместо арт-окрашивания вы получите месиво».
Сама Даша любит использовать при работе с арт-окрашиванием аэрограф и призывает его не игнорировать, если есть такая возможность. «Ещё я довольно неплохо рисую, и, например, одна из недавних работ, которую я делала для блогера Даши Худи, была нарисована практически вся от руки», — делится Мишина и советует использовать любую фактуру, которая вам нравится. Кисточки, стемпы, губки, можно даже брать растения: например, засушить лист папоротника и с помощью аэрографа перенести его на волосы. «Ищите вдохновение везде и не бойтесь экспериментировать, поскольку в арт-окрашивании даже ошибка может послужить вдохновением. Главное, если у вас нет опыта, лучше не цепляться за один референс, а также пробовать сначала работать на искусственных волосах по возможности», — говорит стилист.
ФОТОГРАФИИ: Imdb, Rakuto / соцсети, Jacqueline Bieber / соцсети, Janine Ker / соцсети, Tomikono wig / соцсети