Тенденция«Ни к чему не обязывает»: Как неряшливый неконвенциональный макияж попал в тренды
Есть лишь одно правило — никаких правил
Рекомендации социальных сетей, рекламные кампейны, модные шоу и выходы инфлюэнсеров дают ясно понять, что скоро самым актуальным трендом в бьюти-индустрии может стать нарочито небрежный макияж. Издания уже пишут эпитафии бьюти-перфекционизму, визажисты всё чаще делают выбор в пользу неидеальных форм и экспериментов, и это стремительно подхватывают герои и героини массовой культуры.
Мы решили выяснить, чем вдохновлён этот тренд, почему индустрия красоты предлагает нам отказаться от «идеальной идеальности» в образах и как можно адаптировать небрежный макияж сегодня.
С чего всё началось
Одна из первых ассоциаций, возникающих в связи с сегодняшней тенденцией на небрежный макияж, — гранжевые образы 90-х. Сформировался знаковый стиль благодаря музыкальному направлению, появившемуся в конце двадцатого века в американском городе Сиэтл. Музыканты, игравшие альтернативный рок, которому было свойственно «грязное» и неидеальное звучание, часто выходили на сцену в том, что носили в повседневной жизни, — так они были максимально честны со своей аудиторией, не пытались возвышаться над ней и выдавать себя за тех, кем на самом деле не являлись. Неряшливые образы, которые можно было повторить, просто сходив в ближайший секонд, быстро оценили поклонники нового поколения музыкантов. Объектами подражания и копирования стали те самые герои и героини сцены — например, музыканты Курт Кобейн, Ким Гордон и Кортни Лав. Небрежно размазанные тени, нарочито неровный контур, «грязные» цвета — всё это сначала стало неотъемлемой частью образов фанатов гранжа, а неизбежно после — и поп-культуры. В итоге гранж разобрали на цитаты — в кино, на подиумах и в бьюти-индустрии.
Особую роль в популяризации небрежного макияжа сыграл известный визажист Кевин Окоин. Бьюти-первопроходца и визионера, творившего наперекор тенденциям и привычным установкам, Окоина называют той самой «звёздной альтернативой» в мире макияжа. Визажист, работавший с моделями Кейт Мосс и Сидни Кроуфорд, певицами Шер и Кортни Лав, во многих смыслах был первым: первым выщипал брови Кейт Мосс и сделал те самые «ниточки» на лице трендом, адаптировал контуринг для повседневной жизни, ушёл от сложносочинённых образов к естественным и продвигал небрежные смоки-айз. Раз за разом Кевин доказывал бьюти и фэшн-индустрии, что актриса Гвинет Пэлтроу может появиться в объективе с размазанной по векам тушью, мейк актрисы Вайноны Райдер для обложки Allure можно сделать эффектным, просто растушевав подводку ватной палочкой, а модели Наоми Кэмпбелл, Шалом Харлоу и Линда Евангелиста могут выйти на подиум с неидеальными смоки-айз и всё равно сразить всех.
В следующее десятилетие тенденции в бьюти-индустрии менялись одна за другой. О когда-то альтернативном стиле и макияже вновь вспомнили ближе к середине нулевых, в частности, благодаря популярному сериалу «Skins» и образу героини Каи Скоделарио — Эффи Стонем. Её тёмный, нарочито неряшливый макияж до сих пор вдохновляет многих людей на эксперименты с косметикой. Однако едва ли экранный неидеальный макияж в тот период мог составить серьёзную конкуренцию другим востребованным сценическим образам — Spice Girls, Пэрис Хилтон, Бритни Спирс или Кристины Агилеры.
К тому же, как справедливо замечает The Guardian, в последние десятилетия у макияжа появилась и политическая сторона. Косметика была призвана сделать женщин привлекательнее, замаскировать неровности, скрыть «недостатки», превратив в более совершенную версию себя. И хотя макияж — часть нашей частной жизни, но и на неё в конечном счёте стали влиять общественные стереотипы и даже государство, до сих пор в некоторых странах диктующее, как женщины должны выглядеть. Однако в последние годы благодаря новому поколению инфлюэнсеров, расцвету активистских движений, в частности бодипозитива, и продвижению разнообразия идея скрывать свою индивидуальность за бездушным однотипным макияжем в погоне за «идеальной идеальностью» постепенно стала изживать себя.
Как небрежный макияж вновь стал модным
В последние месяцы обсуждения в духе, «почему мы все хотим выглядеть небрежно» и «как бьюти-индустрия прощается с перфекционизмом», стали звучать всё чаще. С одной стороны, на это повлияли инфлюэнсеры вроде актрисы и модели Джулии Фокс. В январе она вместе с рэпером Канье Уэстом дебютировала на Неделе моды в Париже и, помимо эффектного бюста Schiaparelli, акцентной деталью в её образе стал макияж, а именно объёмные, нарочито неряшливые чёрные стрелки, которые одних ужаснули, а других вдохновили снимать тьюториалы. С последним, кстати, Фокс и сама справилась на отлично, выложив инструкцию, как быстро повторить те самые fox eyes. И хотя этот приём трудно назвать новаторским, инфлюэнсерка так умело адаптировала его под себя, что теперь тёмные мазки на глазах ассоциируются именно с ней.
С другой стороны, есть и бьюти-индустрия, чьи мастера стали всё чаще делать выбор в пользу небрежных образов. Так, Томас де Клайвер, визажист Gucci, уже давно доказывает — время абсолютного перфекционизм в бьюти прошло. В его инстаграме (соцсеть принадлежит компании Meta, деятельность которой запрещена в России. — Прим. ред.) можно найти множество примеров тех самых неидеальных мейков: от неряшливо растушёванных по лицу теней до буквально размазанного по лицу макияжа. Не менее эффектно продвигают тенденцию на небрежность в бьюти и другие визажисты: Исамайя Ффренч, Джезз Хилл, Иоланда Дор, Дэниел Саллстром.
Кроме того, по мнению Dazed, на популярность неряшливого макияжа повлиял и выход второго сезона «Эйфории», над образами которого работала визажистка Дониэлла Дэви. Так, в продолжении сериала образы героев и героинь заметно смягчились, получили больше лёгкости и свободы: вместо графичных стрелок, скопления страз и множества акцентных деталей Дэви использовала более простые формы и мягкие оттенки. Сама она назвала новую версию экранного макияжа более «интровертной». Влияние «Эйфории» на бьюти-индустрию чем-то даже напоминает популярность «Skins» в середине нулевых. Только в отличие от поклонников однотипных смоки-айз Эффи, сегодня у зрителей шоу HBO куда более широкий выбор ролевых моделей для бьюти-экспериментов.
Есть ли будущее у небрежности
Неудивительно, что в эпоху «достигаторства» многие из нас перестали делать что-то просто так. Зачем вообще подступаться к макияжу, если не получается с первого раза сделать идеальные стрелки, кожа не выглядит словно отретушированная, а финальный образ совсем не похож на референс? И всё же заметно, как постепенно девиз «либо идеально, либо никак» перестаёт быть актуальным и отношение к пробам и ошибкам в разных сферах меняется. «Сейчас бьюти-индустрия движется в сторону простоты, игры, отсутствия каких-то правил, поощрения экспериментов и исследования себя. Я хорошо отношусь к тенденции на небрежный мейк и считаю, что она помогает переосмыслить функцию макияжа, сделать его менее серьёзным и для кого-то менее сложным», — делится визажист и автор телеграм-канала «Что у нас по бьюти?» Юлия Рада. По её мнению, в процессе нанесения косметики важно получить удовольствие от себя, в этом и заключается терапевтическая функция макияжа. «Знаю по себе, что иногда классно просто что-то намалевать на себе, не относясь к этому серьёзно, забыв про все правила. Отпустите все предрассудки и сделайте то, что просит душа, с одной лишь целью — получить от этого удовольствие», — отмечает Юлия.
Приветствует тенденцию на неидеальный макияж и визажист Полина Нагорных: «Мне кажется, что этот тренд связан с общим курсом индустрии последних лет: это и бодипозитив, и принятие себя, и свобода самовыражения, и ценность индивидуальности. Думаю, все устали от идеальных инстамакияжей, выверенного тяжеловесного глэма, где каждый волосок в бровях прорисован, идеально растушёван скульптор на скулах, обязательно приклеены накладные ресницы. Сегодня такой макияж смотрится тяжеловесно и старомодно».
Небрежность — слово с отрицательной коннотацией, будто подразумевающее, что вы делаете что-то без уважения. Однако небрежный макияж как раз про уважение — к своим желаниям, своей индивидуальности, своему времени. Полина Нагорных считает, что популярность как бы незавершённого макияжа связана ещё и с тем, что наш ритм жизни постоянно ускоряется и в нём нет уже места сложносочинённым образам, которые требуют так много времени для подготовки. «Бьюти-индустрия как будто просит нас относиться проще к себе. Мне кажется, все устали видеть одно и то же красивое кукольное лицо, нарисованное на разных людях, поэтому сейчас так актуален тренд на небрежный макияж, который не отнимает много времени, делается для удовольствия, а не для того, чтобы выглядеть сногсшибательно», — рассуждает визажист.
Что касается жизнеспособности небрежных образов, то, по мнению Юлии Рады, у них есть все шансы войти в массы. «Не стоит воспринимать такой мейк исключительно как вариант для вечеринки. Нужно избавляться от установок и иногда в какие-то ежедневные образы добавлять интересные, небрежные детали. Особенность неидеального макияжа в том, что он ни к чему вас не обязывает и его можно носить куда угодно», — делится визажист. Сейчас Юлия живёт в Дубае и рассказывает, что местные инфлюэнсерки красятся в основном сами и предпочитают именно небрежный макияж. «Когда ты видишь, что человек сделал макияж за две минуты, не прилагая особых усилий, но при этом он смотрится так модно и круто, то просто не перестаёшь восхищаться и бесконечно вдохновляешься», — рассказывает Юлия.
Небрежный макияж чем-то напоминает практику свободного письма, когда вы в произвольном формате выплёскиваете на бумагу слова, образы, идеи. Главное в этом занятии — эмоции от процесса, а не финальный результат. По мнению Полины Нагорных, прелесть макияжа в том, что это своего рода игра, в которой нет правил: «Каждый день ты решаешь, кем будешь сегодня, что подчеркнёшь и что будешь транслировать через свой образ миру». Визажистка считает, что неидеальный макияж уже может составить конкуренцию детально продуманным образам. И если ещё пару лет назад размашистые грязные стрелки, нарисованные кончиком кисти для туши, воспринимались как нечто смелое и «артовое», то сегодня такие мейки уже поселились в трендовых рекомендациях.
Как повторить
Главный совет, который вам даст, наверное, любой визажист: чтобы сделать классный небрежный макияж, не бойтесь экспериментировать. «На то это и неидеальный макияж, чтобы исключить все правила. Избавьтесь от установок вроде „сначала нужно подготовить идеальную кожу и только затем приступать к глазам“. Да вообще всё равно! Забейте на правила и попробуйте поиграться. Даже если в итоге получится грязно и покажется, что вы переборщили, просто что-то уберите или смойте всё и начните заново. А можно вообще пробовать и так походить, возможно, вам даже понравится», — советует Юлия Рада.
Если же вы пока не готовы примерять на себя «экстремальные» варианты, то визажист рекомендует попробовать начать с единичных элементов: не делать всё сразу — и губы, и глаза, и кожу — небрежным, а попробовать выбрать что-то одно. Например, нанести румяна на какие-то необычные места или не красить ресницы, а просто нанести цветные тени. Что касается косметических средств, то Юлия советует использовать для небрежного макияжа буквально всё, что вы найдёте у себя в косметичке: «Неидеальный макияж даёт возможность переосмыслить использование продуктов, которые у вас есть. Я сама периодически делаю так: смотрю, чем давно не пользовалась, и экспериментирую».
Полина Нагорных отмечает, что как бы незавершённый макияж можно не докручивать до подиумного, театрального, неносибельного варианта, который долго не прослужит. Вместо этого можно расставлять акценты: например, много раз прокрасить ресницы тушью и слепить их, чтобы получился кукольный взгляд с отсылкой к Твигги; добавить цвет на веки, при этом не делать аккуратную тушёвку, а просто мазнуть тени или кремовый пигмент на веки; растушевать помаду вместо того, чтобы наносить её идеально по контуру; добавить цвета на щёки и на веки, сделав мономакияж одним продуктом.
«Нужно понимать, что макияж не требует всегда детальной проработки. Когда я крашусь сама или когда преподаю, то часто транслирую идею о том, что каждое ваше движение, каждое новое средство, которое вы добавляете, должно быть для чего-то. Прежде чем что-то сделать, спросите себя, а нужен ли мне этот продукт здесь и сейчас, нужно ли для этого конкретно кадра или образа красить губы или они хороши сами по себе?» — рекомендует Полина.
По мнению визажиста, классические приёмы и техники никуда не исчезнут и запрос на стрелки, графичные губы, бронзовую кожу, смоки-айз будет всегда. Однако небрежный подход может добавить в привычные образы воздуха и лёгкости. Полина советует попробовать использовать в макияже текстуру металлик, крупные объёмные элементы, например стразы, небрежный мазок цвета. Непроходящий тренд — разные вариации смоки-айз, которые можно сделать небрежными, используя чёрный карандаш, тени, лайнер. «Подстраивайте макияж под себя, смотрите, что идёт конкретно вам, не доводите его до идеала, оставляйте ощущение незавершённости, это и будет делать образ модным и лёгким», — добавляет Полина.
ФОТОГРАФИИ: HBO, Jezz Hill, Полина Нагорных, Marika D’Auteuil, Thomas de Kluyver, Isamaya Ffrench