Мнение«Я не узнаю себя»:
Почему интервью Линды Евангелисты о проблемах
с телом — важное событие
Что случилось с моделью и что она будет делать дальше
Героиней нового выпуска журнала People стала Линда Евангелиста. Супермодель появилась на обложке журнала впервые после процедуры криолиполиза, которую называют неинвазивной заменой липосакции. Евангелиста сделала её больше пяти лет назад, но это воздействие не прошло для её организма бесследно. У супермодели появились осложнения: жировые ткани не только не исчезли, но и увеличились в размерах. Хирургические операции не помогли устранить последствия криолиполиза, так что теперь они необратимы.
Последствия криолиполиза обернулись проблемами не только для физического, но и психического здоровья: у Евангелисты диагностировали депрессию, а сама модель оказалась в домашнем заточении. Теперь же Линда решила открыться: «Я больше не могу так жить, прятаться и стыдиться. Я просто не могу больше жить в этой боли. Я наконец-то хочу высказаться», — сказала она в интервью еженедельнику.
антон данилов
Карьера Линды Евангелисты, как и других супермоделей девяностых годов, началась с лёгкой руки Питера Линдберга. Знаменитый фотограф из Германии в 1988 году снял Наоми Кэмпбелл, Татьяну Патиц, Кристи Тёрлингтон, Синди Кроуфорд и Линду Евангелисту на одном из пляжей Калифорнии. Кадр из той фотосессии появился на обложке январского выпуска американского Vogue в 1990 году, словно знаменуя «эпоху супермоделей», как часто в модной прессе называют ушедшую декаду.
Линда Евангелиста родилась в Канаде, её родители туда эмигрировали из Италии. Её модельный типаж отличался невероятной по тем временам гибкостью, за что её даже прозвали «хамелеоном»: казалось, что Евангелисте пойдёт любой образ, любое амплуа, которое для неё придумают стилисты и фотографы. Евангелисту называли одной из самых ярких моделей знаменитой шестёрки; ей принадлежит знаменитая фраза про кровать и 10 тысяч необходимых долларов, чтобы с неё встать. В видео на песню Джорджа Майкла «Freedom» она появляется первой из когорты супермоделей девяностых, вокруг неё же и строится визуальный ряд видео.
Карьера Линды Евангелисты прерывается в 2016 году, когда супермодели был пятьдесят один год: тогда она вместе с Кристи Тёрлингтон и Наоми Кэмпбелл в последний раз снялась в кампании в поддержку исчезающего вида слонов. Летом 2017 года Донателла Версаче для очередного показа её бренда пригласила супермоделей девяностых, среди которых не было Линды. Чуть позже в интернете начали появляться снимки уличных фотографов, а под ними — оскорбительные комментарии о весе и фигуре Евангелисты. В инстаграме самой Линды долгое время были лишь архивные кадры, цитаты и размышления модели о филантропии, пока она сама осенью 2021 года не рассказала о последствиях криолиполиза. «Я стала, как писали СМИ, „неузнаваемой“», — написала она.
Я стала, как писали СМИ, «неузнаваемой»
Что такое криолиполиз, последствия которого повлияли на Линду Евангелисту? Механизм этой процедуры относительно простой: специальный аппарат разрушает жировые клетки в организме под воздействием низкой температуры. Этот метод коррекции фигуры разработали в 2008 году: его создатели наблюдали за тем, как дети едят мороженое, после чего брали у тех анализ в том месте, где кусочек десерта соприкасался с кожей. Так они выяснили, что жировая ткань внутри воспалялась, в то время как сама кожа оставалась целой. Конечный вывод всего исследования — это легитимное предположение, что жир чувствителен к холоду. Процесс разрушения назвали «индуцированный холодом жировой некроз».
В 2010 году технология криолиполиза получила название CoolScoolpting и заодно сертификацию американского Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов. В мире провели миллионы процедур криолиполиза, но безопасны ли они? По имеющимся данным, да, это довольно безопасно. После процедуры криолиполиза может появиться небольшое покраснение на коже, отёчность, небольшая боль, но большинство из последствий проходит в течение месяца. У криолиполиза есть противопоказания — в первую очередь это беременность и лактация, крупные рубцы на месте воздействия, экземы и дерматит. При этом криолиполиз очень эффективен: за одну процедуру объём жира в обрабатываемой области может снизиться до 40 процентов, но в среднем это 20–25 процентов.
Побочный эффект от процедуры, который проявился у Линды Евангелисты, называется парадоксальной (аномальной) жировой гиперплазией (paradoxical (abnormal) adipose (fat) hyperplasia, PAH). ПЖГ означает, что в месте воздействия жировые ткани не исчезли, а, наоборот, выросли в размерах. Этот побочный эффект очень редкий: по данным исследования, собранного из почти 9 тысяч процедур у 2 тысяч человек, ПЖГ встречается с вероятностью от 0,05 до 0,39 процента (что, тем не менее, выше заявленных производителем 0,025 процента). Как считают пластические хирурги, его легко исправить — правда, для этого придётся согласиться на обычную липосакцию.
Всё это мало успокоит Линду Евангелисту, которая столкнулась с самым редким последствием этой бьюти-процедуры. Сначала модель пыталась исправить тело липосакцией. Она договаривалась с представителями компании Zeltiq — владельцем прав на CoolScoolpting, что те оплатят ей услуги пластического хирурга. Компания выдвинула встречное требование и попросила подписать соглашение о неразглашении. Евангелиста отказалась и оплатила операцию сама, которая — так тоже бывает — не помогла ей; последствия криолиполиза не исчезли. После этого Евангелиста подала против компании иск на 50 миллионов долларов: так она и её адвокаты оценили вред для физического и психического здоровья от неудачного криолиполиза.
В интервью People Линда Евангелиста описывает себя как «навсегда деформированную» и «жестоко изуродованную». Жир в её теле теперь собирается кусками — Евангелиста рассказывает, что из-за этого она почти не может ходить без компрессионного белья. Из-за ПЖГ пострадала и её осанка. «Я не думаю, что дизайнеры захотят одевать меня. Я не смотрюсь в зеркало. Это не похоже на меня», — цитирует её издание.
Пять лет Линда Евангелиста пряталась ото всех, но после разговора с сыном передумала — и решилась на интервью. В её нынешних планах не только суд с Zeltiq, но и «восстановление уверенности» и «чувства собственного достоинства». «Почему мы чувствуем необходимость делать такие вещи [со своим телом]? Я всегда знала, что состарюсь. И я знаю, что есть вещи, через которые проходит тело. Но я просто не думала, что буду выглядеть так. Я не узнаю себя не только физически, но и как личность. Супермодели больше нет», — сказала она.
Почему мы чувствуем необходимость делать такие вещи со своим телом?
Наконец, Линда поставила себе ещё одну важную цель — помочь другим людям справиться с последствиями неудачных процедур. Проблема здесь может быть не только в том, что люди, которые хотели улучшить отношения с собственным телом, после неудачных операций и процедур только ухудшили их. Эти люди сталкиваются с общественным осуждением (и обсуждением) изменившейся внешности — от них не спасёт ни статус, ни слава, ни деньги (вспомните, в каких интонациях год назад примерно в это же время обсуждали Деми Мур на показе Fendi). О принятии и инклюзии легче говорить, когда ты соответствуешь стандартам красоты, — и здесь можно легко предположить, что пример такой легенды индустрии моды и красоты, как Линда Евангелиста, действительно будет вдохновляющим.
«Я надеюсь, что смогу избавиться от стыда и помочь другим людям, которые попали в такую ситуацию, как и я, — говорит она в том же интервью. — Это моя цель». Пользователи соцсетей, между тем, считают, что индустрии моды стоит поддержать саму Линду, предложив ей участие в съёмках и показах, — сейчас она куда ближе миллионам женщин, чем в пору своей недосягаемо идеальной красоты.