. Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

МнениеНе всё сразу: Почему сложно соблюдать экологичный подход
к красоте

Не всё сразу: Почему сложно соблюдать экологичный подход
к красоте — Мнение на Wonderzine

И почему не стоит винить себя за полумеры

маргарита вирова

Массовая мода на экологичный образ жизни оформилась не так давно — но уже сложно удивить кого-то разговорами о zero waste, вегетарианстве, осознанном потреблении и переработке. О веганской косметике и экологичных упаковках говорят как о большом тренде: не исключено, что в ближайшее время и самые крупные марки начнут предпринимать попытки стать добрее к природе. Тем не менее никаких железных правил «бьюти-осознанности» пока не существует, а вот избежать обвинений в «недостаточно» безвредном образе жизни уже сложно. Рассказываем, почему снижение вреда лучше полного бездействия или даже попыток радикального отказа.

Мы много писали о том, как подступиться к осознанному потреблению: это касается и разумного использования косметики, и возможностей одеваться без забегов в торговый центр, и попыток производить меньше мусора. В англоязычных изданиях подобные инструкции выходят регулярно, а крупные игроки на рынках моды и красоты стараются пойти навстречу новому типу потребителя, готовому приложить чуть больше усилий, чтобы жить без вреда для природы. Вроде бы здорово, если не забывать, что такие практики вошли в нашу жизнь не так давно и «правильного» потребления, на которое можно было бы в одночасье переключиться, пока не существует.

Полным или частичным отсутствием продуктов животного происхождения в режиме питания сейчас уже никого не удивишь: кто-то отказывается только от молока и яиц, кто-то полностью переходит на сыроедение, а кто-то оставляет в рационе рыбу. У каждого из таких подходов есть название и сформировавшееся сообщество, так что найти информацию, как начать ту или иную диету, не так сложно. Однако в мире моды и бьюти этичные и экологичные инициативы только-только начали встречать с энтузиазмом — и поэтому сопротивление «старого» мира встретить там гораздо проще.

Любое производство, особенно крупное, сопряжено с вредом для окружающей среды. Пока тренд на натуральность и близость к природе завоёвывает косметический и парфюмерный рынки, последний всё ещё остаётся отличной почвой для процветания браконьерства, а первый достаточно обвинить в повсеместном использовании дешёвых и привычных нефтепродуктов. О том, как взаимодействует с природой косметика, которую мы каждый день наносим и смываем с лица, мы знаем недостаточно — но учёные уже несколько лет говорят о вреде солнцезащитных фильтров для океанической фауны.

Из года в год мы получаем всё больше информации о взаимодействии продуктов человеческой жизнедеятельности с природой, и небезопасным оказывается то, что ещё вчера было одобряемым. Постоянная смена понятий неизбежна: масштабных исследований до сих пор проводится мало, а инфраструктуры экологического контроля почти не существует. Так, идею, что косметика должна быть не только приятным (или необходимым) дополнением к жизни, но и не наносить вред животным, растениям, воде и воздуху, пока сложно конвертировать в бытовые привычки. Процессы поиска альтернативных составов, разработки соответствующих духу времени экологичных упаковок и, наконец, приучения самого потребителя к заботе об окружающей среде будут идти не один год.

 

Кажется, что самый реалистичный подход пока лежит в области теории малых дел: проснуться исключительно осознанным одним прекрасным утром — это всё ещё из области сказок

Для многих сторонников «зелёного» образа жизни, не теряющих надежды начать пользоваться добросовестно произведённой косметикой, острее всего стоит вопрос тестирования на животных. Такой практике много лет, и используют её повсеместно: когда маленькая экологичная марка триумфально вырывается на уровень международных продаж, ей приходится сталкиваться с законодательством стран, где вопросы «правильного» потребления не освещены даже в общественной дискуссии. Самый яркий пример — Китай, который, впрочем, буквально недавно начал мероприятия по смягчению требований закона. Практически каждый эпизод вхождения cruelty-free-марок в крупный концерн сопровождается протестами активистов: можно ли продолжать считать Too Faced экологичным брендом, если теперь он находится под патронажем Estée Lauder, компании, не стоящей на принципиально «безвредных» позициях? У марок тоже есть своя правда: других путей к большим продажам и объёмам производства у них пока просто нет — за отсутствием глобального экологичного рынка.

Среди поистине веганских брендов не так уж много крупных и популярных. А российскому потребителю, решившему уважительно относиться к природе, и вовсе придётся прописаться исключительно в пахучих корнерах Lush, уверенно продвигающих в аудиторию привычку не выкидывать банки, а пользоваться рефилами. Или вовсе отказаться от косметики и бытовой химии: покупка даже минимального набор бьюти-продуктов потребует высокой информированности и личной ответственности — индустрия, неповоротливо переходящая на новые рельсы, просто не в состоянии позаботиться об экологичных инициативах. Кажется, что самый реалистичный подход пока лежит в области теории малых дел: проснуться исключительно осознанным одним прекрасным утром — это всё ещё из области сказок.

Всё вышеперечисленное — только часть причин, по которым требовать от себя и других полной перестройки образа жизни просто невозможно. Действительно добросовестные веганские марки пока существуют в зачатке, не доезжают до России и честно могут просить за свои продукты солидных денег; говорить же о переработке мусора в России, ставшей страной «мусорных протестов», всерьёз пока нельзя, а попытки хотя бы обойтись без пакетов рискуют обернуться бытовым адом.

Это не значит, что сделать ничего нельзя — в формировании новой этики, в том числе и этики наших отношений с окружающей средой, можно участвовать посильно, и эффекта от этого будет достаточно и для распространения идеи, которую хочется поддержать, и для снижения вреда. Постепенный отказ от наименее необходимых практик и продуктов не в ущерб собственному комфорту вполне может помочь сформировать сегмент потребителей со всем разнообразием экологичных привычек и требований, способных, соответственно, громко о них заявлять. В конце концов, пока единичная и удивительная история о том, как российская Natura Siberica пошла навстречу клиентам и отказалась от использования оленьих пантов, уже случилась — а значит, может повториться ещё раз.

Обложка: Elate

Рассказать друзьям
9 комментариевпожаловаться