МнениеПолнота образа: Почему пора перестать обсуждать вес знаменитостей
Дадим бой фэтшеймингу
маргарита вирова
Светские новости сентября проходят под знаком фэтшейминга: сначала интернет долго обсуждал новый вес Рианны (которая, к нашей радости, даёт обидчикам отпор), а потом все накинулись на Канье Уэста — и многие западные интернет-СМИ уже выпустили колонки о том, почему и поклонникам, и ненавистникам артиста лучше поскорее прекратить это делать. Рассказываем, почему набор веса по сей день остаётся железным аргументом для осуждения знаменитостей, а небожителям в 2017-м по-прежнему можно далеко не всё.
Всем хороша жизнь звёзд и их поклонников в 2017 году — и только старый добрый фэтшейминг прочно удерживает позиции
Факт: за последние годы стиль отношений знаменитостей с фанатами сильно изменился — во многом в лучшую сторону. Самые успешные и интересные звёзды вне работы позволяют себе быть просто людьми, легко выходят из дома с немытой головой, как Кристен Стюарт, или публично признаются в любви к картошке фри, как это делает Дженнифер Лоуренс. То, что именно этим девушкам предлагают рекламные контракты Chanel и Dior, марки, которые больше других стараются держать нос по ветру, совсем не совпадение: они привлекают к себе всё больше и больше внимания людей, которые уже не хотят воспринимать знаменитостей как кого-то совершенного, и ищут в их образах реалистичный пример для подражания.
Этой заметной волне приятия «простых человеческих недостатков» сильно помог и интернет: если когда-то главным каналом коммуникации между поклонниками и селебрити служили таблоиды и телевидение, то сегодня последние могут рассказывать о себе сами — без посредников. Теперь мы читаем не только про роскошные каникулы на островах, но и узнаём о том, что у людей с миллионами поклонников тоже бывают комплексы, что они болеют и грустят, видим, как они выглядят без макияжа, и представляем, что они думают о самых разных общественных явлениях. В общем, всем хороша жизнь звёзд и их поклонников в 2017 году — и только старый добрый фэтшейминг прочно удерживает позиции.
Истоки проблемы не нужно долго искать: полноту или значительную прибавку в весе большинство людей связывают исключительно с ленью и неопрятностью, потому что понятия не имеют, как в реальности вес тела коррелирует с заболеваниями, приёмом препаратов, перееданием, метаболическими нарушениями и уж тем более с вещами поприятнее — например, с сознательными и комфортными отношениями человека с собственным телом. Этим летом издание Barstool решило в ироническом ключе преподнести новость о том, что Рианна, одна из главных любимиц Америки, позволила себе набрать десять килограммов: «Она собирается сделать полноту новым трендом? Нет, Рианна, дирижабль — не лучшая форма для женщины». За это журналисты отхватили море гнева от пользователей твиттера, которые предложили изданию не лезть не в своё дело и пересмотреть свои взгляды на допустимость бодишейминга.
Действительно, а вдруг и другие женщины решат, будто бы немодельное тело совсем не мешает быть успешной и счастливой и никак не влияет на личностное развитие?
Стандарты красоты, удерживающие в своих оковах женщин, очень неповоротливы, и для того, чтобы их опровергнуть, нужна неслабая поддержка. У прозванной «сумоисткой» Рианны — самое удачное время в карьере: она не только записывает успешные альбомы, но и ярко проявляет себя как дизайнер, а косметический запуск Fenty Beauty стал чуть ли не главным событием в бьюти-индустрии. Действительно, а вдруг и другие женщины решат, будто бы немодельное тело совсем не мешает быть успешной и счастливой и никак не влияет на личностное развитие? Это сулит серьёзные проблемы маркетинговым стратегиям брендов, которые активно спекулируют на мечте о похудении. Но ещё удивительнее обстоят дела с бодишеймингом, которому подвергаются мужчины, — и это отлично показывает случай Канье Уэста.
Недавно в интернете появились фотографии, на которых артист выглядит полнее обычного: вслед за ними расцвели треды на Reddit, немедленно появились подборки, описывающие «шокирующие» перемены во внешности Канье, которому успели припомнить все сомнительные достижения разом и наплодить сотни фотожаб. О том, что буквально год назад артиста госпитализировали с нервным истощением прямо во время гастрольного тура, большинство осуждающих предпочитают забыть. Но какие бы проблемы у него ни были, какие бы выпады Канье ни совершал в твиттере и треках, его профессиональная и личная жизнь пусть и пересекающиеся, но всё же разные сферы. И колебания веса рэпера, до тех пор пока он сам не решит обратить на них внимание публики, никоим образом нас не касаются.
В поп-культуре в касту «крутых» (к которой Канье, безусловно, принадлежит), полные мужчины не попадают практически никогда: им, как и полным женщинам, место разве что в комедийном жанре, где им позволено бесконечно воплощать образ обаятельного, слегка неуклюжего пухляша. Это, например, вполне укладывается в харизму Джоны Хилла и Сета Рогена, но уж никак не положено дерзкому хип-хоп-исполнителю, у которого может быть только два пути выбора вида собственного тела: быть приемлемо худым или работать над тем, чтобы превратиться в «мужественную» гору мышц. Сквозь призму этих культурных стандартов мы нередко воспринимаем и реальных людей, но разве это то, чего мы хотим?
Привычка обрушиваться с гневом или насмешками на тела знаменитостей досталась нам в наследство от той эпохи, в которой они буквально должны были служить образчиками совершенства — когда актрисы прекращали сниматься, как только на их лицах проявлялись первые признаки старения, модели оказывались за бортом в возрасте тридцати лет, а бренды позволяли себе прописывать недопустимость набора веса в рекламных контрактах. Если в лицах селебрити нам нужны «реальные люди», то стоит самим прекратить делить их особенности на простительные и непростительные. А ещё помнить, что эта связь в сети вполне не односторонняя, и люди, которыми мы восхищаемся, сами часто нуждаются в поддержке своих поклонников.