МнениеПочему естественный макияж заставляет
нас ненавидеть себя
«Естественная красота» или рекламный обман
Текст: Роксана Киселёва
Если буквально пару лет назад под лозунгом «натуральной красоты» нам продавали набор для бровей из трёх предметов, накладные ресницы из норки и очередную палетку Naked, то теперь дисциплина «естественного макияжа» значительно упростилась: нам предлагают тональные основы нового поколения с самым деликатным покрытием за всю историю, а остальное «просто оставьте как есть». Источники вдохновения правда, не изменились: с рекламных постеров всё ещё глядят богини с идеальной кожей, острыми скулами и аккуратными губами. В то время как в жизни мало кто из нас просыпается с причёсанными бровями и нежным румянцем, средства категории «nude» продолжают настаивать, что мы почему-то обязаны создавать такую иллюзию изо дня в день.
Теперь нам полагается изображать равнодушие во избежание имиджа
«излишне старающихся»
Ещё вчера, снабжая клиенток суперстойкой помадой для бровей, маркетологи были в определённом смысле честнее, «позволяя» женщинам рисовать на лице хоть что-то; теперь же нам полагается изображать равнодушие во избежание имиджа «излишне старающихся». В 1980-х линейка нюдовых средств, придуманных для женщин, которые не хотят прятать своё настоящее лицо, стала хитом продаж — и это была небольшая победа, возможность нового выбора. Но время прошло, и современная «норма» выбора не оставляет: макияж должен быть лёгким, прозрачным, гладким и абсолютно незаметным.
Эта тщательно организованная «небрежность» — во многом подражание знаменитому французскому non-chalance. В i-D на днях вышла колонка о моде на «французских девушек», которая у нас так, кажется, и не состоялась. В восприятии большинства россиянок парижанка — это кокетка из рекламы зефира; а Америка же, подарившая миру виниры и профессию инстаграм-селебрити, сегодня без ума от естественности и непринуждённости француженок. Если недавним помешательством было пресловутое «on fleek» (что примерно означает «безупречный») — брови on fleek, стрелки on fleek, губы on fleek, — то теперь американки хотят всё то же самое, только «like a French girl». «Французский стиль» — уже не история про моду и красоту, а буквально стиль жизни на продажу — хотя, конечно, у этих идеализированных образов мало общего с реальностью.
На ниве идеи «естественной красоты» вырос не один бренд — лучшими средствами для создания «идеального» вида кожи прославилась, например, Becca. Вдохновителями Urban Decay, подаривших миру знаменитые палетки Naked (и во многом саму идею «голого» лица), можно смело назвать бренд Ultima II с их серией The New Nakeds. Позиционируемая как люкс-отделение Revlon, изначально марка специализировалась на дорогом уходе, а под творческим видением Кевина Экоана в начале восьмидесятых запустила линию первого «макияжа без макияжа».
Это были коричневые помады и тональные основы с самой обширной гаммой оттенков, от алебастрового до шоколадного. Успешно стартовав, бренд фактически умер, не дожив до популярности аналогичной линейки Urban Decay: то ли краситься «для себя» американки не захотели, то ли технические возможности того времени не позволили выполнить данные покупательницам обещания — Ultima II переехали из дорогих универмагов в драг-сторы, а к началу нулевых и вовсе обосновались в Азии. Именно там идея «естественной красоты» сегодня сильна как никогда: все стремятся к вполне ясно очерченному идеалу, которому полагается соответствовать.
Благодаря тому, что тональный крем больше не похож на гуашь, в норме выглядеть «естественнее», чем раньше
С тех времён, когда макияж Франсуа Нарса с прозрачной кожей считался бунтарским, многое изменилось. В том числе и с технической стороны: благодаря тому, что тональный крем больше не похож на гуашь, в норме выглядеть «естественнее», чем раньше. Мы научились растушёвывать тональные средства в ноль, виртуозно имитировать одновременно и зимний румянец, и калифорнийский загар, но всё это почему-то остаётся основой, обязательной для всех. Если весь смысл естественного макияжа замешан на важности любви к себе и красоте души вместо прославления красоты тела, то почему он заставляет всех выглядеть одинаково нереалистично?
Однажды подобная история уже случилась с идеей «молодости»: маркетологи активно апеллируют к юности, видимо, характеризуя ранние двадцать как лучшее время в жизни женщины. На деле же мы «великолепно» выглядим до первых прыщей, то есть лет до двенадцати, а ещё лучше — до пяти. Что такое кожа в пубертатный период, многие ещё помнят: такую в пресс-релизах к животворящим маскам принято называть «подверженной постоянному стрессу». Нестабильный гормональный фон, отсутствие интереса к уходу, бессонница, винная диета — из этого состоит жизнь не одной молодой девушки, и всё это накладывает свой отпечаток. Бьюти-индустрия же предлагает нам при помощи косметики вновь обрести «свежесть персика», которую большинство из нас не успели разглядеть и оценить.
Об отказе от косметики, или тщательном его имитировании, вновь заговорили совсем недавно: широкий резонанс вызвал вдохновлённый Алишей Киз мейкап-тьюториал на YouTube-канале американского «Голоса». Загвоздка в том, что сама певица отказалась от макияжа и её собственный «fresh-faced look» свежий в буквальном смысле: в новой косметичке певицы вы вряд ли найдёте даже прозрачную тушь для ресниц. Привычный же нюд — это просто ещё один вид макияжа, который хорошо продаётся и чьё продвижение, как всегда, замешано на наших страхах и комплексах. Ваше лицо выглядит «неидеально» ненакрашенным? Нанеси ещё этот невесомый тон, да растушуй же бронзер. «Ненакрашенное» лицо — просто ещё один нереалистичный стандарт. Так что в очередной раз, проводя треть утра у зеркала, изображая на лице «отсутствие» макияжа, стоит задуматься: действительно ли нам это нравится? Возможно, это время мы хотели бы потратить на что-то, что расскажет о нашей индивидуальности, а не подгонит её под безликий средний знаменатель.