Мнение«Красный — опасный»: Зачем нам навязывают мнение мужчин о макияже
И нужно ли нам знать об этом в XXI веке
Текст: Маргарита Вирова
Пара слов или целая простыня на эту тему найдётся на каждом форуме, в каждом условном женском издании, в любой ветке, посвящённой психологии, и иногда в совершенно неожиданных местах (блог для бодибилдеров, портал для фермеров, форумы геймеров и православные сообщества). «Девушек, которые любят красить глаза в интенсивный чёрный, большинство парней ласково называет „пандами“», — открывает тайну cosmo.ru. «Красный — опасный! Так считают большинство мужчин по поводу цвета лака для ногтей», — предупреждают нас на lady.mail.ru. О том, зачем вообще женщины красятся и нужно ли им это делать, высказываются все кому не лень. Самый распространённый вывод — какой-то слишком льстящий мужчинам: девушки красятся, чтобы им нравиться.
Женские издания, соответственно, ориентируются на это извечное желание, и статьи в духе «Что мужчинам не нравится в макияже» и «Что НА САМОМ ДЕЛЕ мужчинам не нравится в макияже» пишутся постоянно, как будто все уже заказали себе в офис генератор таких текстов. Пункты списка, кстати, редко меняются: в него регулярно входят слишком заметные стрелки, длинные ногти, тёмные помады, яркие тени (особенно синие и голубые, почему-то неизменно всем напоминающие о злой продавщице из магазина в доме напротив). И все мужчины как один голосуют за нюдовый макияж. Красную помаду иногда можно всем, и всегда — только Ренате Литвиновой.
Очень много вопросов. Где берут этих мужчин? Сколько человек участвуют в опросах? Ненависть к винным помадам передаётся по наследству? На самом деле такие подборки не только подогревают мейкап-шейминг и ограничивают право на вкус, но и поддерживают стереотипы о мужчинах: кажется, что им всем нравятся одни и те же стройные девушки с нарисованным по линейке нюдовым лицом. Мне кажется, что это обидно.
Дело даже не в разнообразии красоты, а в том, что эти тексты несут идею о существовании чёткой категоризации красивого и некрасивого. Об аргумент «это некрасиво» разбивается множество классных идей и начинаний, а между тем существуют такие области мейкап-арта, где речи об украшении вообще не идёт: макияж может быть концептуальным, его главная задача в этом случае — выразить идею, а не улучшить лицо его носительницы. И он тоже вполне может применяться в обычной жизни, если человек испытывает к этому интерес. Юрий Болотов, главный редактор The Village, считает, что эксперименты в макияже — это классно, потому что для девушек это часть самовыражения и поиска собственной идентичности. Если тёмная помада сделает человека увереннее, это повод для радости за него, а не для раздражения. Впрочем, сам бы он воздержался от тёмной помады, просто потому что макияжу предпочитает естественное состояние кожи.
Красная помада означает, что женщина активна, любит внимание и ищет мужчину. Подведённые глаза означают, что женщина хочет выглядеть загадочной и соблазнительной и ищет мужчину. Восточный парфюм, лаки винных оттенков, сияющие скулы — всё это средства, ведущие к одной неизменной цели. Реклама косметики и парфюмерии раньше очень часто апеллировала к ситуации, в которой одинокая страдающая девушка преобразилась с помощью волшебного средства и в течение тридцати секунд наконец-то нашла Мужчину Своей Мечты. Это, в частности, и послужило причиной возникновения целого лагеря мужчин и женщин, которые презирают косметику и бьюти-индустрию в целом, — слишком уж явно она оказывается связанной с каким-то набором уловок для скорейшего поиска партнёра. Теперь, кажется, все более-менее поняли, что косметика существует в первую очередь для тех, кто ею пользуется, но допотопные представления всё ещё с нами.
Хуже всего то, что гадание по макияжу — это вообще популярное развлечение. Считается, что в нашей стране женщины в принципе любят чрезмерно краситься (вспомните все бесчисленные шутки за 300 про то, как узнать русскую женщину на пляже), а кое-где мне удалось прочитать, что делают они это от тяжёлой жизни. Якобы макияж — это маска, под которой что-то скрывается: от проблем с кожей до проблем на работе. И подобные стереотипы формируют вовсе не православные форумы, а популярные глянцевые издания, для которых вроде бы просвещение в таких вопросах является одной из приоритетных задач. Если говорить начистоту, то такая система взглядов не что иное, как самая обычная дискриминация. С которой вроде бы мы все посильно пытаемся бороться. Парикмахер-стилист и наш автор Анастасия Екимова высказывает следующую точку зрения: макияж — это и про самовыражение, и про искусство, и про творчество. Но он становится про это всё только тогда, когда стираются границы типа «идёт-не идёт», «много-мало», «уместно-неуместно» и когда женщина начинает свободно пользоваться разными цветами и разными текстурами на разных местах.
Возможно, поднимаемая здесь проблема для жизни в целом не так уж важна, но она соприкасается с ключевыми вопросами, касающимися самооценки и уверенности в себе. Между тем, чтобы быть красивой для кого-то, и тем, чтобы быть красивой для себя, есть огромная разница. Учиться второму по крайней мере полезно, потому что нужно изучить своё лицо и тело не с точки зрения их соответствия растиражированным стандартам, а с учётом индивидуальных особенностей внешности, которые не могут быть плохими или хорошими — просто они ваши. Расширить или ограничить поле экспериментов при таких условиях можете только вы сами.
Ориентироваться на мнение мужчин, участвующих в бесчисленных опросах, просто-напросто нецелесообразно. Во-первых, не исключено, что их вообще не существует нигде, кроме коллективного бессознательного. Во-вторых, они точно не оценят тренд на металлик и силу синих помад. Все модные тенденции действительно существуют для внутреннего пользования, и с должным вниманием и пониманием к ним отнесутся в среде увлечённых. Искать какого-то одобрения у сообщества, для которого макияж и другие аспекты отношений с внешностью считаются второстепенными и постыдными, — это по крайней мере странно. Редкий мужчина может не затрудниться с ответом на вопрос о том, что такое смоки-айз, — так зачем его вообще об этом спрашивать?
Желание кому-то понравиться не преступно, но, наверное, доказывать тезис о том, что всем понравиться невозможно (и даже тем мифическим 70 % любителей нюда), совсем не нужно. В моём окружении множество мужчин, которым нравятся очень разные типы внешности и, соответственно, разные приёмы в макияже. Кто-то без ума от чёрной помады и коротких стрижек, кому-то нравятся распахнутые, как в немом кино, глаза, кто-то действительно любит и даже замечает мастерски выполненный «макияж без макияжа». И ещё миллион слабостей, воспитанных всем — от первых влюблённостей в детском саду до порно и аниме. И это опять же тоже обычно ничего не значит: представления об идеально выглядящих женщинах остаются в разделе фантазий или эстетических предпочтений. Как правило, все помнят, что под помадой и тенями — человек из плоти и крови, а не манекен для косметики. А попытки ориентироваться на чьё-либо мнение — очень плохая мотивация в любом деле, включая такую невинную штуку, как макияж.
Фотография: Milk Make Up