МнениеПочему не стыдно уделять большое внимание внешности
Есть что-то кажется вам некрасивым, скорее всего, вы этого не понимаете
маша ворслав
Как ни странно, самый большой этический вопрос, который беспокоил меня все три года работы бьюти-редактором, — стыдно ли обращать внимание на внешность и уделять ей много внимания. Мне трудно в нём разобраться не только из-за сочетания бодипозитивного курса Wonderzine и сущности работы редактора раздела «Красота» и визажиста, но и потому что меня всегда тянуло к красивым вещам и людям — а это, по общепринятому мнению, показатель пустоголовости и поверхностности.
Недавно мне написали из одного известного российского издания и предложили выступить экспертом в их материале о красоте. Нужно было выбрать несколько самых красивых, на мой взгляд, людей и описать, почему я считаю их красивыми. Проанализировав подобные комментарии нескольких экспертов, редакция собиралась понять современное отношение к внешности и вывести портрет красивого человека.
Участвовать в материале я отказалась, хотя всегда, когда слышу разговоры о красоте, делаю охотничью стойку. Я попыталась объяснить, почему не вижу возможности принять участие в этом материале: да, мол, у меня есть личные эстетические предпочтения, но они не могут служить основанием для какой-либо экспертизы. Несмотря на то, что я несколько лет плотно занимаюсь красотой, я не могу категоризировать людей и быть экспертом по внешности. Таковым, по-моему, можно считать, например, социолога, который проанализировал бы мнение части населения и вывел закономерности из их предпочтений. Моё же мнение, несмотря на то что я визажист и вроде как знаю о красоте чуть больше обывателя, равноценно мнению любого другого человека, а то, какие черты лица я считаю привлекательными, не должно формировать ничьи представления, и знать об этом никому не обязательно. Сотрудничество с тем изданием у нас не заладилось, но я рада, что мне задали такой вопрос.
Раньше мне всегда было стыдно за то, что красивые вещи доставляют мне много удовольствия (внешность не главное!). Я тщательно выбираю окружающую среду: подбираю гардероб и мебель в комнате так, чтобы мне в ней было красиво. Я могу надеть некрасивую, по-моему, вещь или провести время в комнате со стенами ненавистного оранжевого цвета — трагедии не случится, но мне будет грустно и некомфортно.
С помощью эмпатии чужой объект становится родным
и красивым
Где-то с год назад я впервые услышала мнение о том, что своей тяги к красивому не стоит стесняться, а нужно рассматривать её как фильтр: мол, вещи и люди, которые нравятся по своей сути, обязательно полюбятся и внешне — и наоборот. Эта мысль не то чтобы оправдала меня в своих же глазах, но предложила вполне логичное объяснение тому, что происходит вокруг. Действительно, мои лучшие друзья мне кажутся очень красивыми, а с привлекательными для меня людьми обычно находится о чём поговорить.
Важно отметить, что понятие красивого не статично, оно постоянно трансформируется и обогащается. Простой пример: на показе Jason Wu FW16-17 Рут Белл выпустили со слипшимися в четыре паучьи лапки ресницами. Увидев её фотографию впервые, я написала в своём канале про косметику, что мне нужно подумать над этим макияжем и тогда смогу решить, нравится он мне или нет. Кратко перескажу тогдашние рассуждения: завидев непонятный и некрасивый на первый взгляд объект, я пытаюсь разобраться, что имел в виду его создатель, или нагружаю его собственными смыслами и воспоминаниями.
Так с помощью эмпатии чужой объект становится родным и — самый удивительный для меня межпространственный переход — красивым. Иными словами, если голова способна вместить в себя объяснение существования какого-либо явления и не отторгает его, оно автоматически становится красивым и пополняет ваше собственное понятие красоты. Поэтому люди считают красивыми разные вещи и единого стандарта красоты быть не может — как не может быть двух наполненных одинаковой информацией голов и идентичного жизненного опыта.
Если зайти с обратной стороны, то даже не очень нравящийся себе человек может стать красивым для себя, если станет больше про себя понимать и менять свою внешность и окружающее его пространство в соответствии со своими убеждениями и знаниями. В более прикладном смысле это значит, что сделать себя более привлекательным по своим меркам (а когда человек считает себя красивым, он автоматически убеждает в этом окружающих) можно, а подбор нужной для этого «обёртки» — навык, который можно развить.
С радостным удивлением я обнаружила, что такое объяснение позволяет мне перестать стыдиться своей ярко выраженной тяги к визуальности. Красота в соответствии с ним — именно неразрывное сочетание внешнего и внутреннего, где одно не может существовать без другого. Вспомните расхожую смысловую фигуру: вроде человек красивый, а как рот откроет, так невозможно на него смотреть. Его внешняя красота нивелируется внутренней антикрасотой (которая для каждого тоже субъективна, конечно) и становится гораздо менее выраженной или вовсе пропадает. Самое интересное и вдохновляющее при такой установке то, что она побуждает как можно больше узнавать о мире вокруг, потому что тогда он расцветает и становится более красивым — а большей мотивации для тех, кому важна красота, придумать нельзя.