МнениеКурс Евро:
Борода как тест
на адекватность
Почему смелость победительницы «Евровидения» поможет воспитать уважение к эмоциям окружающих
маша ворслав
В субботу состоялся финал очередного «Евровидения», который поразительно часто обсуждают в соцсетях и вообще везде — все потому, что победительницей стала Кончита Вурст, или, как ее еще называют, «женщина с бородой». Совершенно не понятно, почему мужчина, переодетый в женское платье, вызывает такой баттхерт у более или менее прогрессивных людей (обозначить аудиторию фейсбука более четко трудно, да и в данной ситуации не нужно); что думают о «бородатой женщине» условные соседи тоже можно представить, хотя и не хочется. Да, у людей всегда есть потребность переключиться с более серьезных и нерешаемых проблем на что-то далекое и провокационное, но на нее нельзя просто списать все ушаты, которые выплескиваются на одну из участниц «Евровидения».
Вообще Кончита Вурст — псевдоним австрийского поп-певца Томаса Нойвирта, который дебютировал в качестве певицы три года назад на шоу талантов «Die große Chance». Нойвирт трепетно относится к обоим своим образам и поочередно примеряет на себя то один, то другой. Выступления же его Кончиты можно растолковать по-разному. Первая, и отнюдь не маловажная, их составляющая — стремление создать яркий образ, эпатировать, обеспечить пиар, вот это все; смысла распространяться о механизмах привлечения внимания к артисту нет, они давно известны и всем понятны. Вторая — идея «красоты в глазах смотрящего»: непримиримость общества ко всему нестандартному, в том числе и внешности, давно известна, но в случае с певицей обнажается как-то совсем бесстыдно. Это может быть неочевидным, но желания выкрасить волосы в розовый цвет, набить рукава или переодеться в женщину, не сбрив бороду, находятся в одной системе координат и отличаются друг от друга разве что степенью оригинальности и решительности — а по сути остаются просто одними из способов постижения себя и мира вокруг.
Последствия выступления Вурст отследить невозможно, но ясно одно: в общественную мысль каплю толерантности она внесла
Третий и самый существенный аспект: какими бы ни были цели Вурст, она наверняка вдохновила других людей на эксперименты и показала, как можно относиться к себе; эту тему будут еще долго развивать люди по всему миру (интернациональность конкурса весьма кстати). Кончита Вурст — лишь одна из немногих артистов, которые играют с темой гендера (странно, что все об этом будто забыли), последствия ее выступления отследить, понятное дело, невозможно, но ясно одно: в общественную мысль каплю толерантности она внесла.
Тут нельзя не вспомнить случай с «настоящей» женщиной с бородой, Харнаам Каур. Девушка страдает от нередкого синдрома поликистозных яичников, из-за которого у нее в подростковом возрасте начала пробиваться борода. Подростки вообще не отличаются терпимостью и добротой, и можно только представить, каким издевательствам подвергалась девушка. К счастью, она нашла способ принять свое тело и, вроде бы, полюбить (а бороду — сохранить) — и вызывает этим бесконечное уважение. Несомненно, Каур — более драматическая фигура, чем Вурст, но в некотором смысле они обе сработали в пользу сомневающихся в своей «нормальности» людей и показали им пример. Чем больше людей будет выступать в таком ключе, тем, хочется верить, остальные скорее поймут, что к эмоциональному здоровью других нужно относиться бережно, а растрачивать энергию на создание некомфортных ситуаций нестандартно выглядящим людям по меньшей мере бесполезно.
Изображения: BuzzFeed