Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

ТенденцияЖутко красиво: Возвращение викторианского стиля

Оборки, характерные вырезы, тонны тюля — как дизайнеры переосмысляют викторианскую эпоху

Жутко красиво: Возвращение викторианского стиля — Тенденция на Wonderzine

Очень бледная худая женщина с высокой прической, густыми тенями под скулами и иссиня-черными синяками под глазами плывет в платье с оборками, подчеркивающем талию, — как-то так выглядел осенне-зимний показ Alexander McQueen. Примерно так же могла бы выглядеть, скажем, вампирша Кармилла из одноименной готической новеллы Джозефа Шеридана Ле Фаню. Или многие другие викторианские литературные персонажи, которых объединяло одно — страшная тайна.

Этой осенью многие заметные дизайнеры поддались романтическим веяниям и окончательно вернули во всевозможные списки главных тенденций викторианскую символику. Она, кстати, всего лишь одна из граней и без того довольно мрачных настроений сезона осень-зима — 2015. И если для Сары Бертон, которая теперь ведет диалог с потусторонним миром вместо Александра Маккуина, выбор темы удивительным не кажется, то масса ее коллег с Викторианской эпохой работали впервые. Разбираемся, что у них получилось и с чего всё началось.

Текст: Анастасия Полетаева

Трагичный дресс-код соответствовал духу времени: викторианская Англия была местом угрюмым
и небезопасным

C чего всё началось

Британская королева Виктория, которой своим названием обязана викторианская эпоха, провела на троне долгих 63 года: за это время в стране случился не один социальный и технологический рывок. Подобная событийность относилась и к моде — никогда раньше она не менялась так часто и так кардинально. Как раз в это время в обиход британок вошел кринолин — и уже за пару десятилетий успел всем надоесть. Производители корсетов свирепствовали и делали талии девушек еще тоньше, а китовые пластины — всё длиннее (в какой-то момент они душили женские тела до самых бедер). Груди и плечам тоже не давали воли: даже в самом начале царствования задающая моду молодая, веселая и влюбленная в своего мужа королева Виктория одевалась довольно целомудренно, а за вау-эффект отвечали лишь украшения.

Всё значительно изменилось в 1861 году, когда любимый муж Виктории Альберт умер после непродолжительной тяжелой болезни. Именно Виктория была первой женщиной, переодевшей весь мир в траур. Черный период был недолгим, но значимым: даже те дамы, кто не имел ничего общего со статусом вдовы, стали облачаться в цвет смерти. Болезненно трагичный дресс-код соответствовал духу времени: викторианская Англия была угрюмым и небезопасным местом для жизни. Случайно умереть там было легче, чем не умереть. Технический прогресс постоянно одаривал людей новыми, не до конца проверенными изобретениями: из-за газовых ламп и появления электричества постоянно возникали пожары, а в бедных районах Лондона, переполненных эмигрантами, свирепствовали разбои, проституция и смертельные болезни.

Прибавьте к этому постоянные отравления парами разнообразных ядовитых веществ вроде свинца, которые упорно использовали в индустрии красоты и моды. Прибавьте корсеты, которые сами по себе часто становились причиной смерти девушек. Прибавьте, в конце концов, Джека-потрошителя, который в восьмидесятых держал в страхе всех женщин Лондона. И не забудьте про духовные скрепы, воцарившиеся в Британии с подачи богобоязненной и подчеркнуто добродетельной королевы. Всё телесное — плохо. Измены, обман и даже просто греховные мысли — непростительно. В общем, свойственные тем временам настроения хорошо иллюстрируют метания героев Томаса Харди, сестер Бронте и Джейн Остин.

Как викторианство возвращается в моду

Чтобы облегчить себе жизнь хотя бы в своем воображении, жители викторианской Англии стали мистифицировать происходящее — отсюда истории о вампирах («Дракула» появился как раз в Викторианскую эпоху) и о девах в беде, которые коротают дни в фамильных замках и переживают из-за нависшей угрозы. И как раз на этой склонности романтизировать жизненные неурядицы строится дизайнерское викторианство этой осени.

Лидирует тут уже упомянутая Сара Бертон и ее эталонные викторианские вещи Alexander McQueen: тут вам и стилизованные корсеты, и обязательные для той эпохи оборки в большом количестве, и аккуратные ботильоны до щиколоток — всё это в сочетании с мертвенной бледностью, черным кружевом и общим потусторонним видом. Так же в лоб цитирует современные представления о викторианстве Рикардо Тиши в осенней коллекции Givenchy. Там вы опять найдете все те же силуэты и имитации корсетов, бархат, кружево и черный цвет. Но подход Тиши чуть более тонкий: например, макияж и стайлинг моделей делает реверанс стилю скорее викторианских джентльменов, чем леди. А еще дизайнер сделал акцент на пуританской составляющей викторианства: его бархатные платья украшены затянутыми сеткой вырезами на рукавах и ключицах — так он отсылает нас к суровым рамкам, в которые было загнано женское тело. Эти платья, правда, сейчас снабжены еще и разрезами до бедра. 

Вишенкой на торте стала троица A.F. VandervorstCOMME des GARÇONS и Yohji Yamamoto. Первая марка как будто осовременила костюмы к мюзиклу про Суини Тодда, маньяка-парикмахера. А оба японо-французских бренда показали сюрреалистические викторианские траурные коконы всё с теми же с кринолинами, оборками и кружевами. Так могла бы выглядеть вдовствующая королева Виктория, если бы она была аниме-персонажем из фильмов Хаяо Миядзаки.

 

Так могла бы выглядеть вдовствующая королева Виктория, если бы она была аниме-персонажем из фильмов Хаяо Миядзаки

Как носить

Если cтоль характерная одежда вам не по душе, ищите отголоски тенденции на викторианство в коллекциях дизайнеров, к которым намертво приклеился ярлык «интеллектуальные». Например, в осенне-зимней коллекции Céline Фиби Файло препарировала викторианские пальто с рядами пуговиц, пришив их в хаотичном порядке. Симона Роша пошла еще дальше и в прямом смысле перепридумала викторианство. Она разработала платья-коконы, сшитые будто бы из обивки пышной викторианской мебели, существенно упростила силуэты платьев (мрачность, черное кружево и оборки остались) и вообще придумала образ девушки, осаждаемой вампирами, болезнями и излишне жесткими моральными догмами, максимально юный и современный. Даже дом Valentino, воплощение всего невесомого и девичьего, показал очень драматичную коллекцию с пуританскими черными платьями (воротник под горло — само собой), юбками в рюшах и тончайшими нарядами для модных привидений — слои и слои развевающейся черной сетки.

Конечно, стопроцентной стилизацией под эпоху готичных дам, перманентно готовых лишиться чувств, назвать все эти показы нельзя. Но этого и не нужно: слишком прямолинейные цитаты из викторианства мы регулярно видели в коллекциях Джона Гальяно для Christian Dior, и время для ностальгии по тем временам еще не пришло. Но привнести в свой гардероб хотя бы немного викторианских элементов все-таки стоит. Это инвестиция минимум на год — весной и летом эта тенденция тоже никуда не денется. 

Правда, она распадется на более мелкие составляющие: например, Миучча Прада вдохновилась викторианской символикой — вещи из ее коллекции для Miu Miu пестрели принтом из тяжелых подсвечников, а обилие вездесущих оборок на прозрачных платьях и фартуках отсылает нас к нарядам в духе главной героини «Тэсс из рода д’Эрбервиллей». Александр Вэнг, главный адепт готики во всех ее проявлениях, в осенне-зимнем сезоне, летом чуть смягчил краски: по его собственному признанию, никакой особой концепции у летней коллекции нет, но всё же в ней мелькают вполне викторианские кожаные корсеты, надетые на голое тело — такие мог бы сделать сам Маккуин. И даже Оливье Рустен, на чьих показах всегда царит атмосфера вечного праздника, не сдержался и выпустил несколько моделей в довольно готичных образах: длинные юбки покрывали ряды оборок (как на нарядах конца XIX — начала XX века), а вместо традиционного для Balmain широкого пояса дизайнер предложил носить короткий бархатный корсет.

Но не стоит ждать ждать лета — носите всё лучшее сразу прямо сейчас, пока это особенно актуально: у нас, как и у девушек викторианской эпохи, не так уж много времени до следующего резкого поворота.

 Фотографии: Showtime, A.F.Wonderworst, Valentino

Рассказать друзьям
17 комментариевпожаловаться