СтильNon model: Модельные агентства против стандартов
Как Cat-b, Lumpen и Oldushka меняют привычное представление о красоте
Интервью: Даша Князева
Фотографии: Андрей Носков
Макияж (Oldushka): Маша Ворслав
Верстка: Даша Чертанова
После недавних недель моды фэшн-издания облетела новость: в этом сезоне на подиумах было рекордное количество нестандартных моделей. А это значит, что конвенциональная красота, молодость, неестественная худоба и параметры тела, от которых далеки большинство людей, — то есть всё то, что ассоциируется с модельным бизнесом, кажется, пусть и медленно, но уходит в прошлое. Простые факты: по статистике Fashion Spot двадцать один выход на неделе моды сделали модели старше пятидесяти лет, на показах в Нью-Йорке 31,5 % участников не были белыми и в общей сложности четверть моделей на всех неделях были «нестандартными».
Мир моды вопреки консерватизму готов к переменам: о феномене nodels — моделей самых разных возрастов, с самыми разными фигурами и внешностью — наперебой трубят модные издания с прошлого года. Но началось всё, конечно, гораздо раньше: ещё на заре независимых журналов вроде The Face или i-D создатели не гнушались чередовать на обложках знаменитостей и супермоделей с простыми людьми. В России чуть позже им вторили «Птюч», «ОМ», а затем «Афиша». Пусть и не специально, но они учили читателей видеть красоту в самых разных её проявлениях, что и дало свои плоды сегодня.
Конечно, не всё так однозначно: общество до сих пор с трудом воспринимает идею, что одежду могут демонстрировать не только белые и очень худые девушки или парни. Нападкам троллей в интернете приходится отвечать даже моделям вроде Джиджи Хадид из-за её якобы «нетипичных» форм. Что уж говорить о России, где требования к модельной внешности всегда были особенно строгими. И всё же совсем игнорировать глобальные перемены не получается — так что шаг за шагом ситуация меняется и у нас. В первую очередь благодаря модельным агентствам, которые набирают моделей самых разных внешности и возраста. Это не огромные корпорации с офисами в центре города: часто кроме основателя в них работает лишь пара человек, а новых людей ищут в соцсетях. Мы поговорили с тремя создателями таких агентств и расспросили их о красоте, отношении к критике и целях.
Oldushka
агентство, переосмысляющее старение и расширяющее традиционные представления о пожилом возрасте
Игорь Гавар
основатель
Агентство моделей, чей возраст сейчас колеблется от шестидесяти до восьмидесяти лет, основал Игорь Гавар, выходец из Омска, работавший до этого художником-декоратором и продюсером съёмок в местном глянце. Его детище выросло из хобби — блога «Олдушка» об уличной моде российских пенсионеров, героями которого стали более тысячи человек из городов по всей России. В какой-то момент к нему стали обращаться за помощью рекламщики и стилисты,
ищущие возрастных моделей. Первым большим проектом Игоря стала съёмка для журнала «Афиша» 2014 года, после чего спрос начал расти. Логичным образом он решил сфокусироваться на поиске людей старшего поколения и открыть агентство, датой основания которого считается 1 марта 2016 года.
Сейчас Игорь занимается всем самостоятельно. В агентстве восемнадцать моделей: одиннадцать в Москве, четыре в Санкт-Петербурге, две в Челябинске и одна в Омске. «Половину из них я встретил на улице. Одна дама прислала свои фотографии на почту, кого-то мне порекомендовали знакомые», — рассказывает Игорь. При этом искать моделей непросто в силу специфики агентства: «Девушек и парней обычно находят в соцсетях, либо объявляют кастинг. Пенсионеры в интернете в большинстве своём не сидят. Вероятность того, что пожилая женщина узнает о кастинге и придёт туда, крайне мала. Кроме того, многие просто стесняются возраста, считают, что с годами выглядят хуже».
Два года назад Céline пригласили сняться восьмидесятилетнюю писательницу Джоан Дидион; в лукбуке The Row появились женщины за пятьдесят, а на юбилейном показе Dries Van Noten вышли модели, с которыми дизайнер работал с момента основания марки в 1993 году. Мир борется с эйджизмом, но в России седина до сих пор может восприниматься как признак «неухоженности», а морщины — «увядания». Oldushka нарочно идёт наперекор стереотипам: «Пенсионеры привыкли, что мода не проявляет к ним интереса, поэтому они не следят за ней, не покупают глянцевые журналы. Влияние модных процессов в России на них минимально, откуда же им знать, что их ровесники — новые герои моды?»
В российском обществе седина до сих пор может восприниматься как признак «неухоженности»
Почти все модели Oldushka седые: «Это не обязательный параметр, по которому я отбираю людей, но это первое, на что я обращаю внимание, когда рассматриваю прохожих. Наверное, это уже своеобразная профдеформация». Игорь признаётся, что часто в агентство приходят письма со словами: «Моей маме шестьдесят, но она выглядит гораздо моложе своего возраста — возьмите её в модели». В нашей культуре бытует стереотип, что женщина выглядит хорошо, только если выглядит моложе своих лет: «Эта история не про нас. Прежде всего, мне интересны выразительные лица, а не „моложавые“, как принято говорить».
Ни у кого из моделей не было профессионального опыта, так что они осваивали дело по ходу работы. Первопроходцы в России, они уже много добились: модель Ирина Белышева снялась в сезонном лукбуке ЦУМа и вышла на их показе, модель Ольга Кондрашева два сезона была лицом бренда Cyrille Gassiline и на прошедшей MBFW в Москве открыла показ марки KETIone, Валентина Ясень снялась в лукбуке магазина одежды 8-store.
«Если ты в жизни много радовался, то в старости лицо у тебя останется радостным. Чаще завидовал, обижался — именно это выражение и застынет. Лица пожилых людей эмоциональны, даже когда находятся в покое. Наверное, поэтому многих так пугает старость — вся суть сразу видна», — объясняет Игорь своё отношение к возрасту. Cамое главное, считает он, что Oldushka вселяет в людей чувство уверенности, избавляет их от страха перед старением и помогает с надеждой смотреть в будущее.
Cat-b
молодое Киевское агентство, которое одинаково успешно работает и с украинскими, и с западными заказчиками
анна боровская
соосновательница
мАРИЯ пОГРЕБНЯК
соосновательница
Ещё одно заметное модельное агентство, расшатывающее привычное представление о красоте, — Cat-b; оно появилось совсем недавно, меньше года назад. Его создатели родом из Киева, города, за модной сценой которого пристально следит весь мир. Каждый год на Украине появляется всё больше интересных молодых дизайнеров, делающих современную одежду без оглядки на кого бы то ни было. Показы с участием моделей конвенциональной красоты интересуют их всё меньше: в лукбуках и на презентациях можно увидеть людей самых разных типажей, так что появление соответствующего агентства было лишь вопросом времени.
Сейчас в Cat-b работают Мария Погребняк и Анна Боровская — до создания агенства они занимались чем придётся. Однажды Анна и Мария работали вместе над съемкой: оказалось, что одна может делать вещи, которые не может другая — и наоборот. В другой раз им нужно было выбрать моделей для лукбука, но они никак не могли найти подходящих: «В агентствах их или не было, или были, но в Польше — так что мы позвали на примерку приятельниц. После мы решили собрать симпатичных нам людей в одно лукошко, чтобы они были под рукой, и если что — предлагать эту базу ещё кому-то». Всё началось с AnOther Magazine, для которого ребята делали съёмку в Киеве — это был их первый серьёзный проект, на котором они помогали с продакшеном и поиском моделей.
Чаще всего Cat-b находят моделей через соцсети
Выбирая моделей, создательницы в первую очередь, ориентируются на субъективную симпатию: «Тебе нравится, Мэри?» — «Да, Эн!» — «И мне нравится!» — «Ну вот и зовём, значит». Чаще всего ребята находят их через соцсети — но не всегда: «Бывает, подходим к людям на улице. Бывает, что хороший человек пишет нам сам. Иногда модели приводят одногруппников. Один раз нашли красивую девушку на „Схеме“ (серия известных украинских вечеринок. — Прим. ред.) и потеряли. Хотели запостить на стене события фоторобот, но не получилось сделать портрет».
Cat-b на постоянной основе сотрудничает с главным молодым украинским дарованием Антоном Белинским, чья поcледняя презентация прошла в рамках Парижской недели моды в Palais de Tokyo. Модели агентства участвовали в последнем показе Sasha Kanevski и снимались для украинского Vogue. Ещё основательницы помогали проводить кастинг для лукбука новой коллекции одежды и аксессуаров Леди Гаги, cнятого дуэтом Synchrodogs. Из совсем новых проектов — съёмка в Париже, поучаствовать в которой моделей Cat-b позвала кастинг-директор Лейла Азизи.
Ребята признаются, что заказов у Сat-b всё больше. Сейчас они работают по стандартной агентской схеме: «Мы просто предлагаем модели гонорар от заказчика и сразу называем комиссию агентства — чаще всего это 20 %». В будущем они хотели бы продюсировать собственные съёмки и предлагать полный цикл фэшн-продакшена. Учитывая повышенный интерес к украинской моде и к Cat-b в частности, эти планы совершенно реалистичны.
Lumpen
агентство с более чем 200 моделями, которое стало заметнейшим игроком на мировой арене
Авдотья Александрова
основательница
Первое агентство на постсоветском пространстве, которое начало продвигать нестандартную красоту в массы, основано режиссёром Авдотьей Александровой. Именно Lumpen дало толчок остальным, показав жизнеспособность такого подхода. Агентство Lumpen родилось из коллекции фотографий, которые скопились у Авдотьи: долгое время
она снимала для своих и чужих проектов людей, чья внешность казалась ей привлекательной. Идея своего дела пришла к ней летом 2014 года, когда она вместе с друзьями была на Парижской неделе моды. Там Авдотья увидела журнал с фотографиями близкого человека, который не давал согласия на публикацию съёмки. Она решила сделать агентство, с помощью которого у её друзей будут права на их изображения.
Lumpen — это не просто база моделей для съёмок и показов. Прежде всего это сообщество: многие модели знакомы между собой и поддерживают друг друга в проектах, которые выходят за пределы моделинга. Например, один из самых известных и успешных моделей-мужчин Lumpen Cевер начал развиваться как дизайнер, а его одноимённая марка теперь продаётся и в московском «Кузнецком Мосту 20», и в миланском One Block Down.
Сейчас у Авдотьи два помощника: скаут и фотограф Наташа Пятница, переехавшая в Москву из Ростова-на-Дону, и переводчик Андрей, который помогает курировать иностранные заказы. К слову, он состоит и в базе агентства под именем Coil. Авдотья признаётся, что она в меру закрытый человек и ей приходится переступать через себя, чтобы знакомиться с людьми на улицах или в метро. На вечеринках дело идёт легче: многие уже знают и её, и Lumpen, и долго объяснять, что ей нужно, не приходится. И всё же главный источник новых лиц — это, конечно, социальные сети: «ВКонтакте» и Instagram. Таким образом, сейчас в базе агентства 224 модели в более чем двадцати городах.
Во главу угла Авдотья ставит личность, таковы и критерии при отборе: «Умное лицо, артистичность в поведении, оригинальность поступков. Если мы знакомимся по интернету — изложение мыслей, грамотность. И лишь после — рост и модельные данные». В отличие от многих традиционных агентств, Lumpen никогда не стремилось исключительно к большому заработку. Хотя, конечно, это и не благотворительное предприятие: 20 % от заказов модели идёт агентству.
Интересных проектов, в которых могли бы поучаствовать модели Lumpen, в нашей стране немного, и от многих ребята отказываются сами
Название для агенства выбрали закономерное: «Почти все ребята подходят под описание „люмпена“: многие из них бедные, безработные, провинциалы. Ребята в основном бритые, без сложных стрижек или бород — от них есть ощущение неблагополучного района. Я была уверена, что их будут букировать люксовые бренды, и мне хотелось увидеть этот контраст. Согласитесь, классно, когда русский „люмпен“ в вещах за несколько тысяч евро открывает шоу в Париже. К тому же, это интернациональное понятие, вызывающее мощную ассоциацию», — рассказывает основательница.
Интересных проектов, в которых могли бы поучаствовать модели Lumpen, в нашей стране немного, и от многих ребята отказываются сами: «В России работы мало, а гонорары очень низкие. Наши мальчики и девочки зарабатывают в Европе в десятки раз больше, чем здесь, поэтому мы планируем открыть там филиал, чтобы упростить работу». Основные заказчики здесь — магазины ЦУМ, КМ20, SVMoscow, несколько журналов и онлайн-изданий. Ещё Александрова сотрудничает с дизайнером Гошей Рубчинским. Вместе с его командой она курировала кастинг моделей для последнего показа в Калининграде. Искали их по всей стране.
О Lumpen писали и американский Vogue, и i-D — колоссальный интерес со стороны Запада к агентству не утихает до сих пор. Сейчас Авдотья и её подопечные — одни из тех, кто представляет образ России на мировой арене. Модели Lumpen участвовали в шоу Balenciaga, Vetements, Lanvin. На недавно прошедших неделях их можно было увидеть на Rick Owens и Veronique Leroy. Comme des Garçons работают с Lumpen уже на постоянной основе: на последнем показе Comme des Garçons Homme Plus из двенадцати моделей восемь было из Lumpen.
Интересна реакция и российской аудитории. Помимо эффекта узнавания и предложений о работе, агентство сталкивается и с грубостью — особенно в Сети: «Есть люди, которые до сих пор называют моделей „уродами“ — если это происходит в интернете, мы просто таких блокируем. Критиковать внешность — последнее дело». Авдотья признаётся, что модели агентства — её личный выбор, которым она очень гордится: «Я рада, что люмпены нравятся не только мне, но я не испытываю горьких сожалений, что кому-то они не нравятся — мне всё равно. Тот мир, который я уважаю, постоянно доказывает обратное. Когда Эдриан Йоффе жмёт тебе руку за кастинг, какое вообще дело может быть до того, что думают и говорят эти люди».