СтильИз рук в руки:
Как ресейл спасает мир
от перепроизводства вещей
Социальная ответственность и осознанное потребление — почему важно покупать не новую одежду
Текст: Алёна Белая
В противоречивые времена мы живём. С одной стороны, за последние пару лет стало совершенно понятно, что потребительские паттерны людей кардинально поменялись: бесконтрольный шопоголизм и показная роскошь стали моветоном, обезличенный нормкор — новой философией жизни, а концепция «лучше меньше, но лучше» — мотто многих современных людей.
Новая дублёнка Acne Studios стоит около $2800.
Почти в два раза дешевле можно купить на Vestiaire {Collective}
Только вот по другую сторону баррикад железобетонно стоят всё тот же масс-маркет, выстреливающий новыми коллекциями каждые две недели, и люксовые марки, уверенные — их клиент не желает ждать полгода, чтобы купить понравившуюся вещь, поэтому все сезонные новинки должны поступать в магазин прямиком с подиума. Понятное дело, что современный мир вообще и мир ретейла в частности — про многообразие возможностей выбора. Хочешь — исповедуй идеологию slow life и сведи количество необходимых для жизни вещей к минимуму; хочешь — бросайся с головой в консьюмеристские утехи. И всё бы шло своим чередом, если бы на горизонте не замаячила третья перспектива, балансирующая где-то между этими двумя крайностями.
В 2009 году начальник одного из отделов Microsoft Себастьен Фабре решил создать для своей жены сайт, где она могла бы продавать свои многочисленные брендовые сумки. Ситуация стандартная: накупила впрок, и в итоге добрая половина лежит без дела. Со временем к мадам Фабре подключились другие такие же безбашенные шопоголики, а сайт Vestiaire {Collective} превратился в одну из самых масштабных площадок по продаже подержанных (или не очень) вещей. Сегодня проект оценивается в 77 миллионов евро, а в прошлом году издательский гигант Condé Nast решил инвестировать в него дополнительные 20 миллионов долларов. Этот шаг говорит о многом: если уж такие площадки, как Vogue, Glamour, GQ и прочие конденастовские онлайн-рупоры, планируют нести в массы идею «вторичного шопинга», значит, затея действительно перспективная.
Сектор «из рук в руки» сегодня — примерно как винтаж лет пять назад. Да, сама мысль о вещах, которые до тебя уже кто-то носил, у некоторых вызывает чувство брезгливости, но вся эта история нашла немаленький круг ценителей — пользователей одного только Vestiaire {Collective} уже больше 4 миллионов. Даже в России, куда культура винтажа проникала долго и местами мучительно, у ресейл-площадок неплохая перспектива.
Среди нынешних 20–30-летних, выросших на рассказах мам и бабушек об отношениях с одеждой в советские времена, когда всё по несколько раз перештопывалось, переделывалось на модный лад и донашивалось за старшими родственниками, долгое время был крепок стереотип «новое — хорошо, старое — плохо». Но время шло, менялась экономическая обстановка, и былой скептицизм по отношению к подержанным вещам постепенно сошёл на нет. Сегодня мы уже не пренебрегаем редкими гаражными распродажами и своп-вечеринками, охотно не только продаём, но и покупаем онлайн (тут кому-то по душе народный ресейл-сайт Avito, а кому-то ближе «группы анонимных шопоголиков» в соцсетях. Дизайнерскую одежду, обувь и аксессуары уже который год успешно продают-покупают в онлайн-комиссионке Second Friend Store, а любители офлайнового шопинга штурмуют главный московский секонд-хенд «Мегастиль» в поисках уникальных в своём очаровательном уродстве вещей. Делать выбор в пользу подержанных вещей для нас не столько необходимость, сколько фан.
Проект The RealReal помогает вещам обрести новую жизнь. Например, этому жакету Barbara Bui. Жакет из новой коллекции той же марки стоит в два раза дороже
Но у профессиональных ресейл-сайтов есть очевидные преимущества. Во-первых, чтобы выбрать из сотни вещей что-то стоящее, вам не придётся провести пару часов в помещении, пропахшем нафталином и навсегда ушедшей молодостью. А во-вторых, сам интерфейс подобных онлайн-магазинов не выдаёт в них места былой фэшн-славы: сделан он обычно в лучших традициях ретейлеров вроде Net-A-Porter или Matchesfashion с приятными глазу подборками, красочными баннерами и привлекающими внимание стритстайл-картинками (не практической пользы ради, а красоты для). Главное, конечно, не сильно бьющие по кошельку цены, особенно в сравнении с изначально указанными на бирках. Понятное дело, что в современных реалиях блузка Prada даже за 90 долларов — существенная трата, но с этой сотней баксов вы получаете: а) качество; и б) вещь, которую не придётся отправлять в утиль по окончании сезона (для сравнения, лёгкий жакет из полиэстера в Zara сейчас стоит примерно столько же).
Такой подход к шопингу идеально вписывается в концепцию «покупай меньше, выбирай тщательнее», о которой мы уже писали, а удовольствие от неимпульсивного шопинга подогревает вполне демократичный ценовой диапазон. И вот ещё что: многочисленные сумки, платья и обувь, которые помнишь по собственной Instagram-ленте или тренд-отчётам с модных недель, буквально пару сезонов спустя выглядят безнадёжно пустыми и устаревшими. Ресейл — отличная профилактика против приступов шопоголизма: подумаешь, как много бесконечных it shoes и must haves (в том числе в интерпретации масс-маркета) в конце концов оказываются выставленными на перепродажу, и тратиться на них отпадает всякое желание.
Но главный аргумент в пользу ресейл-площадок другой. Каждый год в мире продаётся 80 миллиардов единиц одежды, из них всего 10 % суждено быть отданными на благотворительность. В утиль отправляется более 13 миллионов тон текстиля, всего 15 % из которых перерабатываются и обретают вторую жизнь. Тут и там мы слышим об инициативах игроков индустрии сделать вклад в поддержку экологии: то решат перешивать старые вещи в новые, то — платить бангладешским «petites mains» два доллара в час вместо полутора.
Но давайте говорить откровенно: когда бренд, который производит по 600 миллионов предметов одежды в год, проявляет подобные выпады гуманности, это выглядит не существеннее капли в море (ну, и ещё немножко лицемерием). И в конце концов всё равно провоцирует покупать ещё больше дешёвых вещей, пусть даже они успели пройти некий кармический круг.
Российский Second Friend Store — локальный пионер в области ресейла.
К слову, новая кожаная сумка Lanvin обойдётся не меньше чем в 60 000 рублей
Возможно, куда целесообразнее было бы не надеяться на глобальные корпорации (которые в конечном итоге всегда нацелены на увеличение собственной прибыли), а внести собственный, пусть и небольшой вклад. Например, обратить внимание на ресейл-сайты вроде того же Vestiaire {Collective} или американского The RealReal и аккумулировать идею «круговорота вещей в природе». Серьёзно, когда продираешься через десятки страниц с ассортиментом всех мастей, понимаешь, как много по-настоящему классной, качественной, а зачастую и вовсе новой одежды оказалось никому не нужной. И что, возможно, в твоём гардеробе хотя бы одна такая вещь приживётся гораздо лучше, чем пара-тройка очередных синтетических кофточек из масс-маркета.
Есть ещё один момент — эмоциональный. Мы тут часто говорим, что в эпоху кризиса (не только финансового, кстати) люди хотят вкладываться не просто в обезличенные вещи, им куда важнее опыт и переживания. Так вот, такие ресурсы (равно как и какой-нибудь глобальный онлайн-аутлет наподобие Yoox) — пример шопинга, сопряжённого с эмоциональным контекстом, и в этом одна из причин их популярности. Одно дело прийти в магазин за платьем мечты, и совсем другое — найти его в результате продолжительной или не очень охоты, по ходу дела подарив ему собственную историю. В этом есть какой-то азарт, который, впрочем, не даёт тебе потерять контроль — в конце концов, тут история не из серии «всё по 99 центов». Как сказала Карла Галлардо, соосновательница марки Cuyana, девиз которой «Fewer, better things»: «Когда вы думаете о качестве, а не количестве, вы уделяете куда больше внимания процессу выбора». И честное слово, ничто не помогает избавиться от привычки захламлять гардероб ненужными вещами, как такая вот строгая селекция, — я проверяла.
Фотографии: Opening Ceremony