МнениеGosha Rubchinskiy: Почему «там» его любят больше, чем «здесь»
По следам показа в Калининграде
«Меня зовут Кирилл Андреевич Краснов. Мне 22 года. Я родился и вырос в городе Калининград, aka Кёнигсберг. Больше десяти лет в граффити, семь лет плавания, увлекаюсь скалолазанием. Я стремлюсь идти своим индивидуальным путём, прожить интересную жизнь, наполненную любовью и путешествиями», — именно с этой заранее записанной речи начался осенне-зимний показ будущего года марки Gosha Rubchinskiy. Кирилл Андреевич — один из обычных парней, которому удалось 12 января попасть на показ в качестве модели. Команда дизайнера c помощью агентства Lumpen искала таких, как Кирилл, по всей стране.
даша князева
Показ прошёл 12 января в здании калининградского Областного центра культуры молодёжи. Здесь сразу прослеживается симметрия. Уже не первый год Гоша Рубчинский успешно транслирует эту самую культуру российской молодёжи на весь мир. Мир отвечает ему взаимностью: за пару лет Рубчинский и его команда обеспечили себе патронаж гиганта Comme des Garçons, контракт с adidas, участие в международных неделях моды и постоянное, чаще — восхищённое, внимание западной прессы. При этом на родине успех отечественного бренда до сих пор вызывает у многих настороженность и недоумение. Да и сам дизайнер, будем честны, намеренно или нет держит дистанцию: русскоязычную прессу чаще игнорирует и всячески подчёркивает свой космополитизм. В этот раз — вполне буквально, выбрав в качестве места проведения один из самых западных городов страны.
За несколько лет всё, к чему приложил руку Гоша и его команда, превратилось в объект пристального внимания
Шоу прошло в разгар мужских недель моды — в тот же же день, что и выставка Pitti Uomo во Флоренции. Несмотря на возможные проблемы с перелётами и визой, на него приехала целая иностранная делегация из представителей передовых медиа, посвящённых моде, включая Александра Фьюри, критика и фэшн-корреспондента в T Magazine, Алека Лича, фэшн-редактора Highsnobiety, Викрама Кансара, редактора Business of Fashion, а также байеров уровня Slam Jam и Smets. «Это было самое странное первое впечатление-конфликт: ты находишься в фойе ДКМ, куда в последний раз ходил на новогоднюю ёлку или на выставку кошек в детстве, и вдруг все вокруг говорят на английском языке», — рассказывает Дмитрий Селин, куратор проекта «Арт-Ворота», один из нескольких местных жителей, попавших на показ.
За несколько лет всё, к чему приложил руку Гоша и его команда, превратилось в объект пристального внимания. Только за прошедший год больших новостных поводов было несколько: выпуск первого парфюма, участие в Pitti Uomo, запуск марки одежды «Рассвет». Каждый из них так или иначе освещался в иностранной прессе, и этот показ — ещё одна возможность понять, как дизайнеру удалось расположить к себе западную аудиторию и сохранить интерес. Почему феномен Гоши Рубчинского разросся до таких масштабов, что все эти люди предпочли показ одного российского дизайнера в небольшом городе всему остальному? Причин тут несколько.
Умение сотрудничать — с институциями и людьми, находить «своих», способных понимать и дополнять тебя — безусловный талант дизайнера. Так, уже не в первый раз за всю музыку на показе отвечал Павел Миляков, который начал сотрудничать с Рубчинским в качестве графического дизайнера ещё в 2009 году. Это же касается и креативных продюсеров показа — Александры Рожковой и Сергея Костромина, которые отвечали в том числе и за локацию. Несколько моделей стали константой шоу — среди них Толя Титаев (не так давно они совместно запустили марку «Рассвет») и Валентин Фуфаев. Рубчинский создал настоящее объединение, в котором друзья — они же и коллеги.
Та же история – с умением выбрать «правильных» партнёров для коллабораций, и яркий пример тому — недавний контракт со спортивным брендом adidas, который сочетает в себе и богатейшее наследие, и свежий взгляд на моду. В последние годы все их сторонние линейки были на слуху, и нашумевшие Yeezy — лишь вершина айсберга. Нынешний шаг закономерен: коллекция, посвящённая предстоящему чемпионату мира по футболу, как нельзя лучше отражает дух времени.
Конечно, в первую очередь успех марки Rubchinsky у западной аудитории покоится на интересе к незнакомой эстетике. Она ясно рассказывала о неизвестном опыте при помощи простых, удобных вещей. Дизайнер делает цельное художественное высказывание — о юности и ранимости, показной смелости и браваде, отталкиваясь, как всегда, от культуры подростков, их вкусов и стиля. Неслучайно показ сопровождали монологи обычных парней из Ростова-на-Дону и Уфы.
Однако даже это не всегда становится залогом успеха, так редко выпадающего на долю российских дизайнеров. Если посмотреть на рубрики, рассказывающие о новых именах в мире моды, половина из всех заявленных прекращает заниматься одеждой через несколько лет. Дело не в российской действительности: запускать и работать над маркой одежды — это очень сложно. Для того чтобы всё не схлопнулось после первого наплыва восторгов, нужно совпадение миллиона факторов. Самый важный – тот, от которого многие оказываются далеки, — продуманная финансовая стратегия и коммерческая составляющая. Рубчинский же оказался под патронажем Comme des Garçons — и это его удача.
Умение сотрудничать — с институциями и людьми, находить «своих», способных понимать и дополнять тебя — безусловный талант дизайнера
Что же до «русской жизни» Гоши Рубчинского, коллекция, часть вещей из которой стала коллаборацией с adidas, — смесь самых разных кодов и отсылок. Главная из них — образы, связанные с околофутбольной жизнью — фаната, полицейского, вратаря. Совместно с adidas дизайнер показал кроссовки, футболки с надписью «Футбол» на кириллице, треники, характерные шарфы и другие вещи. Модели из совместной линейки будут доступны в 133 магазинах по всему миру — в том числе Dover Street Market и на площадках, непосредственно принадлежащих Comme des Garçons. В России коллекция появится не у adidas, а в концепт-сторах, где Гоша Рубчинский продавался задолго до этого: SVMoscow и «Кузнецком Мосту 20», Wood Wood и Au Pont Rouge. По словам представителей adidas, всего планируется три коллекции. Конечно, в России слава бренда сопровождалась не только признанием, но и огромным количеством мемов, связанных и с личностью cамого дизайнера, и с его коллекциями. Главные претензии хейтеров из соцсетей обычно укладываются в слова «коммерция», «уродство» и «гопничество».
Рубчинский далеко не первый, кто пытается в современном ключе упаковать сконцентрированную русскую легенду и соблазнить ею мир. В конце концов, каноническая «русскость», бесконечные цитаты, вплоть до буквального стиля à la russe существовали в модном контексте с самого зарождения индустрии. И всё же в последнее время русский сувенир перестал цениться там, где отныне требуется свежее высказывание. Именно Рубчинский со своей командой впервые за долгое время вывел свежий набор приёмов и кодов. Взяв стиль улицы, повседневной, а не парадной городской униформы, они сформировали базовый гардероб, на основе которого родились и современный стиль, и новые силуэты.
Такая тщательная работа с актуальным контекстом стала востребованной в мире условного «там» и по тем же причинам вызывает неприятие у многих «здесь». Каждый художественный проект Рубчинского — будь то коллекция, фотопроект, книга или прошедший показ — настолько узнаваем для российской аудитории, что она просто не всегда готова себя с ним идентифицировать. Строгий и взвешенный взгляд на окружающую действительность кому-то может показаться кощунством, словно бы дизайнер без лишних сантиментов разбирает на тумбочки дедушкин шкаф, вместо того чтобы ещё раз покрыть его лаком. Но художник вправе не думать об оскорблении чувств в эпоху постмодернизма.
фотографии: Гоша Рубчинский