Star Views + Comments Previous Next Search Wonderzine

МнениеГиперсайз: Мода для тех, кому не важен размер одежды

Чем так хороши вещи размера XXXL

Гиперсайз: Мода для тех, кому не важен размер одежды — Мнение на Wonderzine

Телесность и мода всегда были связаны. Актуальный в разное время силуэт говорил о текущих взглядах на идеальную фигуру человека. При этом разные эпохи, будь то XVII век или 1980-е годы, могли похвастаться своими примочками, от корсетов до специальных подушечек, при помощи которых намеренно меняли очертания тела. Разумеется, чтобы соответствовать стандартам времени.

Олеся Ива

Желание «раствориться»
в одежде обусловлено агрессивной средой

Даже сегодня, в эпоху удобной повседневной одежды, форма, пропорции и размер вещей продолжают этот диалог между общественным и личным восприятием тела. Надо сказать, что за последние десять лет мы прошли через разные нормы. На смену «изможденным» фигурам с торчащими ключицами и скинни-луку пришел слим-лук, подчеркивающий уже спортивные формы, а также мода взяла курс на андрогинный универсальный оверсайз. Теперь в этот ряд добавились вещи объемов гиперсайз вплоть до XXXL. Почему размер одежды больше не имеет значения? Откуда появилась мода носить вещи гигантских, почти монструозных объемов?

Нагляднее всего смену силуэтов последних десяти лет иллюстрирует мода на популярные повседневные джинсы. Так, на смену скинни пришли мом, а теперь мом вытесняют папа-джинсы, идеально резонирующие с охватившим весь мир помешательством на «папашином теле»: очень-очень большие и просторные. Gap поддержали тенденцию и выпустили в этом году папа-шорты, а пока Рианна позировала в огромных «бездонных» джинсах Martine Rose для журнала i-D, The Guardian заговорили о dadcore. Речь, разумеется, не только о джинсах. Это громоздкие плащи, жакеты, рубашки, худи, бомберы, футболки, водолазки и другие вещи на два-три размера больше, словно из гардероба отца с фигурой человека, который преданно любит пиццу и пивные бары. The Guardian, сравнивая вещи размера XXL с гардеробом отца, стараются не задеть чувства полных людей. Хотя, если смотреть правде в глаза и обладать долей иронии, то мода на одежду больших размеров, по сути, и есть попытка переодеться в вещи для полных.

Одежда — своеобразная граница между внутренним и внешним. Желание «раствориться» в одежде, завернуться в то, что целиком скрывает тебя от внешней среды, обусловлено агрессивной средой, в которой мы живем, и нашей уязвимостью. Многие в детстве носили вещи своих старших братьев и сестер или как минимум примеряли большую одежду своих родителей. В тот момент нас не волновало, что какие-то части тела одежда подчеркивала, открывала или закрывала. Главным было ощущение уюта, комфорта и защищенности, которое давала одежда больших размеров. Впрочем, и взрослому не чужда потребность в «броне». Гиперсайз — это когда ты чувствуешь себя словно ты в домике, только из вещей. Вспомните крепость из одеяла в детстве. Броня из предметов — это чистый гиперсайз.

Преподаватель Британской школы дизайна Дарья Ядерная также объясняет тенденцию на гиперсайз стремлением закутаться, защищаться, обороняться, а значит, скрыть контуры своего тела. Актуальность она объясняет и тем, что фигура стала важным критерием успеха в обществе, карьере, личной жизни, а культ внешности — доминантным. Отрицание сексизма, роли внешности как индикатора успеха и стального характера (ведь спорт и диеты требуют немало силы воли, в противовес расслабленному желанию не отказывать себе в удовольствиях), по мнению Ядерной, приводит к желанию покупать огромные вещи и спрятаться в них, а также найти комфорт в свободном крое.

 

Объемный крой дресс-кода 80-х сигнализировал
о властности
и самоуверенности

Анна Лебсак-Клейманс, директор аналитического и консалтингового агентства Fashion Consulting Group, продолжает эту мысль и говорит о влиянии интернета и социальных сетей, которые расшатывают внутреннее состояние человека. «Несмотря на доступ к социальным медиа, мы всё чаще чувствуем себя одиноко и отрешенно, а наша самокритика растет. Отсюда берется потребность выстроить стену между собой и „шумным и хаотичным окружающим миром“, между агрессией снаружи и тишиной внутри, между своим, защищенным и недоступным для чужих и прочим миром. Потребность выражается в том, что человек создает себе как бы кокон из одежды, внутри которого есть ощущение уюта, тишины и безопасности. Это многослойность, объемные формы, удлиненные рукава и брюки, преувеличенные размеры, драпирующиеся мягкие фактуры тканей, натуральные палитры и волокна», — говорит Лебсак-Клейманс.

Нечто подобное уже происходило с модой в 80-е, правда, на уровне молодежных субкультур. Гиперобъемные брюки и треники из 2015-го не зря навевают воспоминания о широких джинсах-трубах и майках до колена хип-хоперов, которые донашивали одежду своих отцов и братьев. Другой яркий пример гиперсайза — британские эйсид-рейверы конца 80-х, которые носили гигантские джинсы, худи, футболки XXL и панамы и потели в этой громоздкой одежде до рассвета. Массивность и объемный крой делового дресс-кода 80-х сигнализировали о властности и самоуверенности обладателя пиджака с преувеличенными плечами или пальто-кокона. Такие модели предлагали многие дизайнеры, от Джона Гальяно и Джорджио Армани до Иссея Мияке и Бетси Джонсон, а носили все — и мужчины, и женщины.

Эстетику суперобъемных вещей развили в конце 90-х — начале 2000-х в мужских коллекциях Раф Симонс и Дрис ван Нотен, хотя, по сути, они апеллировали всё к тем же субкультурам и стилю 80-х. Например, в 2005 году Симонс предложил носить огромные штаны в паре со столь же огромными укороченными куртками и плащами. На Style.com тогда написали, что эта коллекция — мода будущего, характерные идеи дизайнера, принявшие радикальную новую форму.

 

Однако нагляднее всех работают с деформацией одежды до монструозных форм азиатские дизайнеры. Взять хотя бы коллекции Рей Кавакубо разных периодов или современные работы молодой марки Ximon Lee, показывающей безразмерные штаны и унисексуальные фуфайки. Востребованность «монстросайза» на азиатском рынке обусловлена той же тягой к защите от еще более агрессивной, высокотехнологичной и эмоционально сдержанной среды, а также частым стремлением японцев, обладающих по природе хрупкими и тонкими фигурами, примерить на себя чужеродную массивную форму.

Мешковатые массивные вещи представлены преимущественно в мужских коллекциях — это подтверждают лукбуки Тиграна Аветисяна, Martine Rose и Craig Green и сезон осень-зима — 2015 Hood By Air. Однако постепенно гиперсайз проникает и в женские. Jacquemus, Rag & Bone, Off-White и Lemaire показывают мешковатые брюки, громоздкие пальто, жакеты и свободные водолазки. Undercover и Steven Alan — бомберы и брюки почти размера XXL. MM6 Maison Margiela и Ports 1961 — просторные джинсы, футболки и топы. Марка Y/PROJECT — объемные тренчи в паре с тяжелыми ботинками и свободными брюками. Отдельно можно сказать про марку Vetements. Одними своими весенне-летней и осенне-зимней коллекциями этого года они, кажется, окончательно сделали преувеличенно большие формы ультрамодными.

Идея гиперсайза в том, чтобы носить свободные, удобные, не стесняющие движения вещи почти что монструозного размера без страха осуждения за то, что ты выглядишь как гигантская бесформенная масса. И вот здесь тенденция обозначает болезненные точки. Первая — острая негативная общественная реакция на массивные вещи на девушке в паре со страхом надеть что-то не по фигуре, навязанным обществом. Ведь, следуя патриархальному дискурсу, девушка должна иметь классную фигуру и подчеркивать ее, а вот мужчине физическая красота и подтянутость вовсе не вменяется в обязанность, и поэтому он может всячески скрывать свое тело одеждой. Отсюда следует и ограниченность в крое и размерной сетке в женских отделах одежды: в поисках вещей больших размеров приходится отправляться или в мужской отдел, или в специализированные магазины.

Меж тем все фигуры уникальны, а возможность примерить одежду с совершенно разным эмоциональным зарядом дает куда больше шансов изучить и понять себя. К тому же мало кто реально представляет, как выглядит его тело в объеме, и в итоге мы часто недооцениваем или переоцениваем свои размеры. Если бы у каждого была возможность создать собственную 3D-модель и взглянуть на свое тело со стороны, мы бы узнали о себе много нового. А пока главное — понять и принять, что фигура — будь она крупная или миниатюрная, стройная или пышная — не обязывает никого носить только определенные вещи.

 

Рассказать друзьям
12 комментариевпожаловаться