СтильКультовая мелодрама
«Жестокие игры»:
Гид по стилю 90-х
Как носить лаконичные платья, мюли, белые кеды и как выглядит преппи-стиль конца 90-х
Олеся Ива
Мы много внимания уделяем тенденциям и современной моде, но стоит понимать, что они лишь ориентиры, которые каждый интерпретирует по-своему. Стиль формируется в том числе под влиянием окружающей реальности и культуры, включая искусство, фильмы или видеоклипы. Время от времени мы разбираем произведения, из которых можно почерпнуть много знаний о моде эпохи и взять на вооружение ряд стилевых приемов. Сегодня вспоминаем важный поколенческий фильм «Жестокие игры» с Райаном Филиппом, Сарой Мишель Геллар и Риз Уизерспун в главных ролях, представляющий собой не только переложение классики на новый лад, но и гид по моде конца 90-х.
«Жестокие игры» — культовое молодежное кино конца 90-х, на котором выросло целое поколение. Спустя 16 лет фильм вызывает и много вопросов (сейчас видно, как активно он закладывал в сознание аудитории архетип «хорошего плохого парня», на котором до сих пор едут даже «Пятьдесят оттенков серого»), но и, все-таки, трепетное чувство ностальгии. От саундтрека, включающего хиты «Every you, Every Me» группы Placebo и «Bitter Sweet Symphony» группы The Verve до стиля героев и их большой драмы. «Жестокие игры» сняты по мотивам романа Шодерло де Лакло, действие которого перенесено из Франции XVIII века на Манхэттен конца 90-х, а главными героями становится нью-йоркская золотая молодежь вместо французской аристократии. По сравнению с книгой, возраст героев, которые соблазняют друг друга, шантажируют, манипулируют и сражаются за репутацию, значительно снижен (им примерно по 17 лет) — чтобы их переживания были понятнее целевой аудитории.
Сейчас «Жестокие игры», конечно, сложно смотреть всерьез (если так сделать, то это будет совсем другой текст), но то, что он «на стиле», — это факт. Минимализм 90-х, влияние спортивной и преппи-культуры тут продуманы от и до. Костюмером выступила Дениз Уингейт, приложившая руку и к другому хиту 90-х — сериалу «Мелроуз Плейс» про калифорнийских яппи. Впрочем, к работе с костюмами Дениз Уингейт подошла в лоб. Скажем, отрицательный персонаж Кэтрин (ее играет Сара Мишель Геллар) носит сплошь соблазнительные корсеты, платья, преимущественно черного цвета, а ее противоположность Аннет (роль Риз Уизерспун) — скромные кардиганы, романтичные платья и чиносы светлых оттенков. Но если отбросить клишированность этих образов и склонность создателей фильма к стереотипизированию, а сконцентрироваться только на моде, изучить фильм более чем стоит: 90-е снова на пике.
Мы уже рассказывали о роли темных очков, которые всегда добавляют своим обладателям внешней крутизны. Главный герой Себастьян прекрасно осведомлен о природе крутости очков. С первых минут фильма он появляется в очках с небольшой прямоугольной оправой и не снимает их добрую половину фильма — скрывая свое истинное лицо за темными линзами. Ведь за маской рокового соблазнителя впоследствии оказывается чувствительный и романтичный парень. Снять с него маску, а также темные очки удается лишь героине Риз Уизерспун, которая символически появляется в них в финале.
Под элегантным черным брючным костюмом Кэтрин оказывается соблазнительный корсет и лиф. Это, конечно, дань Жан-Полю Готье и его концепции «нижнего белья как верхней одежды». Именно в начале 90-х Готье создал бельевые костюмы, включающие конусообразные бра, для тура Мадонны «Blond Ambition Tour». К тому же сексуальный наряд Кэтрин обусловлен сценой соблазнения сводного брата.
Ключевые черты стиля Кэтрин: лаконичные платья, подчеркивающие фигуру, темная помада и классическая стрижка «перьями» до плеч, ставшая даже слишком популярной в начале 2000-х.
С виду наивная героиня Сесиль — одна из многочисленных жертв манипуляций Кэтрин. Простодушие и наивную чистоту девушки подчеркивают и ее наряды. Сесиль носит смешные футболки, белые гольфы, юбки в клетку, классические лоферы или белые кеды, балансируя где-то между стилем преппи и тинейджерским гардеробом.
Брюки чинос, рубашка с закатанными рукавами, волосы, убранные за уши, — скромный образ, невероятно популярный и сегодня. Себастьян в сцене знакомства с Аннет одет в классические вещи: сафари-пиджак и джемпер с V-образным вырезом — ладный набор вещей для создания хорошего первого впечатления: одновременно сексуальный и «порядочный».
Лаконичное платья и украшения, босоножки на тонком ремешке, поло, юбки миди и белые кеды — отчетливо видно, сколько общего у моды конца 90-х и 2015-го.
Здесь оба героя в одежде придерживаются «отцовского» стиля, стараясь выглядеть слишком прилично. Что выдает эпоху 90-х с потрохами, так это прически, воспетые позже мальчиковыми поп-группами: крашеный блонд и кудряшки в геле, прославленные Джастином Тимберлейком.
Темные очки, черный элегантный костюм, широкополая шляпа — Кэтрин, с одной стороны, цитирует стиль Одри Хепберн 50-х, с другой — показывает канонический комплект прямиком с рекламной кампаний Gucci, снятой под руководством Тома Форда в 1998 году. Кроме того, здесь мы видим архетипичный образ роковой женщины в темных очках. Наряды героинь в знаменитой сцене с поцелуем прекрасно отражают контраст характеров: подчеркнуто «взрослой», «опасной» Кэтрин и неопытной Сесиль, предпочитающей поло, кеды и заколки в волосах.
Однотонный цельный спортивный купальник — также привет из 90-х. Здесь, конечно, не «Спасатели Малибу», а скорее нормкор из прошлого. Райан Филипп же явно отдает дань стилю Хью Хефнера, появляясь в шелковой рубашке с глубоким вырезом.
Темные прямоугольные очки, базовая одежда темных цветов, прочные ботинки, свободные брюки, классическое пальто костюмного кроя. Стиль Себастьяна — мужской минимализм, не дающий до сих пор покоя маркам вроде Jil Sander и Hermès.
Главные герои вновь демонстрируют функциональность и простоту, столь важную в мужской и женской моде как конца 1990-х, так и середины 2010-х.
Близость характеров Себастьяна и Кэтрин, а также их лицемерие вновь подчеркивают темные очки. Кроме того, оба героя вновь цитируют кампании Gucci второй половины 90-х: и герои, и дизайнеры в те времена активно манипулировали людьми с помощью сексуальности и соблазна.
Думается нам, что если бы один из основоположников стиля преппи Ральф Лорен был дальновиднее и смелее, то наверняка бы использовал этот образ Себастьяна, натирающего ракетку, в своих рекламных кампаниях. Уж наверняка тогда мужские джемперы с V-образным вырезом не выглядели бы так старомодно.
Низкий каблук, ассоциирующийся со скромностью и сдержанностью, возвращается в моду уже этой осенью. Вот одна из идей, с чем носить туфли с небольшим подъемом, — коротким платьем и аккуратными часами на металлическом ремешке.
Кашемировый мягкий джемпер, спокойная юбка-карандаш лавандового цвета, прилежные косички — именно скромность героини застает врасплох Себастьяна, который всем внешним видом демонстрирует, что он персонаж темный и загадочный.
Мюли — одна из самых незаурядных моделей обуви — стали крайне модной к этому лету. Не перестаем видеть слишком прямые заимствования стилистами и дизайнерами идей в эпохе, предшествующей 2000-м. Впрочем, здесь каблук в сочетании с открытым топом и хорошо сидящими брюками вновь показывает, как костюмер метко подобрал одежду к ситуации в фильме.
Самая знаменитая сцена фильма. «Я впечатлена» — «Я влюблен». Здесь обоих героев визуально объединяет цвет одежды — синий. Цвет непорочности, как думали в XVI веке, и меланхолии, как принято думать сейчас.
Как вы уже поняли, наряды Сары Мишель Геллар — клишированный учебник по совращению. Она всем своим видом дает понять, как выглядит порочность (и желание выглядеть старше своих семнадцати, так свойственное в этом возрасте). Кэтрин может появиться как в лаконичном платье, так и в шелковом в бельевом стиле и пастельном бежевом цвете — оно, пожалуй, одно из самых королевских в фильме. Белье, которое видно сквозь прозрачные вещи, короткая юбка и аккуратные босоножки — образ, который используют в таких обстоятельствах до сих пор.
Лаконичный топ, брюки-дудочки и белые кроссовки — именно в таком наряде до сих пор выходит на поклон Фиби Файло после каждого показа Céline. Тут снова явный пример того, что современные дизайнеры не изобрели велосипед и просто переосмыслили простой и удобный минимализм 16-летней давности.
Как выглядит форма в закрытом престижном учебном заведении Нью-Йорка, мы узнаём только в конце фильма: накрахмаленные рубашки, жакеты и кардиганы с нашивками, ботинки и лоферы, белые носки и гольфы. Главное здесь — не переборщить с аксессуарами вроде подвески с крестом.
Темные очки и звание самой крутой героини фильма уходит в финале Риз Уизерспун. Да, очки по моде 90-х до сих пор составляют мощное сочетание с классическими вещами, отсылающими к высококлассной школьной форме, например белой рубашкой, кардиганом, ободком (с гладкой прической) и металлическими часами.