СтильЧто можно узнать о стиле 70-х из фильма «Под кайфом и в смятении»
Как носить джинсы клеш, кеды и кроссовки, нарядные рубашки и фенечки
Олеся Ива
Мы много внимания уделяем тенденциям и современной моде, но стоит понимать, что они лишь ориентиры, которые каждый интерпретирует по-своему. Стиль формируется в том числе под влиянием окружающей реальности и культуры, включая искусство, фильмы или видеоклипы. Мы запускаем рубрику, в которой будем разбирать произведения, из которых можно почерпнуть много знаний о моде эпохи и взять на вооружение ряд стилевых приемов. Сегодня речь пойдет о культовом фильме 1993 года «Под кайфом и в смятении», снятом автором «Отрочества» Ричардом Линклейтером.
Действие фильма, названого по одноименной песне Led Zeppelin, не звучащей в картине, разворачивается в 1976 году. Фильм представляет собой один день из жизни школьников в небольшом городке в Техасе — так что здесь много балбесов, пива, наркотиков, ретроавтомобилей и сленга. Одно лишь слово «чувак» («man») произносится в фильме 185 раз. Ричард Линклейтер посвятил киноленту своей юности — в 1976 году ему было 16 лет и он как раз рос в Техасе. Поэтому многие детали, включая стиль героев фильма, режиссер восстанавливал по памяти, а в роли своих современников снял нескольких будущих звезд: Мэттью МакКонахи, Бена Аффлека, Адама Голдберга и Миллу Йовович.
Отдельного внимания заслуживает мода середины 70-х. Это не совсем тот период, отсылки к которому мы видим сейчас на подиумах, но близко к тому — в фильме еще сильны отголоски хиппи-эпохи конца 60-х. Костюмами героев занималась Кэтерин Довер, за плечами которой, в основном, была работа над американскими сериалами 90-х годов. Впрочем, очевидно, с массовкой она умело обращается. В фильме множество образов второго плана, которые можно долго разглядывать. Кэтерин соединила элементы хиппи-моды 60-х и 70-х вроде блуз с рюшами, брюк клеш, обуви на платформе со спортивной темой 80-х — гольфами, толстовками и кроссовками. Вот что получилось.
Фильм начинается с кадров школы. Отсюда можно начинать отсчет пар джинсов клеш, скейтерских футболок и хиппи-рубашек, которые демонстрируют многочисленные длинноволосые девочки и парни. Многие из девушек копируют стиль Фэрры Фосетт и носят кроссовки Nike Cortez — самые популярные с 1972 года.
Модой на деним мы обязаны, конечно, 70-м. В эти годы из него шили рабочую одежду, всевозможные аксессуары, деним кастомизировали, а компания Levi’s продвигала джинсы клеш.
Эти парни могли бы рекламировать шампунь для волос. Однако главное здесь — рагга-футболки, кепка и рубашки с коротким рукавом.
Джинсы клеш с радугой — наша заветная мечта.
Топ нараспашку, фасон которой позаимствован из мира нижнего белья (похожие всегда можно найти в мужском отделе H&M), кулон, жилетка с цветами — эта парочка еще ностальгирует по Вудстоку.
Мы знаем, где Джонатан Андерсон подсмотрел идею воротника, работая над последней коллекцией.
Это канонические женские образы 70-х: хлопковые хиппи-топы с вышивкой, фолк-блузы с рюшами и вновь джинсы клеш с высокой талией. С прическами также не мудрили. Разумеется, в ходу естественные длинные волосы или каре, челки и косички.
Эй, пацаны, видели, как рубашку надо завязывать?
Полосатая футболка или майка с длинным рукавом, голубые джинсы, кеды или кроссовки — так одевались все американские скейтеры 70-х от Калифорнии до Техаса.
Учитель явно читал журнал Drum — первое африканское издание 50-х, посвященное моде. Drum писал о битниках из Кейптауна, демонстрировал наряды в европейском стиле (джинсы клеш, костюмы зут и галстуки-бабочки) и модной музыке.
Декада с 70-х по 80-е годы — так называемый бронзовый век комиксов. В это время в моду входят смешные футболки с надписями, а печатные компании Marvel и DC продолжают гонку за лучший комикс.
Полосатые брюки с высокой талией — одна из главных вещей 70-х (вспомните показы, полоска везде), как и футболка c гигантским логотипом adidas. Эти две вещи в гардеробе выдадут в вас адепта стиля середины 70-х, даже если вы родились на тридцать лет позже и вам тринадцать, как героям фильма.
Самое время пожалеть, что ваш физрук не носил микрошорты и белые гольфы.
Эти кадры напоминают нам о том, что простота и лаконичность — залог успеха.
Это знаменитая сцена посвящения в старшеклассницы. Все девчонки одной ногой в кетчупе, другой — в моде начала 80-х: гольфы, кроссовки, короткие шорты (внимание, в том числе полосатые), майки или свитшоты с надписями. Какие-то вещи не меняются с годами.
Внимание на руки: в них — деревянные клоги, вошедшие в моду в 70-е. В 2015-м они вернулись туда же, появившись в коллекции Prada и Marques’Almeida. Вы их еще не раз увидите в наших обзорах.
Взрослые читали Hustler. Мужчины хотели походить на Ларри Флинта с его брючным костюмом и рубашками в стиле диско, а женщины — на объект их фантазий в легкомысленных юбках (или без). Обратите внимание на образ секси-мамы, отказывающейся выглядеть «солидно», лейтмотивом идущий через все американские подростковые комедии.
Тут мы видим еще одну полосатую вещь в комплекте с простыми джинсами и кедами Converse — спорим, каждая из нас прошла через такой период в одежде.
Как мы недавно писали, бейсбольная форма, во-первых, может быть сексуальной, а во-вторых, до сих пор вдохновляет дизайнеров на создание одежды. Образ с последней картинки с дутой защитой мог бы легко сегодня появиться на мужской неделе моды.
Тут появляется Мэттью МакКонахи с одним закатанным рукавом футболки и говорит: «Я становлюсь старше, а они не меняются». Его герой тусит из года в год со школотой. Но важно другое: МакКонахи не раз напомнит всем в фильме, что главное — жить и чувствовать. Мы всеми фибрами прочувствовали и его мысль, и его усы. Герой Пинк тем временем демонстрирует красивую лиловую рубаху и бусики — аксессуар, который в наше время позволяют себе только самоуверенные посетители средиземноморских дискотек.
Клетчатый топ и голубые тени рядом выглядят провинциально, но в Техасе 70-х так еще не считали.
Главный герой фильма в исполнении Уайли Уиггинса носит рубашку мечты и выглядит как суперзвезда. Жаль, что ему не удалось сохранить это чувство стиля до наших дней — сейчас актер выглядит совсем иначе.
Вот прекрасная идея образа для дискотеки. Вам понадобятся вельветовые бордовые брюки клеш, объемная рубашка и широкий пояс.
Образ, в котором мы вполне можем представить себе нашу современницу — молодую нью-йоркскую художницу Петру Коллинз, которую можно считать официальным послом стиля 70-х в 2015-м.
Все герои в сборе и демонстрируют семь идей, как носить джинсы клеш: с майкой, короткой рубашкой, футболкой с рок-звездой, с рубашкой навыпуск или заправленной, с чокером и кожаной сумкой. Выбирайте.
Вы думаете, парни просто стоят у стены, но нет. Секрет школьников 70-х: пряжка ремня Пинка на самом деле курительная трубка. Кстати, бледно-розовые джинсы вовсе не признак отсутствия мужественности, а ровно наоборот.
Милла Йовович ностальгирует по фестивальному стилю и одевается как хиппи: в жилетки с бахромой, майки, джинсы клеш, а также носит множество аксессуаров и не расстается с акустической гитарой. Хотя за весь фильм она не проронила ни слова, Милла исполнила отрывок из песни с собственного альбома 1994 года «The Divine Comedy».