ПрофессияМаша Кравцова,
шеф-редактор российской
версии GARAGE
15 героинь Wonderzine, которые делают нашу жизнь лучше
Героини первой публикации Wonderzine занимаются разными вещами — редактируют журналы и сайты, открывают магазины, придумывают одежду, устраивают обеды, поют в группе, занимаются искусством и управляют международными компаниями. Объединяет их одно — все, что они делают, заставляет процессы вокруг ускоряться. Они энергичны, профессиональны, самодостаточны и притягивают к себе таких же, как они. Не зря почти все на вопрос «Какие девушки вас вдохновляют?» отвечают, что не умеют равняться на людей, которых лично не знают. Зато на них самих равняются другие девушки, которые станут нашими героинями очень скоро.
Маша Кравцова
шеф-редактор
российской версии GARAGE
Мы не делим искусство на русское и западное
На Маше:
Рубашка Acne (Универмаг «Цветной»)
Как изменился арт-мир за то время, пока вы в нем работаете?
Журнал GARAGE делает международная команда. Часть редакции работает в Лондоне, часть — в Москве, а арт-директор Майк Мейре и дизайнеры — в Кельне. И это новый в моей профессиональной практике опыт: несмотря на существование интернета, я все равно замечаю, что международный контекст, его имена, события и новости очень долго доходят до России. А та среда, в которую мы погрузились, став частью международной редакции, не только помогает нам быть в курсе последних трендов, новостей и событий в искусстве, но и делает нас их частью, более того — позволяет участвовать во многих экспериментах.
Но вообще мы не делим искусство на русское и западное. Мы считаем русское искусство частью общемирового художественного и интеллектуального поля. По разным причинам многие годы русские авторы были исключены из мирового контекста, но в последнее время это изменилось. Сейчас в Италии можно увидеть огромный персональный проект художника Евгения Антуфьева в довольно солидном фонде Collezione Maramotti в Реджо-Эмилии. Причем Антуфьев как художник сформировался не в Москве — и это в данном случае важно, — а в Туве. При этом его работы очень созвучны международным тенденциям в современном искусстве.
С тех пор как я пришла в 2002 году в индустрию искусства, она сильно изменилась. Появилось новое поколение художников, новые критики и кураторы, новая профессия — арт-менеджер. Появились новые институции, например центр «Гараж», расцвел Московский музей современного искусства, недавно был реформирован Большой Манеж — теперь это одна из самых интересных площадок в Москве. Появилось много региональных инициатив, например, Уральская биеннале в Екатеринбурге. Сформировалась среда, о которой еще десять лет назад только мечтали. Я помню, как лет десять назад приехала на арт-фестиваль «Мелиорация» на Клязьминском водохранилище. Мне показали на идущего вдалеке мужчину и сказали: «Боже, это великий и ужасный коллекционер Маркин!» Коллекционеров можно было пересчитать по пальцам, сейчас их стало гораздо больше.
Какие девушки вас вдохновляют и почему?
Мое внимание привлекают революционеры, причем для того, чтобы стать революционером, не обязательно махать флагами на баррикадах. Иногда значительно тяжелее идти против течения и противодействовать устоявшемуся положению вещей. С этой точки зрения модельеры Коко Шанель и Эльза Скиапарелли — революционеры. Контекст, в котором им пришлось работать и делать свои маленькие революции, был значительно жестче, чем современный. Меня вообще вдохновляют люди, которые находили в себе силу и смелость противостоять системе или обстоятельствам, те, кто жертвовал собой, как, например, участники Сопротивления во Франции времен Второй мировой. Меня вдохновляют люди, которые совершали военные подвиги, те, кто жил и работал в блокадном Ленинграде. Мне важно знать, что есть сильные личности, которые живут вопреки. Например, фотограф Ли Миллер, богемная тусовщица и муза сюрреалистов в 1930-е и отважный военный журналист в 1940-е, и журналистка Елена Масюк, делавшая репортажи с Чеченской войны.
Чего вам не хватает в Москве?
Мне не то чтобы не хватает каких-то институций или сервисов, скорее — определенной атмосферы. Москва — город часто не дружественный как к приезжим, так и к своим жителям. Эту дружественность нельзя сымитировать. Нельзя, как мне кажется, пользуясь чужими моделями, превратить Москву в нечто похожее на Берлин или Париж, который я очень люблю. Атмосфера каждого европейского города уникальна и складывалась на протяжении всей его истории. Я бы хотела, чтобы в Москве сложилась собственная атмосфера, но более располагающая по отношению к разным людям и социальным категориям. Но если конкретизировать, то в Москве мне очень не хватает уличных кафе, чтобы посетители пили кофе и разглядывали прохожих. Но при этом я понимаю, что в Москве люди не очень-то и настроены на такой вид коммуникации: себя показать и на других посмотреть, разве что на Никитском бульваре.
Назовите лучшие новые проекты.
Мне очень нравится галерея Paperworks, созданная Еленой Бакановой и Евгением Миттой. Она до августа прошлого года располагалась на «Винзаводе», а сейчас существует как галерея без стен. То есть ее деятельность продолжается, просто нет выставочного зала. Это распространенный мировой опыт. Без стен долго существовали Новый музей современного искусства в Нью-Йорке или музей MAC/VAL в Париже. Я очень жду новые идеи Лены и проекты, потому что они полностью соответствуют духу современности, каким я его ощущаю. Еще мне очень понравилось pop-up-пространство нью-йоркской галереи Family Business, которое открылось в Новой Голландии, и их проект Tamizdat. Family Business делает наша художница Даша Иринчеева вместе с художником Маурицио Кателланом и куратором Массимилиано Джони. Создатели галереи собрали огромное количество бумажного самиздата: каталогов, журналов и книг художника, которыми они вдохновляются. Это очень здорово, потому что по сути дает зрителю возможность фактически заглянуть в голову авторам проекта, узнать, какие идеи ими движут и чем питается их воображение.
Чтобы стать революционером,
не обязательно махать флагами на баррикадах. Иногда значительно тяжелее идти против течения
Фотограф:
Иван Кайдаш
Текст:
Лиза Кологреева
Стилист:
Маргарита Зубатова
Ассистенты стилиста:
Виктория Манешина и Лиза Кологреева
Макияж:
Марк Годар и Аня Молодцова
Волосы:
Марина Васькина